XVII век занимает особое место в русской церковной и гражданской истории. Нередко он как бы «отходит в тень» перед своим преемником — веком Петровских реформ, «золотым веком» Екатерины, оставаясь в глазах наших современников веком «темным», непонятным. Действительно, XVII век был словно соткан из конфликтов, расколов и противоречий, суть которых (особенно это касается сферы
XVII столетие сложно понять, не изучив фигуры «второго эшелона» элиты Московского царства. К ним относились и архиереи Московского Патриархата. Знакомство с их персоналиями обогатит наше понимание не только церковной, но и гражданской истории страны.
В настоящей статье мы хотим познакомить читателя с жизнеописаниями иерархов Коломенской епархии XVII в. — самой небольшой и, по сведениям архидиакона Павла Алеппского, «беднейшей».
Основанная в
Однако к середине XV в. положение изменяется. Политические позиции Московских правителей укрепились настолько, что они больше не нуждались в опоре на авторитет Церкви; более того, княжеская власть все чаще вмешивалась в политику митрополии, претендовала на право решения сугубо церковных вопросов и даже на замещение епископских кафедр угодными ей кандидатурами. В такой ситуации необходимость в отдельной, самостоятельной кафедре с епископом, представляющим интересы светского правителя, отпадает. Другой серьезный удар по престижу Коломенской епархии был нанесен в
Иосиф, епископ
(1586 г. — † 27 января 1615 г.)
Биография Иосифа до его рукоположения во епископы Коломенские неизвестна. Сама епископская хиротония относится к 1586 г. 26 января 1589 г. он присутствовал на поставлении митрополита Иова в Патриархи Всероссийские. Период святительства епископа Иосифа пришелся на Смутное время. В этот период он явил свой патриотизм и твердую верность православию. На соборе 1606 г., возглавлявшемся «потаковником» Лжедмитрия Патриархом Игнатием, и созванном из представителей духовенства и бояр с целью благословения брака самозванца с католичкой Мариной Мнишек, епископ Иосиф вместе с Казанским митрополитом Гермогеном и некоторыми протопопами выступил с требованием перекрещивания Марины. Позиция епископа Иосифа была в полном согласии с архиерейской присягой, обязывавшей не допускать смешанных браков православных с латинами и армянами. Русская практика требовала при этом также и перекрещивания латинян1. Лжедмитрий ответил репрессиями: митрополит Гермоген и епископ Иосиф были высланы в свои епархии. По другим сведениям, епископ Иосиф был удален на покой2, причем над ним нависла угроза заточения3.
Во времена Лжедмитрия II (весной 1608 г.) Коломна была захвачена войсками знаменитого литовского полковника Лисовского. Воевода Коломны князь Владимир Тимофеевич Долгоруков и епископ Иосиф были взяты в плен. В насмешку над саном и достоинством православного епископа Владыку Иосифа привязали к пушке и так возили по многим городам. В качестве пленников еп. Иосиф и кн. Долгоруков были взяты под Москву. Но Лисовский не был допущен к первопрестольной. При урочище Медвежий брод он был разбит войском царя Василия Шуйского. «Епископ Иосиф и князь, к великому утешению коломенцев, были освобождены»4.
Авторитет Владыки Иосифа был достаточно велик, что позволило ему во время возмущения города сотником Бобыниным удержать народ от перехода на сторону Лжедмитрия II.
Не обошло стороной Коломну и восстание Ивана Болотникова (1606–1607). Один из его отрядов занял город и нанес немалый ущерб его святыням. Указная грамота царя Василия Шуйского от октября 1606 г. в Муром сообщает, что болотниковцы «монастыри церкви все осквернили и казну пограбили, и оброзы Божии обругали, и вклады ободрали…»5
В 1613 г. вместе с настоятелем Голутвина монастыря Авраамием и другими депутатами от Коломны епископ Иосиф участвовал в избрании царя Михаила Федоровича Романова.
К этому же году относится некий неприятный инцидент, связанный с захватом посадскими людьми Коломны одной из епископских слободок6.
Епископ Иосиф скончался 27 января 1615 г. и был погребен в Успенском соборе города Коломны.
Рафаил, епископ
(17 декабря 1618 г. — октябрь 1652 г., уволен)
Рафаил был хиротонисан в епископы Коломенские 17 декабря 1618 г. из архимандритов Рязанского Спасского монастыря. Период его святительства совпадает со временем правления царей Михаила Федоровича (1613–1645) и, отчасти, Алексея Михайловича (1645–1676). От разрушительных последствий Смутного времени оправлялось не только государство, но и Церковь. Возрождались поруганные иноземными захватчиками святыни, возвращались заброшенные владения. От этого периода сохранилась жалованная грамота царя Михаила Федоровича, выданная Рафаилу, «епископу Коломенскому и Коширскому», в 1628 г.
Епископ Рафаил был среди участников собора 1649 г. в Москве, выступившего против введения единогласия в богослужение и постановившего: «Как было при прежних святителех, митрополитех и патриархех, по всем приходским церквям службы служити по прежнему, и вновь ничего не вчинати»7. Этот собор вызвал бурю негодования у боголюбцев, среди которых был и Стефан Вонифатьев, духовник царя.
Тяжелейшее налоговое бремя, вызванное необходимостью экономической реабилитации государства от последствий Смутного времени, привело к волнениям в среде посадских людей, обязанных нести тягло. Волнения были направлены против т.н. «белых» слобод,
При епископе Рафаиле состоялся земский собор
В октябре 1652 г. епископ Рафаил был уволен от управления епархией. Причиной увольнения был, скорее всего, более чем почтенный возраст Коломенского святителя.
Священник Н.Марков именует епископа Рафаила «схимником».
Епископ Рафаил почил 25 января 1653 г. и был погребен 11 февраля в Коломенском Успенском соборе. Отпевание почившего в схиме святителя совершил его преемник по кафедре — епископ Павел. Над могилой Рафаила была установлена белокаменная плита, замененная впоследствии чугунной. Священник Н.Марков сообщает, что этот епископ был особенно любим народом. Владыка Рафаил был особо почитаем в Коломне10.
Павел, епископ
(17 октября 1652 г. — апрель 1654 г., низложен)
Епископ Павел является одной из самых ярких, противоречивых и интересных личностей,
Старообрядческая традиция, напротив, имеет великое множество «Сказаний» о епископе Павле Коломенском. Но отделение в них легендарных сведений от собственно исторического нарратива представляет немалую трудность.
Наибольший интерес представляют воспоминания современников епископа Павла, к которым можно отнести «Житие» протопопа Аввакума, сведения которого очень бедны; «Послание к сыну Максиму» диакона Федора (+1682), который был духовным сыном и пустозерским соузником Аввакума. О Павле диакон Федор пишет с чужих слов, возможно, самого протопопа Аввакума. Воспоминания о соборе 1654 г. и речи на нем епископа Павла сохранились в записях архидиакона Павла Алеппского. Отдельные моменты биографии епископа Павла изложены в житии суздальского митрополита Илариона (1632–1707), прославленного Русской Православной Церковью.
Из позднейших старообрядческих сочинений, описывающих судьбу епископа Павла, заслуживают внимания «Виноград Российский» Симеона Денисова, в основе которого лежит устная традиция и «История о бегствующем священстве» Ионы (Курносова), привезенная им в 1799 г. на поповский собор, проходивший на Рогожке.
Ряд специализированных исследований, посвященных личности епископа Павла, принадлежит
Будущий епископ Павел происходил из Нижегородского Закудемского стана. Относительно более точной локализации места его рождения мнения исследователей расходятся.
Дата рождения Павла остается неизвестной. По мнению Паскаля, Павел был ровесником Аввакума, а его отец, Иоанн, обучал азам грамоты будущего Патриарха Никона. Однако это сведения не подкреплены ссылками на
Из Колычева отец Павла вместе с семьей переехал в село Кириково, где продолжил священническое служение. В 1632 г. служить в Кириково перешел иерей Анания, ранее служивший в Зачатьевском монастыре Нижнего Новгорода. Анания считался одним из лучших духовников своего времени и отличался образованностью — «зело благоговеен и божественного писания Ветхого и Нового Завета добре искусен, благ зело и кроток»12.
В 1632 г. к отцу Анании приехал для обучения священнослужению новорукоположенный иерей Иоанн Неронов (1591–1670), будущий духовный отец протопопа Аввакума. Житие митрополита Илариона сообщает, что он «много время» жил в Кирикове «в дому священника Анании». Возможно, к этому периоду относится возникновение его дружеских отношений с будущим епископом Павлом.
Иноческий путь будущего святителя начался в Желтоводском монастыре прп. Макария. Принадлежавшая некогда собранию
В обители инок Павел исполнял послушание казначея. Сообщение об этом мы находим в духовной памяти строителя
В июне 1651 г. отец Павел стал настоятелем
Возведение на игуменство в столь прославленной обители, как
Сведений о настоятельстве игумена Павла в Боровске почти не сохранилось. Архимандрит Леонид (Кавелин) в своем «Описании»
Другим документом является Книга сбора печатных пошлин времени Патриарха Иосифа за 7160 (1651–1652) г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Ед. хр. 31), содержащая запись, упоминающую челобитную игумена Павла с братией.
15 апреля 1562 г. скончался Патриарх Иосиф. Встал вопрос о новом Первосвятителе. Ревнители благочестия подали челобитную царю и царице, в которой просили, чтобы Патриархом стал духовник царя Стефан Вонифатьев, но последний отказался и указал на кандидатуру митрополита Никона. Ревнители согласились, была составлена новая челобитная, к которой, возможно, приложил руку и игумен Павел. Опубликованные
23 июля 1652 г. состоялось наречение Новгородского митрополита Никона в Патриархи, а 25 июля — его возведение на кафедру. Участие в церемонии возведения игумена Павла служит ценным свидетельством о положении, занимаемом им в церковной иерархии. В первом часу дня (7 ч. утра) под праздничный благовест из Крестовой палаты Патриаршего двора «начальный митрополит» Корнилий послал за нареченным Патриархом «Серапиона, митрополита Крутицкого, да чюдовского архимарита Ферапонта, да спасского архимарита, да пафнотьевского игумена <Павла>»22. Посланные приехали к Никону и, пригласив его в Успенский собор, торжественным поездом двинулись обратно: «новонареченному Патриарху Никону ехати к соборной церкви в санех, а санем и саньником бытии с патриарша двора. А за ним ехати Серапиону, митрополиту Крутицкому, да чюдовскому и спасскому архимаритам и пафнотьевскому игумену, а пред ними идти огненником»23.
В октябре 1652 г., вскоре после возведения на Патриаршество Никона, удалился на покой и принял схиму Коломенский и Каширский епископ Рафаил, а 17 октября 1652 г. Патриарх Никон рукоположил во епископы и возвел на Коломенскую кафедру игумена
25 января 1653 г. скончался
Особенную ценность для историков представляют документы, относящиеся непосредственно к осуществлению епископом управления своей епархией. Они позволяют реконструировать характер взаимоотношений между епископом и его паствой (иногда шире: между Церковью и государством), определить, как на практике применялись государственные законы или соборные определения в тех или иных моментах церковной жизни. От периода управления епископом Павлом Коломенской епархией таких документов сохранилось всего два: челобитная воеводы г. Ефремова царю Алексею Михайловичу и грамота Коломенского и Каширского епископа Павла архимандриту
Челобитная Ефремовского воеводы хранится в РГАДА (Ф. 210) и в научный оборот впервые была введена через «Описание документов и бумаг, хранящихся в Московском архиве Министерства юстиции» (Кн. XII. С. 413). Из историков о ней упоминал лишь П.Паскаль. Более подробно т. н. «Дело священника Максима из г. Ефремова» описано у
Из текста челобитной суть дела предстает таким образом: 16 июля 1652 г., во время правления епископа Рафаила, перед Ефремовским воеводой Даниилом Карповым состоялся суд между боярским сыном Свиридом Поволяевым и попом Максимом. Попу Максиму был предъявлен иск «по веданой записи в шести рублех». Священник не признал справедливости данного иска и «воровски бил челом… епископу Павлу Коломенскому и Коширскому». В 1653 г., перед началом Великого поста, епископ Павел приехал в Ефремов. На этот раз Ефремовский воевода решил пожаловаться архиерею на священника,
Сколь ни суровым и несправедливым не представляется решение дела епископом Павлом, однако оно имело все основания в каноническом праве того времени, которое строго разграничивало области церковного и государственного суда и запрещало «мирским судиям» судить церковных клириков. Одно из постановлений Стоглавого собора говорит об этом так: «Яко не подобает князем и боляром и всяким судиям мирским, священнического и иноческого чина на суд привлачати, ниже таковым судити…»26 «Божественная писания и священная правила и законы… область и господство все и владычне и управление и попечение, все местным Епископом повелевают имети»27. Такой нарушитель канонов «по чину подобен есть точию священная крадущи, и скверностяжателем, и иноверным человеком; и сии убо яко татие суть и хищницы, и разбойницы церковнии, и сия аще кто сотворит и не покается, таковый пагубу наследит…»28
В челобитной воевода Даниил Карпов обращается к царю с просьбой снять с него несправедливое запрещение. Исход дела, к сожалению, нам неизвестен.
Другим документом, имеющим отношение к епископу Павлу, является грамота, адресованная им архимандриту
Особую ценность документу придает сохранившийся фрагмент печати епископа Павла, приводимый ниже в реконструкции
Епископ Павел занимался не только водворением канонического порядка в пределах своей епархии, но и вел активную деятельность по благоустройству своего архиерейского двора. Он расширил трапезную при архиерейских палатах и устроил при ней зимнюю церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, описание которой мы находим у архидиакона Павла Алеппского: «В конце вышеописанной галереи есть новая каменная церковь, построенная тем первым епископом (
Кроме этого, по свидетельству архидиакона Павла, было построено новое каменное здание казнохранилища и «дивана» — Разрядного приказа или, выражаясь современным языком, епархиального управления, консистории31.
В декабре 7161 (1653) г. к Павлу приехал его зять Иоанн Ананьев, который, женившись на его сестре Ксении, вскоре овдовел. Иоанн поведал Коломенскому святителю свое сокровенное желание — принять монашеский постриг, которое он намеревался осуществить в глухой Флорищевой пустыни. Павлу удалось убедить Иоанна принять иноческий образ в Коломне и пройти первоначальный монашеский искус при нем. 11 декабря 1653 г. Иоанн был пострижен в монашество с именем Илариона. Вскоре Иларион «посвящен бысть тем же епископом Павлом во иеродиакона тогожде 7161 (1653) г. марта 12 дня и вручена ему бысть ризничная служба»32.
В 1653 г. в начале Великого поста (начинался 21 февраля) Патриарх Никон прислал Иоанну Неронову «память» (циркуляр), содержание которого протопоп Аввакум передает так: «Год и число. По преданию святых апостол и святых отец, не подобает во церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны, еще же и трема персты бы есте крестились»33. В ответ «боголюбцы» направили царю грамоту «о сложении перст и о поклонех», составленную Аввакумом и Даниилом Костромским. Под грамотой стояла подпись и епископа Коломенского и Каширского. Царь передал грамоту самому Патриарху Никону, и расправа последовала незамедлительно: протопопы Аввакум, Даниил, Иоанн Неронов и прочие защитники устоявшихся обрядов были арестованы и сосланы34. Правда, епископа Павла гнев Патриарха пока не коснулся.
Столкнувшись с противодействием своим реформам, Патриарх решил подтвердить их авторитетом церковного Собора, который и был созван в конце марта — начале апреля 1654 г., для отмены «нововводных чинов». Подробная характеристика Собора и его деяний находится в монографии
В перечень предложенных для рассмотрения вопросов Патриарх Никон включил и вопрос о земных поклонах на великопостной молитве св. Ефрема Сирина: «Во уставех греческих, и в наших старых написано о поклонех в великую Четыредесятницу, а в новых не против греческих и старых положено и о сем должно есть истинно испытати»37. Когда этот вопрос был предложен на рассмотрение, епископ Павел заявил свое особое мнение — единственное свободное высказывание за все время работы Собора. В своей речи святитель заявил о несогласии с начатыми Никоном преобразованиями и выступил в защиту прежних обрядов, изменение которых, по представлению большинства современников Павла, было бы изменением веры. Архидиакон Павел передает часть речи Коломенского епископа: «С того времени, как мы сделались христианами и получили правую веру по наследству от отцов и дедов благочестивых, мы держались этих обрядов и этой веры и теперь не согласны принять новую веру»38. Свою точку зрения Павел аргументировал ссылками на два древних устава — «харотеиной» и «писмяной».
Как известно, книжная справа в подавляющем большинстве случаев ориентировалась на современную греческую богослужебную практику и, соответственно, проводилась по новопечатным (изданным в униатских типографиях Европы) греческим книгам. Увидев, что решение Собора об исправлении книг не выполняется и служит только прикрытием для проведения реформ в прежнем направлении, епископ Павел отказался от своей подписи под его деяниями — «блаженный и боголюбивый епископ Павел заглади своя подписания»43.
Открытое столкновение с Патриархом Никоном не могло пройти бесследно для Коломенского епископа. «Павел жестоко должен был поплатиться за свою дерзость, за свою попытку выражать на соборе собственное суждение о деле, несогласное с мнением Патриарха»44. Авторитет, которым пользовался епископ Павел в Церкви, первоначально побудил Никона прибегнуть к мирным уговорам, с целью убедить «строптивого» епископа изменить свое мнение о реформах. Симеон Денисов передает спор, произошедший между Патриархом и Коломенским архипастырем45. По старообрядческому преданию, этот спор закончился тем, что Никон сорвал с Павла мантию и собственноручно избил без милости: «Тогда Никон Патриарх рыкну, яко лев зол и нача бити немилостивно по ланитом Преосвященнаго; и дотоле его бияше, дондеже сам изнеможе. А Преосвященный Павел паде на землю, аки мертв и, мало в себе пришед, воста, бившему благодарение воздаде и стояше молча»46.
Официальные источники более осторожны в изложении описываемых событий. Московский Собор 1666 г. впоследствии ставил Никону в вину то, что он «сам един… кроме всякого Поместного Собора, на нем же должен бяше явити его погрешения… По низложении Павла, епископа Коломенского, его же из мантии обнажи жестоце и на лютая биения и наказания предаде, и на дальняя заточения предаде…»47
О своих несчастьях и заточении в тюрьме Павел писал Иоанну Неронову, к сожалению, письмо это не сохранилось. Челобитная Неронова от 2 мая 1654 г. царице Марии Ильиничне, содержащая просьбу о заступничестве за Павла, осталась без ответа48.
Епископ Павел был сослан на Онежское озеро в Палеостровский Рождественский монастырь. Условия содержания здесь были крайне тяжелыми. «Умереть лучше было бы для него, чем жить там, по причине великого стеснения и жалкой жизни, постоянного мрака, голода и совершенного отсутствия хлеба; оттуда ему невозможно убежать и спастись», — писал архидиакон Павел Алеппский49. Но суровые испытания не сломили святителя, он был уверен, что преследования скоро закончатся. Старообрядческое предание сообщает об активной проповеднической деятельности Павла: «Не малое время… ясным гласом и светлою душею древлецерковного благочестия светлость свободно проповедающу»50. По преданию, в Палеостровском монастыре Павел провел полтора года. Его широкая проповедническая деятельность стала известна в Москве и послужила причиной перевода епископа в ноябре—декабре 1655 г. в Новгородский Хутынский монастырь, под строгий надзор архимандрита Евфимия (Барашко) (управлял в 1642–1648;
Известия о продолжающейся проповеди Павла побудили Никона к устранению опасного соперника. По общепринятому старообрядческому преданию, епископ Павел был сожжен. Кончина святителя последовала в Великий Четверток, 3 апреля 7164 (1656) г. Среди последователей старого обряда почитание его как святого началось сразу же после его кончины и продолжается до сих пор.
Александр, епископ
(3 июня 1655 г. — 5 декабря 1657 г., переведен)
3 июня 1655 г. на Коломенскую кафедру был хиротонисан архимандрит Вологодского
23 апреля 1656 г. епископ Александр присутствовал на соборе, утвердившем троеперстие и объявившем двуперстие «Несториевой ересью». «Содержащие» двоеперстие объявлялись Собором подлежащими церковному отлучению и проклятию. Собор также одобрил к печати новоисправленный Требник.
18 мая этого же, 1656 г., епископ Александр присутствовал на Соборе, созванном для заочного осуждения одного из самых активных и влиятельных в народной среде оппонентов Патриарха Никона — протопопа Иоанна Неронова. Соборное постановление о проклятии и отлучении от Церкви Неронова и его единомышленников было торжественно провозглашено во время богослужения в Московском Успенском соборе Антиохийским Патриархом Макарием, в присутствии Патриарха Никона.
5 декабря 1657 г. епископ Александр был переведен на Вятскую кафедру.
Несмотря на то, что подписи епископа Александра стоят под актами всех вышеупомянутых Соборов, он принадлежал к числу епископов, не одобрявших реформ Никона, но до времени не высказывавших своего мнения
Оставление Никоном Первосвятительского Престола дало возможность недовольным иерархам открыто выразить свои настроения. В это время епископ Александр заявил себя противником реформ и личным врагом Патриарха Никона. Одной из причин ярко выраженной неприязни епископа Александра стала, по всей видимости, проведенная Патриархом Никоном ликвидация Коломенской епархии, с присоединением ее к Патриаршей области59. Владыка Александр был определен на вновь созданную Вятскую кафедру, бедную и совершенно неустроенную в экономическом отношении.
Уже будучи Вятским епископом, Александр подал царю челобитную, «в которой он сильно нападал лично на Никона, изображая его, как Патриарха, в самых мрачных красках»60. Помимо этого, епископ Александр выступил против никоновских книжных исправлений, заняв в этом вопросе ту же позицию, на которой стояли защитники церковной старины. Он написал особое исследование, направленное против никоновских книжных исправлений, состоящее из 48 «вопросов», которое он намерен был представить на рассмотрение Собора 1666 г. Последний, действительно, посвятил Вятскому епископу Александру целое особое заседание, поскольку не мог оставить без внимания архиерея, вносящего разлад в епископскую среду и оказывавшего поддержку последователям раскола. В результате соборных увещаний епископ Александр признал свою неправоту и, письменно засвидетельствовав раскаяние в своих заблуждениях, присоединился, вместе со всеми архиереями, к признанию православия тогдашних греческих патриархов, греческих печатных книг и Московского Собора 1654 г.
Мисаил, епископ
(9 июня 1667 г. -14 сентября 1671 г., переведен)
9 июня 1667 г. Патриарх Иосиф возвел на Коломенскую кафедру архимандрита Симоновского монастыря Мисаила. Как уже указывалось, постановлением Собора 1667 г. Коломенской кафедре присваивался статус архиепископии. Однако все известные нам списки иерархов (Преосв. Амвросия (Орнатского),
Епископ Мисаил является одним из малоизвестных Коломенских иерархов. 14 сентября 1671 г. он был переведен на Белгородскую кафедру с возведением в сан митрополита.
Иосиф, архиепископ
(1672 г. — 1675 г., уволен)
Сведения о жизни архиепископа Иосифа немногочисленны. Известно, что он был архимандритом Астраханского Троицкого монастыря, а в 1672 г. переведен в архимандриты Нижегородского Печерского монастыря. Архимандрит Иосиф был одним из самых непримиримых гонителей Патриарха Никона.
В 1672 г. Иосиф был возведен на Коломенскую кафедру и в этом же году участвовал в поставлении Патриарха Питирима. В 1675 г. Коломенский архиепископ присутствует на Соборе, нашедшем необходимым напомнить о неподсудности духовенства светским властям и установившем регламент отношений епархиальных архиереев к Патриарху и подчиненному им духовенству.
Широкую, но печальную известность первый Коломенский архиепископ приобрел в связи с т. н. «Делом архиепископа Иосифа», вскрывшем множество злоупотреблений иерарха. Поводом к возбуждению дела стали челобитные с жалобой на архиепископа Иосифа и его приказных людей — бывшего подьячего приказа Тайных дел Алексея Симонова и дьяка Гавриила Кокошкина, поданные Патриарху Иоакиму в октябре 1675 г. По этим челобитным тотчас же было назначено расследование: из Коломны в Москву был вызван как сам архиепископ Иосиф, так и некоторые его «домовые люди». Помимо этого в Коломну и Тулу было направлено двое следователей для проведения допросов на месте и розыска о проступках архиепископа.
На основании показаний челобитных, которые полностью подтверждались проведенным расследованием, архиепископ Иосиф обвинялся:
Имя архиепископа Иосифа стало хрестоматийным примером архиерейской жестокости, нередкой в описываемое время, подобно тому, как имя Салтычихи является образцом самодурства и жестокости помещиков крепостного периода.
По окончании следствия, 14 марта 1676 г. был созван Собор при участии семи архиереев, для вынесения определения по делу архиепископа Иосифа. Ввиду смерти Алексея Михайловича Коломенскому архиерею прощались его отзывы о самодержце, с тем, чтобы он «оставления ради сея вины» до конца жизни молил Бога об упокоении души царя. Принимая во внимание покаяние, принесенное Иосифом перед Собором, снисходительно отнеслись и к прочим проступкам архиепископа: он был запрещен в священнослужении и сослан на проживание в Лисицкий (Лисичий, Лисий)
В 1678 г. архиепископ Иосиф был прощен и переведен в московский Архангельский собор для совершения поминовений по великим князьям и княгиням, погребенным в нем. Скончался он 29 июля 1681 г. и был погребен в
Павел Моравский, архиепископ
(2 апреля 1676 г. — 6 сентября 1681 г.; переведен)
Один из малоизвестных Коломенских архиереев. Был хиротонисан во архиепископа Коломенского 2 апреля 1676 г. из архимандритов Макарьевского Желтоводского монастыря. 6 сентября 1681 г. переведен в Суздаль. С ноября 1681 г. и до конца жизни был митрополитом Рязанским. Известна его наставительная грамота 1683 г., обращенная к архимандриту Богословского монастыря Иосифу и келарю Солотченского монастыря Пахомию. Грамота свидетельствует о глубоком знании святителем Павлом Священного Писания64.
Никита, архиепископ
(24 декабря 1681 г. — + после июня 1704 г.)
Будущий архиепископ Никита происходил из купеческого рода города Тотьмы. Его мирское имя остается неизвестным так же, как нет сведений о месте и обстоятельствах его монашеского пострига. Известно, что до принятия епископского сана Никита был архимандритом
6 ноября 1681 г. архимандрит Никита был хиротонисан в епископа Архангельского и Звенигородского и должен был стать первым епископом возрожденной кафедры, но поскольку реформа епархиального деления Русской Церкви «в совершенное действо за некими препятии не произведеся»66, епископ Никита был определен к служению в московский Архангельский собор.
24 декабря того же (1681) года, с присвоением титула архиепископа, Никита был переведен в Коломну. В записной книге царя Петра Алексеевича за 1682 г. есть такое сообщение: «Того ж году маия в 12 день служил у Архангела обедню и по великом государе понахиду Никита архиепископ Коломенский и Каширский»67. Это означает, что Владыка совершал поминовение скончавшегося монарха.
24 декабря того же (1681) года, с присвоением титула архиепископа, Никита был переведен в Коломну. Период правления архиепископа Никиты отмечен активным храмоздательством. В год его поставления артелью мастера Мелентия Алексеева было завершено строительство нового Успенского собора, начатое еще при архиепископе Иосифе (1672–1675). При архиепископе Никите была выполнена роспись собора, а также построена новая каменная колокольня и отлит к ней большой колокол. На архиерейском дворе был возведен из камня архиерейский дом и построены другие здания68.
Взамен старых, деревянных, были возведены каменные храмы: Зачатия Пресвятой Богородицы в Гончарной слободе, Святой Троицы в Ямской слободе, святителя Николая на Посаде. Жители не жалели средств на строительство и благоукрашение «своих» храмов.
Архиепископ Никита явил собой образ истинно христианского пастырства и милосердия во время случившегося в его правление двухлетнего голода: «Он щедрою рукою награждал нуждающихся и таким образом пропитал множество народа»69.
В 1698 г. или в начале 1699 г. в Москве состоялся Собор, разбиравший дело о
К концу правления духовный авторитет Владыки был столь высок, что, по сообщению
В 1700 г. своей единоличной властью Петр I разрешил долговременный спор между архимандритом
С восстановлением в 1701 г. Монастырского приказа началось изъятие монастырских вотчин. Так, бывшие вотчины Голутвина монастыря (Митьково и др.) поступили во владение фельдмаршала графа
В 1704 г. перемены коснулись и лично Коломенского архиерея. Архиерейский дом был лишен поступлений от оброчных угодий — мельницы, рыбной ловли и других71.
«На сем месте погребено тело Преосвященного Архиепископа Никиты Коломенского и Каширского, бывшего родом города Тотьмы из купцов постриженнаго, а потом и архимандритом бывшаго в Кирилова монастыре и учинившагося Святейшему Никону Патриарху во изгнании бывшему во Ферапонтов монастырь духовником, и по провождении ево в Воскресенский монастырь посвященнаго во Епископы при Государе Царе и Великом Князе Феодоре Алексеевиче к Архангельскому собору в Москву и именовавшагося Архангельским и Звенигородским. Потом в Коломну переведеннаго 1682 г., который устроил весь Архиерейский дом каменной и при соборе колокольню и большой колокол (что ныне полиелейный) и соборную церковь благолепием украсил и в бывшие два года гладные множества народа пропитал. — Скончался в 1701 году»73.
Текст доски уникален по своим подробностям. Вероятно, архиепископ Никита был особенно любим и памятен народу, если его удостоили столь пространной мемории. Отметим ошибку в публикации — скончался Никита достоверно в 1704 г. Возможно, перед нами описка автора, типографская опечатка или нечетко отлитая из чугуна цифра «4», превратившаяся в «1».
Заключение
Таким образом, изучение «второго плана» русской церковной истории XVII в. позволяет нам увидеть несколько важных факторов.
Священник Сергий Кулемзин