Священник Сергий Кулемзин
Коломенская епархия была одной из древнейших в Русской Православной Церкви. Ее основание относят к рубежу
Коломенский диоцез привлекал внимание дореволюционных исследователей, прежде всего, своей древностью. Однако в полном смысле слова научное изучение истории кафедры началось только в конце XX в. В монографии проф.
Одним из основных источников по истории епархии являются архивные данные. Судьба архива Коломенской кафедры довольно печальна: только в XVIII веке он трижды уничтожался пожарами 1739, 1777, 1782 гг. В РГАДА (Ф. 396. Д. 2107. Л. 44) сохранилась опись погоревшего канцелярского имущества, позволяющая оценить размеры потерь: «С приказными всякими делами сундук большой сосновой трех аршин, да посредственных и небольших четыре. Коробок разных десять». При упразднении епархии приходы последней были отчислены в Московскую, Рязанскую и Тульскую епархии. Соответственно этому были поделены и остатки консисторского архива. Часть архива упраздненной Коломенской консистории находится в настоящее время в Государственном архиве Тульской области (Ф. 1770). Дела, касающиеся монастырей и храмов, перешедших в ведение Московской епархии, составляют содержимое Фонда 204 Центрального исторического архива Москвы («
тория»).
Фонд 204 содержит 4108 единиц хранения и включает дела за
1. Савва (Шпаковский) (
2. Гавриил (Кременецкий) (
3. Порфирий (Крайский) (
4. Феодосий (Михайловский) (1763-
1787 гг.).
5. Феофилакт (Горский) (1788, 6 мая —
12 сентября).
6. Афанасий (Иванов) (
7. Мефодий (Смирнов) (1799, 10 апреля — 31 декабря), переведен в Тулу5.
Для Коломенской епархии XVIII в. — время предельного падения престижа кафедры. Она совершенно перестает играть
Невской семинарии9.
Двое коломенских епископов были постоянными членами Святейшего Синода (ассесорами): Гавриил и Порфирий. Епископство на Коломенской кафедре давало им возможность дополнительного материального дохода, и было удобной возможностью для иерархического возвышения. Епископ Гавриил был переведен в Казань, а епископ Порфирий — в Белгород.
В Фонде 204 ЦИАМ содержится дело (№ 130), иллюстрирующее, каким образом совершалось управление епархией во время многолетнего отсутствия в ней архиерея. Согласно определению коломенского епископа Гавриила (Кременецкого) от 19 января 1751 г., на время его пребывания в
Определение «о бытии в
Даже поверхностное знакомство с описями дел Коломенской консистории оставляет впечатление глубокого духовного упадка. Значительное число дел посвящены проступкам священнослужителей. Бичом духовенства являлось пьянство. Целый ряд дел посвящен «впадению в пьянство и неисправности» священника, диакона, дьячка, пономаря или консисторского регистратора. Примером могут служить Д. 1304
«О впадении в пьянство и неисправности консисторского регистратора Андрея Попова»,
Д. 1889 «О пьянственном и буйственном житии градской Воскресенской церкви, что на Посаде, пономаря Иакова Стефанова». Зачастую жалобу на своих священно- или церковнослужителей были вынуждены подавать сами прихожане. Известны случаи рукоприкладства священника в отношении крестьян (Д. 1014), так же, как и обратные случаи жалоб духовенства на обиды, причиняемые им крестьянами (Д. 1042). В случае провинности священнослужителей священноначалие обычно поступало строго: самой крайней мерой было исключение из духовного сословия и «определение в светскую команду» — она применялась в отношении тех, от кого нельзя было ожидать исправления. Такой человек определялся в подушный оклад и должен был исполнять повинности в пользу государства, в том числе военную.
Другой распространенной мерой была «отдача под начал» в монастырь. Угодить «под начал» можно было не только за серьезный проступок, но и просто
Традиционным местом исправления был Голутвин монастырь. То, что обитель превратилась в своего рода исправительное учреждение, не лучшим образом отразилось на ее духовном благосостоянии. Зачастую архимандрит монастыря вынужден был обращаться с рапортом в консисторию, извещая о неподобающем поведении вверенных его попечению ослушников (Д. 1771 «По репорту Голутвина монастыря архимандрита… на бельца Матфия Семенова в невоздержанной жизни»). Ослушники подчас тлетворно воздействовали на братию монастыря. В архиве находятся дела, сообщающие о «пьянственном, буйном и невоздержанном житии» иеромонахов. Дело 1692 сообщает «О пролитии на пол Святых Тайн Голутвина монастыря иеромонахом Игнатием». Необходимо отметить, что это далеко не единичное происшествие для духовенства Коломенской епархии. К несчастью, подобные случаи так же, как и случаи, заплесневения Святых Даров, были достаточно регулярными и являлись следствием небрежного и неблагоговейного отношения к священнослужению. Монастырское благочиние нарушалось и иными неблаговидными поступками монашествующих. Так, дело 1065 повествует «о поймании в Голутвине монастыре во
Особенностью российского
Обращает на себя внимание комплекс дел, имеющих отношение к Брусенскому Успенскому девичьему монастырю. Большая часть из них является прошением об определении в монастырь, в число сестер. Нельзя не обратить внимание на то, что многие из них принадлежат вдовам церковно- и священнослужителей. Говорить о том, что прошения продиктованы исключительно духовными мотивами и стремлением к иноческому образу жизни было бы преждевременно. Смерть мужа была для женщины одновременно потерей кормильца. Выжить без посторонней поддержки в непростых
Одной из альтернатив, возможных в церковной среде того времени было определение на место просвирницы. Подобную ситуацию описывает дело № 266 «О определении села Городищи к Предтеченской церкви умершего дьячка жены вдовы Агриппины Федоровой в просвирницы». Место просвирницы давало стабильный доход и часто являлось наследственным, подобно штатному месту церковнослужителя при храме. О значимости места и о том, что занять его удавалось немногим, говорит сам факт консисторского делопроизводства по данному поводу.
Вопрос материального положения духовенства являлся одним из самых злободневных для XVIII в., в том числе и для Коломенской епархии. Размер дохода церковно- и священнослужителей зависел от возможностей данного прихода, который определялся количеством принадлежавших к нему дворов. Следующим, пожалуй самым внушительным по размеру, комплексом дел, являются дела об определении учеников семинарии на штатные церковно- и священнослужительские места. Все они носят однообразные названия: «О предоставлении диаконского места при Воскресенской церкви, что внутри, за студентом богословия Бутырским» (Д. 1152); «О определении грамматики ученика Петра Тимофеева в с. Воловичи в пономаря»
(Д. 1201); «О определении риторики ученика Ивана Марчуговского в село Черкизово к Успенской церкви во дьячка» (Д. 1273). Назначение на штатное место означало не только резервирование места на конкретном приходе, но и возможность пользоваться доходом от него еще во время обучения в семинарии (не являясь при этом т.н. «действительным» церковно- или
При определении к штатному месту могли случаться казусы, связанные с глубоко укоренившейся традицией наследственных мест. Так, 18 октября 1794 г. на имя епископа Коломенского и Тульского Афанасия (Иванова) поступило прошение от вдовы дьячка
В упомянутом случае делопроизводство первоначально следовало установленному порядку: епископ запросил сведения о учении и состоянии студента Бутырского у семинарского начальства. Ответ префекта семинарии протоиерея Павла Озерецковского, будущего первого протопресвитера армии и флота, был краток и многозначителен: «Означенный студент философии студент Никифор Бутырский в философском учении не совсем безуспешен, во благонравии же недостаточен. Свидетельствую. Протоиерей Павел Озерецковский». Конечно же, не все обстоятельства дела могут быть отображены на бумаге, но резолюция владыки, из которой следует, что он и сам лично знал студентов своей семинарии, была суровой: «Бутырский и нами замечен в ветрености и непостоянстве и в странной охоте к безвременной женитьбе. По сим обстоятельствам не предвидится в нем надежды к исправному продолжению учения и к бытию порядочным священнослужителем. Для того исключив его из семинарии велеть искать места в светской команде».
Собрание дел Коломенской духовной консистории, находящееся в фонде № 204 ЦИАМ, содержит богатый материал для исследований по локальной церковной истории. В делах архива присутствуют ценные сведения по истории отдельных приходов, монастырей и семинарии как внешней, касающейся ремонта, перестройки или постройки новых храмов, так и внутренней, затрагивающей бытовые подробности жизни церковно- и священнослужителей, вопросы их материального обеспечения, перемещения с должности на должность или с прихода на приход. Изложенные в материалах дел обстоятельства, на первый взгляд представляющиеся мелкими и незначительными, способны дать неоценимые сведения о взаимоотношениях духовенства в своей собственной среде, с органами государственной и церковной власти, о строе церковной жизни и иных аспектах, предоставляющих возможность создать детальное историческое описание церковной жизни епархии второй половины XVIII в.
__________
1 Полное собрание законов Российской империи с 1649 года. Т. XXV. СПб.: 1830, № 19156.
С. 813–818.
2 Мазуров
3 Центральные архивы Москвы. Путеводитель по фондам. Вып. 5 / Отв. составитель
4 Строев
5 Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. С. 17.
6 Списки архиереев иерархии всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895). СПб., 1896. С. 10.
7 Там же. С. 14.
8 Там же. С.16.
9 Там же. С. 10.
10 См.: Знаменский