Является ли богоугодной профессия парикмахера и свой бизнес в торговле?
Ольга
Отвечает настоятель
Сначала о парикмахерах. Мнение, что это занятие несовместимо с христианством, я слышал не раз. Сразу же скажу, что категорически с этим не согласен. Логика тех, кто «против парикмахеров», в общем то, понятна. Главным аргументом для них являются известные слова апостола Петра, обращенные к женщинам: «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Пет. 3:3–4). И поскольку «внешним плетением волос», а также их стрижкой и укладкой занимаются как раз парикмахеры, то дело это, якобы, греховно.
Не думаю, однако, что апостол предлагал всем женщинам ходить нерасчесанными и неопрятными. Речь идет о том, чтобы забота о внешней красоте не стала главной заботой. Конечно, внутреннее важнее внешнего. Но, если мы заботимся о поддержании душевной чистоты, это не значит, что не надо мыться. Кто из нас не слышал знаменитые слова
Представьте себе, что все вокруг вас — люди грязные, нерасчесанные, одетые в лохмотья и дурно пахнущие. Приятно будет? Не думаю. Даже если все они будут в душе своей очень прекрасными людьми. Помните евангельскую притчу о человеке, который пришел на брачный пир в неподобающей одежде? Как был он позорно изгнан с пира хозяином! Я понимаю, что притча имеет иносказательный смысл, но, на мой взгляд, никакой иносказательный смысл не отменяет буквального.
Так что, уделяя особое внимание внутреннему, не будем пренебрегать и внешним, а значит и теми, кто нам в этом помогает: парикмахерами, портными и пр. Греховные профессии, конечно, есть. Но не так уж их много, и они всем известны. Большинство же человеческих профессий сами по себе не греховны и становятся богоугодными в той мере, в какой человек наполняет свое дело добром. Все богоугодно, что пропитано добротой и любовью.
Это же можно сказать и о торговле. Да, конечно, в этой области человек особенно тесно соприкасается с опасностью впасть в алчность, нечестность. Однако это не значит, что со всеми это происходит. Из купеческого сословия на Руси вышло немало подвижников веры и благочестия, благотворителей и благодетелей. Конечно, любое предпринимательство становится греховным, если единственная цель его — стяжание денег. Однако всегда были и есть среди предпринимателей немало таких, кто видит в деньгах возможность делать добро и пользуется этой возможностью.
Много раз слышала о том, что нам необходимо все время благодарить и благодарить Бога. И не могу понять, зачем же Богу это нужно. Ведь даже люди, ждущие благодарности, уважения не вызывают. Зачем Богу наши благодарности?
Светлана
Отвечает протоиерей Игорь Гагарин: Действительно, на первый взгляд непонятно. Но Библия об этом говорит многократно. Уже в ветхозаветной истории читаем о том, что, когда ковчег праведного Ноя и его семьи пристал к горе Арарат и утомленные многодневным бурным плаванием люди и животные сошли на берег, Ной совершил благодарственное жертвоприношение.
«И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал» (Быт. 8:21). И знамением завета между Ним и людьми сделал Господь радугу. Поэтому каждый раз, когда на небе появляется радуга, верующие не только любуются ею, но и вспоминают об обещании милости, знаком которой является радуга.
Напомним, что радуга появилась в ответ на благодарственное жертвоприношение. Оно было самым первым делом Ноя, когда опасность и трудности остались позади.
У нас в жизни то и дело встречаются трудности и опасности. Когда они оказываются преодолены нами, всегда ли благодарность Господу бывает первым и непременным нашим делом? И вообще, что мы чаще делаем: просим или благодарим? Того и другого должно быть, по крайней мере, поровну. Хотя лучше, чтобы последнего было гораздо больше, ведь так часто Господь дает нам то, чего мы не просили.
А что на деле? На деле соотношение примерно такое же, как в евангельской истории о десяти прокаженных, из которых лишь один возвратился, чтобы поблагодарить Господа за исцеление.
В самом деле, как Вы спрашиваете, нужна ли Богу наша благодарность? С одной стороны, нам открыто, что ни в чем Бог не нуждается. Православный Катехизис, перечисляя свойства Божии, называет Господа Существом «Вседовольным». В Священном Писании устами пророка Господь говорит: «Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее» (Пс. 49:12).
Конечно, от нашей неблагодарности у Бога не убудет. У нас убудет. Что? Самое главное: возможность войти в Жизнь Вечную, возможность соединиться с Богом. Ведь Он есть Любовь, и соединяемся мы с Ним любовью. А какая любовь там, где нет благодарности! Не дары и жертвы нужны Господу, а то, чтобы мы с вами были настоящими людьми. Он любит нас, а подлинная любовь требовательна, она желает видеть любимого совершенным. Благодарность — самое подлинное выражение человечности. И жертвоприношение Ноя было свидетельством того, что новая, послепотопная жизнь людей будет более соответствовать человеческому призванию.
Так занимает ли в нашей жизни благодарность то место, которое должна занимать?
Каждый год в конце августа толпы детей приходят исповедаться и причаститься перед началом учебного года. Просят помощи Божией в наступающем году. А когда он заканчивается, в конце мая, много ли детей приходит поблагодарить Господа? Ладно там двоечники и троечники, им еще простительно. Но хорошистам и отличникам не мешало бы прийти. Возможно, такие есть, но лично я не встречал.
Во время сессий мне не раз приходилось видеть студентов, ставящих свечку святителю Николаю с просьбой о помощи в сдаче экзаменов. Но не могу вспомнить, чтобы
К нам, священникам, то и дело обращаются с просьбами помолиться о благополучных родах, об успешной операции, о путешествующих
Не всегда, конечно, так бывает, но примерно так же часто, как в евангельской истории — в девяти случаях из десяти.
В богослужении Православной Церкви благодарность занимает центральное место. Главная наша служба — Литургия. На ней совершается величайшее Таинство — ЕВХАРИСТИЯ, что переводится с греческого как БЛАГОДАРЕНИЕ. Хочется пожелать, чтобы и в нашем личном молитвенном делании, когда мы остаемся один на один с Богом, благодарность была как можно полнее. Мне очень нравится пожелание одного афонского старца, который приучал своих духовных чад начинать любое дело краткой молитвой: «Господи, благослови». Казалось бы, совсем немного, но если это делать постоянно и осмысленно, вся жизнь обретет иную высоту. Очень хорошее правило, но я бы дерзнул добавить к этому пожелание всем нам выработать еще и привычку благодарить Господа. Благодарить за каждую радость, за каждый урок, за каждое искушение… за все, за все, за все! Чем еще можем мы выразить свою любовь к Богу!