В первую очередь необходимо коснуться теоретического вопроса: каковы основные причины формирования алкоголизма. Ответ на этот вопрос позволит выделить и задачи и направления деятельности.
Одними из важных причин являются две: широчайшее предложение и активно формируемый спрос на алкогольную, табачную продукцию. Но это причины внешние, и в рамках той аудитории, что сегодня собралась, они не могут быть устранены. В своем докладе я постараюсь отразить причины, связанные с внутренним миром человека. На эти причины педагоги воскресных школ, родители, священники вполне могут влиять.
Можно выделить две внутренние причины. Первую я бы назвал «внутренняя неудовлетворенность», а вторую «алкогольная запрограммированность».
Прежде чем человек
Не обязательно неудовлетворенность приведет человека к алкоголизму. Может быть, он найдет компьютерные игры и погрузится в виртуальный мир, или найдет экстремальный вид спорта, чтобы периодически щекотать себе нервы. Но тем не менее именно алкоголизм становится одним из самых выбираемых путей. На вопрос, почему именно алкоголизм, ответит вторая причина — алкогольная запрограммированность.
Чтобы стать алкоголиком, человек должен быть уверен, что именно там, в алкоголе, он получит некое удовлетворение. Люди в большинстве своем прекрасно понимают своим умом (на уровне сознания) опасность наркотика, но на подсознательном уровне их непреодолимо тянет к наркотику (табаку, пиву,
В запрограмированности можно выделить три составляющих:
— алкогольные (или табачные, если бы мы говорили о табачной зависимости) мифы (или стереотипы мышления);
— проалкогольные психологические установки;
— алкогольные ритуалы.
Сейчас я приведу несколько примеров запрограммированности нашего сознания на потребление наркотиков (табака, алкоголя, и прочих). Очень часто в работе, направленной против курения, алкоголя и наркотиков, лекторами совершаются простейшие ошибки, которые только поддерживают эту запрограммированность. В результате лектор в борьбе с негативными явлениями незаметно для себя повторяет некоторые мифы, которые лишь способствуют этим явлениям, и сводит всю свою работу к нулю.
Вот первый миф: водка бывает хорошая и плохая. Водный раствор ядовитого вещества не может быть хорошим или плохим. Он всегда ядовит. Конечно, раствор чистого спирта лучше, чем самогон, где присутствуют в большом количестве сивушные масла и прочие яды, усиливающие отравляющее действие спирта. Поэтому водка бывает только плохой и очень плохой. Особенно забавно выглядят рассуждения пьяниц (даже из числа интеллигенции) о различных вкусовых особенностях той или иной водки. Раздражающее действие спирта таково, что за ним невозможно различить никаких вкусовых различий разных сортов водки. Рассуждения о вкусовых ощущениях от водки подобны разговору токсикоманов о том, какой бензин (
Миф
Приведу еще один пример алкогольного мифа, который мне кажется очень жестоким и бесчеловечным, если мы только вдумаемся в него: алкоголь придает храбрости. Иногда в защиту этого мифа можно услышать такие аргументы: в Великую Отечественную войну тоже перед боем давали сто грамм водки. Повторять подобный миф категорически нельзя.
Мифов, которые формируют положительное отношение к употреблению алкоголя, довольно много. Примерами ложных стереотипов могут служить следующие высказывания: алкоголь является пищевым продуктом, помогает в лечении простуды, помогает согреться; потребление малых доз алкоголя не вредно и допустимо как на производстве, так и при управлении транспортом; алкоголь повышает аппетит, помогает при болях в желудке, при язве; производство и продажа алкоголя выгодны для государства; алкоголь является антидепрессантом; алкоголь помогает в общении; употребление алкоголя нужно запрещать только детям; слабоалкогольные напитки менее вредны.
На самом же деле вредное воздействие алкоголя на организм гораздо сильнее упомянутых выше «лечебных» свойств. Экономический урон от распространения алкоголя (затраты
Мифы — это то, что мы повторяем своими устами, но на употребление алкоголя оказывают влияние также психологические установки, которые можем не осознавать и не замечать за собой. Психологические установки формируются родственниками, окружающими, средствами массовой информации и заключаются в том, что употребление алкоголя ассоциируется в сознании с взрослостью, успешностью, силой, весельем, непринужденностью, отдыхом, «расслаблением». Например, про человека, выпившего сто граммов и не опьяневшего, скорее всего, скажут, что он здоровый и сильный мужик, а про опьяневшего от той же дозы, — что он слабак. Но нарколог выскажет совсем другое мнение. Первому можно поставить диагноз алкоголика первой или второй стадии. Для здорового человека, как правило, разовая доза в 50 грамм водки является опьяняющей, то есть на самом деле отравляющей. А чтобы не опьянеть от ста граммов надо тренироваться не один год, приучая организм к этому ядовитому веществу. Увеличение первичной опьяняющей дозы есть один из признаков начавшегося алкоголизма.
Важнейшей частью алкогольного программирования являются особые ритуалы с застольями, тостами и другими обычаями. Алкогольными ритуалами сопровождаются многие жизненные ситуации (встречи, расставания, знакомства
Важнейшим свойством алкогольной запрограммированности является то, что ее носителями являются не только пьяницы и алкоголики, а подавляющее большинство русского народа. Родитель, учитель, священник может сам не иметь проблемы с алкоголем, но быть носителем нетрезвой культуры, которой может заражать всех окружающих.
Все древние народы, знакомые с виноделием, строго поддерживали в своем народе культуру трезвости. Например, Плутарх в своем трактате «О Димитрии и Антонии» пишет: «В давние времена спартанцы по праздникам напаивали илотов (то есть рабов) несмешанным вином и потом приводили их на пиры, чтобы показать молодым, что такое опьянение. Исправлять одних людей ценою развращения других, на наш взгляд, и бесчеловечно, и вредно для государства». Отсюда можно сделать выводы:
В такой культурной обстановке пьяницы были большой редкостью, и они возникали вопреки общей атмосфере, царящей в обществе. Пьяницы тоже создавали свое культурное пространство — старались придать выпивкам красивое и благородное обличие. По сути это была антикультура. Ведь если задача культуры двояка: с одной стороны, поддерживать добродетель, с другой, − сдерживать пороки, то задача антикультуры противоположна:
Трезвая культура была главенствующей во всех христианских народах, в том числе и в русском. Перелом в отношении употребления алкогольных напитков различные исследователи относят к периоду с середины XIV в. до начала XIX в. Основной причиной было то, что распространение алкогольных напитков было монополизировано государством как удобный способ сбора налогов. С этого времени пьянство стало не просто страстью, связанной со свободным выбором человеком греховного образа жизни, но еще и насильно навязываемой ему. По мере развития промышленности производство и употребление алкогольных напитков было налажено в промышленных объемах, что привело к катастрофическому распространению пьянства. Можно сказать, что с середины XIX в. на Руси (да и в других странах) культурное пространство трезвости стало вытесняться антикультурой пития. Эта антикультура должна была оправдать и «облагородить» широкое употребление алкогольных напитков и принизить добродетель трезвости. Действительно, добродетель трезвости сейчас находится в унизительном положении. Даже в церковной среде слово «трезвенник» вызывает только отрицательные ассоциации — это либо бывший алкоголик, которому уже нельзя пить, либо больной, например язвенник, которому нельзя по состоянию здоровья, либо это сектант. Ни один человек не хочет выбирать для себя один из этих трех вариантов: «Лучше я буду умеренным пьющим, чем трезвым язвенником или сектантом».
То, что мы говорили выше об алкогольной запрограммированности, свидетельствует о том, что пространство трезвости в нашем народе перестало быть главенствующим, и большинство русских людей является носителями антикультуры пития, которая прикрывается красивым названием «культурное» или «умеренное» питие. Современное состояние общества можно сравнить с эпидемией. Огромное количество людей заражено вирусами или бактериями пьянства, которые поселились в наших душах. Те, у кого иммунитет послабее, начинают болеть — становятся алкоголиками, но при этом сами они постепенно перестают быть заразными. Вид алкоголика в третьей стадии не вызывает желания подражать ему. Наиболее «заразными» членами общества являются проповедники «культурного» употребления алкоголя: чем культурнее, тем заразительнее.
Когда Церковь в середине XIX в. встретилась с проблемой увеличивающегося пьянства, она ответила на это призывом к полному воздержанию от винопития в виде принятия обетов трезвости. Сейчас, когда алкогольная ситуация является еще более угрожающей, наиболее адекватным ответом на эту угрозу является возрождение трезвой культуры, и в том числе создание островков трезвости вокруг себя. Прежде всего такими островками трезвости должны стать сами приходы, семьи прихожан, приходские школы.
Основными направлениями трезвенной деятельности являются:
Говоря о формах профилактической работы, коснемся, прежде всего, детского и подросткового возраста. Учитывая возрастные особенности детей можно говорить, что преобладающими формами профилактики должны быть:
Конечно же, любая форма работы может быть использована и в других возрастных периодах.
В качестве примера
Говоря о познавательной форме работы, необходимо учитывать следующее. Для того чтобы донести до детей определенные знания о проблемах, связанных с алкоголем, необходимо не повторять различные заблуждения и мифы, которые не только могут перечеркнуть профилактическую работу, но и навредить молодым людям. Даже якобы антиалкогольная работа может вестись с точки зрения взрослого алкогольного сознания. Это хорошо показано авторами одной из книг по алкоголю (Сугоняко А.П., Пашов В.И, Рехлова
«„Мастерство нравственного воспитания, — писал
Однако существующие сегодня методические рекомендации и материалы в помощь лектору изобилуют примерами и цифрами будущего, а не настоящего ущерба, наносимого тем семьям, трудовым коллективам, члены которых употребляют алкоголь. При этом, в лучшем случае, умалчивается, что происходит с психикой людей в момент алкоголизации.
Нашими исследованиями установлено, что школьники, употреблявшие вино, пребывание в алкогольном опьянении расценивают как неприятное состояние. А их здоровая субъективная оценка действия алкоголя в имеющейся литературе по алкоголизму НЕ ВОЗВЫШАЕТСЯ, а наоборот, ПРИНИЖАЕТСЯ, так как за норму берется оценка действия спиртного больными людьми или лицами с низким уровнем культуры и нравственности.
Этой основополагающей точке зрения в нашей работе придается первостепенное значение.
В антиалкогольном обучении и воспитании следует стремиться поставить подростка на голову выше тех, кто вооружен представлениями о якобы возможном „приятном“ пребывании в алкогольном опьянении. Задача сегодняшнего дня — добиться того, чтобы стыдно было находиться в алкогольном опьянении, как бывает неприятно человеку с высокой санитарной культурой садиться за стол для приема пищи с грязными руками. <…> Предлагаемая система противоалкогольного знания <…> помогает осмеять тех, кто в алкогольном опьянении стремится получить удовольствие.
Очень трудно переубедить людей, если симптомы острого отравления спиртными напитками, в силу глубокого заблуждения, они начинают принимать за удовольствие. Повторяем, что этот
Приведем еще один пример возможной ошибки. Если лектор, пришедший в класс для разговора о вреде курения, начинает беседу словами: «Дети, сейчас уже все курят, курят дети, курят мужчины и женщины, курят старики. Но, посмотрите, это же ужасно! Поскольку курение влияет…" Этой первой фразы будет достаточно, чтобы перечеркнуть все остальные слова. Подросток услышит, что курение вредно, и это даже отложится в его сознании, но в подсознание запишется еще и то, что курят все. А подростковый возраст — это тот возраст, когда ребенок очень хочет быть, как все. Он не хочет быть «белой вороной». «Да, курить плохо, но быть „белой вороной“ еще хуже» — вот что вынесет с такой беседы молодой человек, и будет курить. На самом деле курит гораздо меньше людей, чем нам кажется. Более того, среди людей, достигших реального успеха в своей жизни, процент курящих гораздо ниже, чем среди «неудачников».
Поэтому мы настоятельно рекомендуем для профилактической работы использовать материалы
В книге Анатолия Павловича Сугоняко, которая уже цитировалась (Сугоняко А.П., Пашов В.И, Рехлова
Кроме книги
Говоря о дискуссионной форме работы можно выделить три практикуемых обществами трезвости варианта:
При проведении диспутов я встретился с проблемой того, что тема трезвости и алкоголизма подросткам кажется не интересной, поскольку им и так известно, что пить плохо. Поэтому для диспутов желательно выбирать тему, которая волнует молодых людей и на которую у них еще нет готового ответа. Вот три пример возможных тем для диспутов и те вопросы, которые можно решать вместе с подростками.
Чтобы тема трезвости была интересна подросткам, необходимо погрузить их в эту тему, показав, что есть много для них неизвестного и полезного в этой теме. Это можно реализовать в форме диспутов после просмотра фильма или выставки. В качестве фильмов для обсуждения могут быть предложены фильмы, снятые в рамках проекта «Общее дело»:
В рамках проекта снято достаточно много медицинских и социальных роликов, достойных обсуждения.
Если приходское братство трезвости может изготовить специальную мобильную выставку о трезвости, то она будет хорошим подспорьем для диалога с подростками. Выставка может путешествовать по учебным заведениям, где во время ее пребывания проводятся беседы и диспуты.
Более эффективно диспуты проходят, когда ведущий, с одной стороны, заранее продумывает весь ход беседы и те вопросы, которые он будет задавать детям, а с другой стороны, он готов с уважением выслушать любое мнение. 20–30% всего времени может говорить ведущий, остальное время должно быть отдано простым участникам диспута. На диспут желательно пригласить разных специалистов — медиков, психологов, педагогов.
Для деятельной формы работы можно предложить следующее:
На каждом приходе может вестись трезвенное просвещение. Церковь не может оставаться в стороне от решения этой наиболее острой социальной проблемы современности. Многих настоятелей останавливает страх, что они сами не могут разорваться для решения еще и этой проблемы. Опыт многих обществ трезвости показывает, что достаточно только начать эту деятельность, как находится много помощников, имеющих желание ею заниматься, поскольку практически у каждого в семье найдутся люди, страдающие алкоголизмом.
Протоиерей Илия Шугаев
__________
1