Наша брань не против крови и плоти…
(Еф. 6:12)
Война… Наверное, нет на свете человека, которого это слово оставило бы равнодушным. Война — явление, противное человеческой природе, но в то же время неотъемлемо сопутствующее всей истории человечества. В Библии содержится множество упоминаний о разного рода боевых действиях: после грехопадения люди воюют постоянно. «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» называют войну физическим проявлением скрытого духовного недуга человечества — братоубийственной ненависти (Быт. 4:3–12). Православная традиция, рассматривая войну как объективно существующее зло, допускает участие в военных действиях, когда речь идет о защите ближних или восстановлении попранной справедливости. Слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13) относятся именно к тем, кто участвует в военных действиях ради защиты жизни и безопасности своих ближних.
Церковь знает множество святых воинов — их мужество явлено было и на поле брани, и — главное! — в исповедании веры Христовой даже до смерти. Церковь прославила их не за подвиги воинские, но за стояние в вере. Именно этим объясняется то, что Священное Предание много и подробно говорит о мученических подвигах
Но в иконографии все же есть примеры батальных сцен. В нашей заметке речь пойдет о наиболее характерных примерах того, как изображались боевые действия в христианском искусстве.
Изображения святых
Одно из ранних изображений, где это показано в деталях, — мозаичное изображение (середины VI в.) императора Юстиниана в церкви
Рядом с императором стоят безбородые молодые люди атлетического сложения и два военачальника в белых хламидах с нашивками на правом плече и тавлионами — ромбовидными
Надо сказать, что изображений воинов в батальных сценах, относящихся к раннехристианским временам, известно немало, но они не относятся к христианскому искусству. Так, в синагоге
Изображения батальных сцен довольно часто встречались и в искусстве древнего мира. Древнегреческие росписи и рельефы на античных храмах описывают доблесть героев древних мифов; римские триумфальные арки запечатлели завоевательные походы римских императоров. Известна «Битва Александра Македонского с Дарием» из Помпей, копия древнегреческой мозаики 4–3 вв. до Р. Х.
Западнохристианское искусство унаследовало батальную тематику античности: батальные сцены изображали на гобеленах и коврах (ковер из Байё, Франция, XI в.), а также в книжных миниатюрах. Готические иллюминированные рукописи содержат немало миниатюр с батальными сценами, причем эти сцены ничуть не менялись от того, что в них действовали библейские персонажи или рыцари Круглого стола.
Расцвет батального жанра на Западе относится к эпохе Возрождения. Оживляется интерес к истории; художники стремятся прославить величие воинских подвигов, показать ожесточение схватки; это становилось главной целью художника, которую он успешно достигал. Например, серия огромных картин Паоло Уччелло, посвященных битве при Сан Романо, написанных в середине XV в., с большой достоверностью передает подробности битвы. Воины флорентийского герцога Медичи яростно сражаются с войском Сиены; кони, люди, оружие изображены блестяще… Картины, написанные в иконописной технике — темперой на дереве, находятся в Лондонской национальной галерее, Галерее Уффици (Флоренция) и Лувре. Еще одной успешной битве флорентийцев — битве при Анджарии — посвятил свой знаменитый эскиз (сделанный для росписи зала Большого совета дворца Синьории во Флоренции) Леонардо да Винчи. Таких блестящих работ можно назвать множество. Батальный жанр в XVIII в. перекочует и в Россию, где появится немало талантливых баталистов.
Византийское искусство также не отказывалось от батальных сцен, но освещались они несколько иначе. Перед художником стояли иные задачи: надо было показать духовный смысл происходящих событий. Первые изображения собственно батальных сцен в восточнохристианском искусстве известны по миниатюрам лицевых рукописей.
В Национальной библиотеке в Мадриде хранится иллюминированная византийская рукопись «Хроника Иоанна Скилицы» третьей четверти XII в. «История византийских императоров в Константинополе с 811 по 1057 гг., написанная куропалатом Иоанном Скилицей» — так называется этот потрясающий памятник книжного искусства — содержит 574 миниатюры. Мадридская рукопись считается одним из наиболее значительных памятников византийской исторической миниатюры. Лаконичные, но очень выразительные миниатюры по экспрессии не уступают трехметровым картинам Уччелло, а по содержащейся в них информации иногда и превосходят.
На одной из миниатюр изображен эпизод взятия штурмом Веррии. Император Никифор Фока был известен как храбрый и умелый полководец, успешно воевавший с арабами. На миниатюре показаны и кавалерийская атака, и затворившиеся в крепости арабы, и поднимающиеся по штурмовым лестницам греки.
Воевать Византии приходилось постоянно — кто только ни нападал! Достаточно сказать, что взятие Веррии Никифором Фокой — это время походов в Константинополь нашего великого князя Святослава. Надо отметить, что в храмовой росписи Каппадокии и на Балканах святые
Один из замечательных памятников книжного искусства — это т. н. Псалтирь Томича — находящаяся в собрании Государственного исторического музея болгарская лицевая Псалтирь середины XIV в. Книга была найдена в Македонии в
Вот миниатюра, иллюстрирующая сожжение сирийского города и поражение Иоавом эдомлян (идумеев). Это иллюстрация к Пс. 59:3. Слева — горящий город, около него пять воинов наблюдают пожар; справа на фоне гор Иоав пять воинов преследуют эдомлян. Заглавие: «Псалом… Давиду, егда запали Средоречие сирийское и Сирию Соваль и възвратися Iоав и порази Эдома». Пс. 59:3 Боже, отринул ны еси и разрушил ны еси…
Следующая миниатюра — Осада Иерусалима. Посредине находится
Такая нравственная оценка совершенно очевидна в новых иконографических сюжетах, связанных с конкретными историческими событиями — как правило, чудесной помощью свыше. Первым таким историческим сюжетом в иконографии, связанным с военными действиями, стало совершившееся в Новгороде в XII в. чудо от иконы Божией Матери «Знамение». Произошло оно во время неудачного похода дружины князя Андрея Боголюбского на Новгород в 1169/70 г. Празднование в честь этого чуда совершается 27 ноября. В XIV в. было составлено «Сказание о чуде, вошедшее в новгородские и московские летописные своды». Рассказать о нем следует подробнее.
Икона Знамения находилась за престолом в церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В третью ночь осады города Новгородский архиепископ Иоанн, молившийся перед иконой Спасителя, услышал голос, исходящий от образа: «Иди в церковь святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святую Богородицу, и вынеси в острог противу супостат». Икону вынесли на городские укрепления, «иде же ныне монастырь Святыя Богородицы на Десятине».
Стрелы, пущенные суздальцами, «яко дождь умножен», попали и в икону. Икона Богородицы сама повернулась ликом к городу, и новгородцы с ужасом увидели, как из полученных ран истекли кровавые слезы.
В эти мгновения нападавших суздальцев покрыла тьма, объяли «трепет и ужасть», и они стали избивать друг друга. В память чудесной победы архиепископ Иоанн установил праздник. В середине XV в. Пахомий Серб составил «Воспоминание о знамении», церковную «Службу знамению» и «Слово похвальное знамению». Позже Сказание вошло в Житие святителя Иоанна Новгородского. В 1356 г. икона была перенесена в специально построенную для нее каменную церковь в честь Знамения Пресвятой Богородицы, а в XVII в. в честь иконы был возведен большой каменный собор.
В 1999 г. чудотворный образ, хранившийся в годы безбожия в Нижегородском
«Чудо от иконы Богоматери Знамение», широко известная также как «Битва новгородцев с суздальцами» — икона середины XV в. из Новгородского
Икона Богоматери «Знамение» с изображением битвы новгородцев с суздальцами первой половины XVIII в., происходящая из
Но вернемся к книжной миниатюре — неисчерпаемой кладовой батальных сцен. Здесь следует назвать Лицевой летописный свод Ивана Грозного, именуемый также
В приписках, сделанных неизвестным редактором на полях рукописи, содержались, в частности, обвинения против лиц, казненных или репрессированных во время опричнины. Работа над Лицевым сводом завершена не была — миниатюры последней части выполнены лишь в чернильном очерке, но не раскрашены.
Единственный оригинальный экземпляр Свода хранится раздельно, в трех местах: в Государственном историческом музее (тт. 1, 9, 10), в Библиотеке РАН (тт. 2, 6, 7) и в Российской национальной библиотеке (тт. 3, 4, 5, 8).
Вот миниатюра из Лицевого свода — Куликовская битва. Миниатюра изображает узловой эпизод исторического события — видение ратника Фомы Кацыбея: святые Борис и Глеб скачут на помощь «сроднику своему Александру».
Надо сказать, что традиции русской рукописной книги оказались весьма устойчивыми.
В ГИМе хранятся десятки списков
На первой миниатюре изображен поход князя Василия Васильевича Голицына в 1687 г. против Крымского ханства. На другой миниатюре — Второй Азовский поход 1696 г. — взятие крепости Азов.
Еще одна иллюминированная рукопись петровской эпохи — Лицевое Житие преподобного Сергия Радонежского конца XVII в. — хранится в
В заключение приведем еще одно замечательное изображение — клеймо житийной иконы великомученика Димитрия Солунского. Это единоборство мученика Нестора с гладиатором Лием. Икона Святого Димитрия «в житии» датируется первой половиной XVI в. и хранится в Нижегородском художественном музее. Юный Нестор, укрепляемый благословением своего учителя Димитрия, сумел «Лиеву низложить гордыню» — победить в единоборстве злобного и безжалостного германца.
В этом видится отличительная особенность православной иконографии батальных сцен — они, как правило, назидательны, смысл их можно изложить крылатой фразой, принадлежащей одному из великих святых земли Русской: «Не в силе Бог, а в правде».
Епископ Балашихинский Николай
Литература и источники:
Кондаков
Лазарев
Мокрeцoва
Подобедова
Подобедова
Полякова
Саенкова Е.М., Герасименко
Святая Русь. Шедевры русского искусства
Смирнова
Шульгина Э.В. К истории иллюстрированной рукописи жития Петра Первого, сочинения Петра Крекшина. — Хризограф. Сборник статей к юбилею
Щепкина
Grabar A., Manoussacas M. L’Illustration du Manuscrit de Skylitzès de la Bibliothèque Nationale de Madrid. Venise, 1979.