НА ПОЛЕ РУССКОЙ СЛАВЫ
Среди бесчисленных, разбросанных по необъятным просторам Русской земли православных святынь особое место занимает
Это место, еще никому неизвестное два века тому назад, затерянное в бескрайних просторах России, лишь странными названиями своих речушек: Колочь, Стонец, Война, Огник как бы пророчески возвещавшее, что здесь произойдет страшный, смертный бой, было в судьбоносный для отечественной истории момент выбрано главнокомандующим Русской армии
Минуют века, уходят в прошлое целые эпохи и поколения, но не стирается из сознания народного светлая память о павших в боях за честь и свободу нашего Отечества доблестных русских солдатах и офицерах, положивших здесь, на поле Бородинском, по слову Спасителя, души свои за друзей своих, свершивших великие подвиги ради своей страны и потомков. Наша Церковь свято чтит и молитвенно поминает тех, кто стоял тогда до конца и подарил нам жизнь — каждый день возносятся в
ИГУМЕНИЯ МАРИЯ (ТУЧКОВА) — ЖИЗНЬ КАК ПОДВИГ
«Матушка Мария молитвенно пребывает с нами», — часто говорят настоятельница — игумения Серафима (Исаева) и насельницы обители. Память о первой матушке игумении продолжает жить и в наши дни. Оказываясь под сенью монастырской благодати поневоле начинаешь испытывать благоговейное чувство глубокого уважения и духовного трепета перед исполненной веры и любви жизнью и подвижничеством игумении Марии.
Маргарита Михайловна Тучкова (в девичестве — Нарышкина, 1781–1852) происходила из знатной семьи. Будучи несчастна в первом, неудачном браке, в 21 год она промыслительно встретила молодого, красивого и достойного человека — полковника Александра Алексеевича Тучкова (1777–1812), также из старинного дворянского семейства, потомственного военного и блестящего офицера. Несмотря на то, что по законам своего времени они далеко не сразу смогли узаконить свои отношения, между ними всегда жила чистая христианская любовь. В 1811 г. у них родился сын Николай (или, как они его ласково называли, Николенька). Казалось бы, все благоволило молодым, и их ожидала долгая и счастливая супружеская жизнь.
«Но Господь судил иначе, — рассказывает насельница обители, ответственная за встречу гостей, социальное служение и проведение экскурсий инокиня Елена (Лепехина), — еще в своей мирской жизни Маргарита Михайловна получала некоторые чудесные знамения свыше, которые впоследствии действительно произошли на ее земном пути».
Господь промыслительно указал Маргарите Михайловне и ее грядущую связь с Бородинским полем. «Я была вполне счастлива с мужем — писала она, — когда однажды мне приснилось, за год до моей горькой потери, будто отец мой приносит ко мне в спальню одного моего младенца и говорит: „Вот все, что тебе осталось!“ и в то же время мне послышался тайный голос: „участь твоя решится в Бородине!“ Проснувшись в большом волнении, я рассказала мужу то, что виделось мне во сне, и он приписал это игре пылкого воображения… мы напрасно искали Бородино в окрестностях нашего полка, который тогда был расположен недалеко от западной границы. Кому могла придти мысль искать Бородино близ Москвы?»… Вещий сон исполнился в точности 1 сентября 1812 г., когда ее брат Кирилл Михайлович Нарышкин, состоявший адьютантом при генерале
— Можно лишь преклоняться перед мужеством молодой женщины, потерявшей любимого мужа, оставшейся вдовой с ребенком на руках, но не дрогнувшей и не упавшей духом, — говорит инокиня Елена, — всего через несколько недель после великой битвы она отправилась на Бородинское поле и мужественно искала среди бесчисленного числа убитых тело своего погибшего мужа. Но все поиски оказались тщетными.
Через несколько лет
Однако горькая чаша вдовы генерала Тучкова еще не была испита до дна. В 1826 г. в возрасте 15 лет неожиданно и скоропостижно умирает ее единственный сын Николенька, после чего уже ничто не связывало Маргариту Михайловну с радостями мирской жизни. Похоронив сына в склепе под Спасским храмом, она выстраивает неподалеку деревянный
Побывали мы и в
— Первоначально домик был выстроен в период между 1823 и 1826 гг., — рассказывает сотрудник музея, смотритель домика Елена Сергеевна Захарова. — Здесь
Здесь представлены дневники, письма, распоряжения, мебель и некоторые другие личные вещи игумении Марии. К сожалению, почти все из представленных сейчас вещей являются копиями, искусно воссозданными лишь в недавнем прошлом.
СВЯТИТЕЛЬ ФИЛАРЕТ МОСКОВСКИЙ И НАЧАЛО
Постепенно вокруг
— Святитель Филарет стоял у истоков нашей обители, — рассказывает игумения Серафима, — именно от него монастырь принял свои общежительные правила и в течение долгого времени пользовался его руководством. Каждой сестре вменялось в обязанность ежедневное поминовение вождей и воинов, на поле Бородинском живот свой положивших.
Благодаря высоким душевным качествам и благородству игумении Марии, в монастыре царила атмосфера нелицемерной любви, взаимопомощи, согласия, мира.
Кроме Спасского храма игуменией Марией была построена церковь во имя праведного Филарета Милостивого и 23 июля 1839 г. была освящена митрополитом Филаретом. Также была построена трехъярусная колокольня, келейные корпуса, возведена кирпичная монастырская ограда с четырьмя угловыми башнями и воротами. Тогда же было начато и возведение главного, Владимирского собора, но матушке Марии не суждено было дожить до его освящения в 1859 г.
«Наконец,
Вглядываясь в эти старые и почти нетронутые, к счастью, временем снимки, смотря на удивительные чистые и светлые лица этих людей, наших предков, живших еще так недавно, мы испытали чувство невыразимой духовной радости и… вместе с тем глубокой печали. Весь цвет России собрался тогда на Бородинском поле, чтобы воздать павшим героям вечную славу… Однако вскоре времена сменились, и той России, которая сохранилась в этих альбомных фотографиях, не стало. Устанавливалась новая, безбожная власть. Новая жизнь безжалостно диктовала свои правила. Не минула сия горькая чаша и
ЗА ГОЛГОФОЙ СЛЕДУЕТ ВОСКРЕСЕНИЕ
После революции положение
В годы Великой Отечественной войны с 10 августа по 9 октября 1941 г. в одном из зданий бывшего монастыря размещался Сибирский Томский госпиталь
После победы здесь на долгие годы расположилась
-Да, наша обитель претерпела поругание. Владимирский собор стоял тогда в запустении, с него были сняты кресты, отсутствовал иконостас, но он не был снесен до основания. Убранство храмов было полностью уничтожено.
Лишь в 1974 г. «монастырский комплекс», находившийся в плачевном состоянии, был передан Государственному Бородинскому
Первая Божественная литургия после
В стенах славной обители вновь затеплился огонек иноческой жизни.
В СЛУЖБЕ БОГУ И ЦЕРКВИ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПОКОЛЕНИЙ
В страшную годину революции, гражданской войны и красного террора Русская Церковь приняла на себя тяжелейший удар гонений, обернувшихся миллионными репрессиями, сотрясшими до основания всю Россию. Храмы Божии и монастыри массово осквернялись и закрывались, священнослужители и монашествующие гибли, страдали в лагерях и ссылках. Ответом на эти страшные гонения стал подвиг Собора новомучеников и исповедников Российских, положивших свои жизни ради сохранения православной веры.
В ту печальную пору в
— В ту пору она была уже
Схимонахиня Рахиль начала почитаться в народе как святая вскоре после своей кончины в 1928 г., и по горячим молитвам к ней продолжали совершаться чудесные исцеления. Вскоре после возрождения
Говоря о преподобной Рахили, нельзя не сказать и об инокине Мелании (Барановой, 1905–1992), младшей современнице и духовной сестре святой подвижницы. Монахиня Мелания была одной из последних насельниц
— Незадолго до закрытия нашей обители старица Рахиль напутствовала инокиню Меланию на жертвенное служение Богу и людям в миру, — продолжает сестра Елена, — она сказала, что придет время, и посреди колючего шиповника прорастет
А еще одна нынешняя обитательница монастыря, сестра Ирина (Брилинг) является не только духовной, но и в буквальном смысле этого слова потомственной насельницей
— Дома у нас всегда хранилась ее фотография, — вспоминает она, — я знала, что она была схимонахиней и жила в
«МЫ ВСЕ — ОДНА СЕМЬЯ»
Сегодня в
Наша основная собеседница — инокиня Елена (Лепехина), вспоминает.
— В жизни каждого из нас, наверное, бывают такие чудесные мгновения, которые вдруг светло озаряют и душу и сердце, — говорит инокиня Елена, — и для меня, например, такой момент настал в 1988 г., когда наша Церковь, несмотря на все внешние обстоятельства, торжественно отмечала
Инокиня Алла (Шереметьева) каждый день совершает в
В монастыре функционирует
— Вышивать я любила всегда, — говорит сестра Ирина, — но профессионально этим занимаюсь на протяжениИ последних 10 лет. Постепенно мы создали здесь целую златошвейную мастерскую, и сейчас я обучаю других сестер этому занятию. Мы все вместе изучили большое количество учебной литературы и освоили древнюю традицию лицевого шитья, мы полностью вышиваем священные изображения. Изготовленных нами икон уже довольно много, и все они совершенно уникальные, поскольку двух одинаковых работ не бывает в принципе, ведь каждая такая вышивка — ручная.
Совсем недавно монастырь посетил с официальным визитом новый губернатор Московской области Сергей Шойгу, в памятный дар которому сестры преподнесли образ Спаса Нерукотворного. К предстоящим торжествам насельницы обители под руководством сестры Ирины вышивают иконы, в том числе и Смоленский образ Божией Матери, что само по себе знаменательно, ведь именно перед этой иконой молился в августе 1812 г. перед Бородинской сечей и сам Кутузов, и все русское воинство.
На подсобном хозяйстве монастыря сестры содержат коров, коз и кур, на молочной кухне молоко перерабатывают на творог, сметану, масло и сыр.
В монастыре сестры занимаются выпечкой известного бородинского бездрожжевого хлеба.
Истоки возникновения бородинского хлеба исходят из нашей обители, — повествует игумения Серафима, — но рецептуры бородинского хлеба до наших дней не сохранилось, и сестры смогли сами создать новый рецепт, который отличается высокими вкусовыми качествами.
Большинство насельниц пришли в монастырь относительно недавно, в последние 10–12 лет. И только матушка настоятельница игумения Серафима (Исаева) помнит самые первые дни обители. Следует отметить, что сама матушка, в отличие от большинства сестер, вышла из церковной, глубоко верующей семьи. Некоторые ее родственники также приняли монашество, сама она долгое время проработала в Даниловом монастыре, и жизнь в Церкви для нее привычна, пожалуй, с самых ранних лет. Матушка не считает нужным подробно вдаваться в личные подробности, поскольку, по ее искреннему убеждению, нет и не может быть для монашеского чина большей заботы, чем служение Богу и Церкви.
— Все последние годы главным предметом моих трудов и забот является наша святая обитель, — говорит матушка Серафима, — ей я посвятила значительную часть своей жизни, и радости нашего монастыря — это мои радости. Конечно, общежительный порядок не бывает всегда тихим и безмятежным. Как и в любом, наверное, обществе, у нас бывают проблемы и недоразумения, но по милости Божией все возникающие трудности превозмогаем.
У КАЖДОГО ИЗ НАС СВОЙ ПУТЬ К БОГУ
Вместе с сестрой Еленой мы побывали в гостях у двух пожилых православных женщин — постоянных прихожанок
— Как же все поначалу сложно было, — вспоминает Лидия Ивановна, — сперва ведь не хотели нам разрешение давать, потом, когда мы его
А Любовь Ивановна еще и сочиняет стихи, и какие! Все Семеновское знает ее сочинения, и ни одна приходская встреча, ни одно собрание не обходится без ее творческого выступления. Нам Любовь Ивановна прочитала несколько своих самых любимых стихотворений — про монастырь, про любовь и дружбу, про Пояс Пресвятой Богородицы, которому прошлой осенью поклонилась вся православная Русь, и небольшой отрывок из ее самого, пожалуй, знаменитого произведения — поэмы о Бородине.
В преддверии празднования сразу двух важных и юбилейных дат — 200 лет победы России в Отечественной войне 1812 г. и
Уже сейчас сестры ежедневно встречают все новых гостей — люди приезжают сюда как самостоятельно, так и большими группами, и проводят экскурсии. Для этого им пришлось освоить огромное количество литературы, и теперь насельницы знают историю Отечественной войны 1812 г. не хуже дипломированных историков и краеведов.
Скоро в жизни
С. Алферов