На протяжении истории нашей Родины российское воинство всегда было неразрывно связано с такими понятиями, как вера и благочестие. Готовность в любой момент встать на защиту родной земли и православной веры всегда была присуща нашим соотечественникам. Русский воин не мыслил свою жизнь без молитвы и церковных Таинств. Свое служение он всегда воспринимал как исполнение евангельских слов о готовности положить душу ради спасения ближних. Это и послужило основанием для утверждения института военного духовенства в государственном масштабе.
Отечественная история приводит нам немало примеров, когда именно глубина веры и молитвенное обращение к Богу, взращенное в русских воинах духовными наставниками, помогали нашим предкам одерживать победы над самыми серьезными противниками. Поэтому неслучайно патриотическое воспитание военнослужащих Российской армии до 1917 г. строилось на религиозной, главным образом, православной основе. Стремление привить нравственные религиозные чувства как противовес страху ставилось во главу угла. Православные священники благословляли воинов на подвиги во имя Отечества, укрепляли малодушных, поддерживали раненых, заботились о воспитании в воинах духа веры, мужества, самопожертвования, воинской дисциплины. Говоря о ситуации, складывающейся в Российской армии на сегодняшний день, нельзя не отметить, что пастырское окормление защитников Отечества является одной из самых важнейших задач, стоящих перед Русской Православной Церковью. Именно поэтому духовная работа в воинских коллективах, проведение которой стало возможным с начала
В данный момент по линии Министерства обороны в воинских частях введены должности помощников командиров по работе с верующими военнослужащими, на которые постепенно утверждаются кандидатуры священнослужителей, имеющих не только навыки общения с воинскими коллективами, но и, самое главное, призвание к такой деятельности. Следует отметить, что в этой сфере очень важен накопленный пастырский опыт, изучение которого несомненно окажется полезным для священников, как начинающих свои труды в этом направлении, так и для тех, кто уже определенное время несет служение на таком поприще. Именно для этого регулярно проводятся собрания воинских священников как на епархиальном, так и на всероссийском уровнях.
Подобную цель ставит перед собою и данная публикация, отражающая опыт пастырской работы в воинских частях, окормляемых приходом Страстного храма деревни Артемово.
Когда в феврале 1998 г. я получил указ Правящего архиерея о назначении меня настоятелем вышеназванного храма, то не сразу обратил внимание на то, что этот указ был подписан
Приближался 1999 год, и в скором времени вновь начались военные действия в
Тогда же я получил официальное назначение на должность ответственного за пастырское окормление Софринской бригады. Отлаживая нашу духовную работу, прежде всего мы постарались выстроить добрые взаимоотношения с командованием части, так как на отношение командира к пастырской деятельности несомненно ориентируется весь личный состав. Как правило, жизнь показывает, что большинство офицеров, занимающих командные должности, несмотря на распространенную невоцерковленность, достаточно положительно настроены по отношению к Церкви. С командиром части мы обсудили возможность проведения мероприятий духовной тематики с личным составом бригады и наметили определенный план работы. Отмечу такие моменты из своей практики, на которые, на мой взгляд, обязательно стоит обратить внимание.
Переходя непосредственно к конкретным мероприятиям, которые священнослужитель может проводить в воинском коллективе, отмечу, что наиболее простыми и доступными из них являются беседы
Когда в Софринской бригаде не было храма, по нашей просьбе командование организовывало приезд желающих креститься в наш приходской храм или на святой источник в д. Мураново, где есть возможность крестить человека полным погружением. В случае, когда приезд воинов для Крещения на приход был невозможен, мы совершали это Таинство в казарме или в войсковом клубе. Рассказывая о духовной работе в армии, нельзя не упомянуть о практике совершения Таинств Исповеди и Причастия в армейских условиях. Действительность показывает, что многие воины изъявляют желание приступить к этим Таинствам. Помимо них также должны приступить ко Святому Причастию все новокрещеные лица. На первых порах, пока в бригаде не было подходящего молитвенного помещения, где можно было бы приобщить воинов Святых тайн, мы старались брать их на богослужения в наш приходской храм, хотя в силу армейских нагрузок, это не всегда было возможно. Если ситуация не позволяла вывезти воинов для причастия на приход, я, ориентируясь на практику священнослужителей из других регионов России, причащал их запасными Святыми Дарами, совершая чин обедницы в комнате досуга в армейской казарме или в актовом зале войскового клуба. В дальнейшем, не дожидаясь полного окончания работ по строительству храма на территории воинской части, наша церковная община оборудовала в качестве домового
В связи с тем, что Церковь при подготовке к Таинству Причастия, учитывая конкретные обстоятельства, в определенных случаях дает послабление, мы не требуем от воинов соблюдения трехдневного поста и чтения канонов, так как в армейской обстановке все это вряд ли осуществимо. В то же время я всегда оставался сторонником причащения военнослужащих строго натощак, за исключением тех случаев, когда человек, выполняя
Наверное, у некоторых читателей может возникнуть вопрос, каким образом пастырь может осуществлять раздачу военнослужащим нательных крестов, поясов с
Немалое значение в вопросе духовного окормления защитников Отечества имеет создание в комнатах досуга библиотек православной и патриотической тематики, а также показ фильмов духовной направленности. Имеющаяся в помещении каждой из казарм комната досуга вполне подходит для создания библиотек с соответствующей литературой. Как правило, во всех подобных помещениях уже есть небольшие библиотеки, куда священнослужитель по договоренности с командованием может поместить книги православного содержания. Обычно прихожане храмов принимают активное участие в их комплектовании. К моей большой радости, несмотря на сложившееся мнение о том, что современная молодежь практически не читает книг, я многократно убеждался, что православная литература в сформированных нами библиотеках не остается невостребованной. Как правило, среди воинского коллектива всегда находится определенное число воинов, которые с интересом читают книги православной тематики. Для того чтобы библиотека всегда была в должном порядке я, по согласованию с командованием, выбирал из числа военнослужащих срочной службы бойца, которого назначали ответственным за ее состояние.
Будучи задействованы на армейской службе, некоторые воины не могут присутствовать на встречах священнослужителей с воинскими коллективами. В связи с этим в обязанности военнослужащего, ответственного за библиотеку, мы стали включать также и запись тех, кто желает креститься или приступить к Таинствам Исповеди или Причастия, но не смог записаться на общей встрече.
Говоря о фильмах православной тематики, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день их выбор весьма значителен. Пользуясь тем, что в актовом зале клуба есть необходимые для показа экран и аппаратура, мы стараемся в воскресные и праздничные дни предлагать такие фильмы для просмотра воинскими коллективами. Это дает положительный результат, так как многие темы, которые сложно донести до сознания слушателей через беседу, зачастую могут быть восприняты через просмотр того или иного духовного фильма.
Несомненно, наличие в воинской части актового зала дает возможность пастырю разнообразить формы духовной работы среди военнослужащих. К примеру, благодаря большому залу в клубе Софринской бригады наш приход стал организовывать регулярные выступления перед личным составом части учащихся воскресных школ как Пушкинского, так и других благочиний Московской епархии. Помимо этого мы регулярно приглашаем для выступления исполнителей духовной, военной, народной, бардовской, авторской песен. Зачастую на наше приглашение откликаются не только сольные исполнители, но и целые творческие коллективы. Регулярно в актовом зале по нашей просьбе перед личным составом выступают православные режиссеры, писатели и поэты, ветераны военных действий, преподаватели учебных заведений и другие лица. Такие выступления однозначно способствуют укреплению нравственного и духовного облика российского воина.
Актовый зал также весьма удобен для проведения молебнов, так как он вмещает значительное число воинов. Хотя традиция проведения молебнов в актовом зале сложилась у нас тогда, когда в части еще не было воинского храма, тем не менее мы продолжаем совершать такие молебны и по сей день. Дело в том, что, несмотря на наличие на территории бригады храма, в силу распорядка армейской службы не каждый воин может прийти в него на воскресную Литургию, хотя богослужение посещает немалое количество солдат и офицеров. Тем не менее многие из тех, кто не мог присутствовать на богослужении в церкви, всегда имеет возможность помолиться на молебне в актовом зале. Таким образом, у большинства военнослужащих воскресный день никогда не проходит без молитвы.
В актовом зале воинского клуба, а также на плацу воинской части мы также регулярно проводим поздравления личного состава бригады с различными церковными, воинскими и гражданскими праздниками. На таких мероприятиях всегда мы стараемся вручать защитникам Отечества различные подарки. Делаем мы это вовсе не потому, что военнослужащие
Рассказывая об опыте духовной работы нашего прихода в воинских частях, я хотел бы упомянуть такой немаловажный факт, как освящение казарменных помещений и устройство в них святых уголков с иконами и лампадой. Еще в самом начале моего соприкосновения с армейской средой меня весьма порадовало, что многие командиры рот и подразделений сами изъявляют желание освятить казарменные помещения, где находится вверенный им личный состав. Поэтапно мы освятили все помещения воинской части, а в дальнейшем стали периодически совершать в каждом из них молебны и окроплять эти места святой водой. На освящении традиционно присутствуют как командиры, так и весь воинский коллектив освящаемых рот и подразделений. По прошествии определенного времени, мы стали замечать, что обстановка в воинских коллективах, помещения которых были освящены, стала значительно меняться в лучшую сторону, умиротворилась внутренняя атмосфера, уменьшилось количество конфликтов, ушли в прошлое различные проявления неуставных взаимоотношений. Традиционно мы стараемся окропить все казарменные помещения в Крещенские дни. В каждой из казарм в спальном помещении или в комнате досуга нами повешены иконы. Во всех воинских коллективах есть боец, в обязанности которого входит своевременное возжигание лампады, содержание икон чистыми от пыли и др.
Значительное место в пастырском окормлении защитников Отечества занимают и поездки в святые места. Несомненно, большинство из нас знает на своем опыте, что подобные соприкосновения со святынями однозначно способствуют укреплению веры и возбуждают особое усердие к духовной жизни. Промыслом Божиим сложилось так, что окормляемая нами Софринская бригада находится в близости от Хотьковского Покровского женского монастыря,
Говоря о пастырской работе в воинских коллективах, было бы неправильно обойти стороной участие священнослужителей в воинских мероприятиях, проводимых в воинских частях в честь различных событий, значимых как для защитников Отечества, так и для гражданских лиц. Прежде всего, это воинская присяга, которую принимают
Не остается без участия нашего прихода и еще одна дата, особо важная для всех военнослужащих бригады, ветеранов военных действий и родственников убиенных воинов нашей части. Это День памяти погибших военнослужащих бригады, который традиционно проходит 7 апреля. Каждый год нашей общиной и другими храмами Пушкинского благочиния собирается посильная помощь для их семей. За эти годы 109 солдат и офицеров бригады и несколько десятков прикомандированных лиц засвидетельствовали своей смертью верность армейскому долгу. Несомненно, сознание того, что за всех убиенных воинов регулярно возносится молитва в храме, сооруженном в память о них на территории бригады, утешает их родственников и дает им силы не опустить руки в этом тяжелейшем жизненном испытании.
Излагая опыт взаимодействия Армии и Церкви на примере нашего прихода, хочу обратить внимание, что весьма непростым в работе воинского пастыря является вопрос духовного окормления офицеров и их семей. Если военнослужащих срочной службы без особых сложностей можно собрать на встречу со священником, то к офицерам такой подход в большинстве случаев не приемлем. Принуждение офицерского состава по распоряжению свыше для участия в различных мероприятиях духовной направленности может напротив оттолкнуть их от Церкви. Поэтому священнослужитель в работе с офицерами должен быть крайне тактичен и деликатен. В то же время пастырь должен использовать всякую возможность контакта с офицерами с целью просвещения их светом Христовой истины. Как правило, в каждой из воинских частей периодически проходят военные сборы, в которых участвуют офицеры. Командование вполне может выделить священнослужителю время для выступления в рамках таких сборов, и это прекрасная возможность для пастыря донести до офицерского состава евангельское слово. Помимо этого, как в процессе сборов, так и во время индивидуальных встреч, священник может дать офицеру те или иные брошюры духовной тематики, которые могут быть полезны. Как солдатам, так и офицерам пастырь должен находить возможность сказать теплые и приветливые слова для укрепления веры. Несомненно, такой подход не останется безответным. Если священнослужитель научится так поступать, то солдаты и офицеры увидят в нем не безразличного человека, а любящего и заботливого отца, сами потянутся к нему за духовной помощью и поддержкой. К праздникам Рождества и Пасхи священник, окормляющий воинскую часть, вполне может собрать в войсковом клубе семьи военнослужащих, чтобы вручить детям праздничные подарки, а если есть возможность, то и организовать концерт приходской воскресной школы или иные творческие выступления, приуроченные к данному торжеству. Именно такой подход используется нашим приходом на протяжении длительного времени, и опыт однозначно показывает, что этот вариант несоизмеримо более правильный, чем привлечение офицеров на встречи со священнослужителем в приказном порядке.
Учитывая, что вблизи расположения воинских частей находятся, как правило, военные городки, где по преимуществу проживают офицерские семьи, духовник, окормляющий воинскую часть, может также использовать эту возможность для привлечения детей военнослужащих в приходскую воскресную школу, как и делают это на многих приходах. Зачастую многие офицеры обращаются к пастырю по поводу освящения своего жилья. Это также весьма подходящий момент для того, чтобы в процессе общения помочь офицеру и его близким больше узнать о православной вере и о духовной жизни.
В русле ознакомления с опытом пастырской работы нашего прихода в воинских частях мне хотелось бы упомянуть о необходимости особого попечения духовника о
Немалое значение в
Несомненно, пастырю в своей деятельности в войсковой части необходимо проявлять особую тактичность и уважение в отношении к
В завершение отмечу, что значительную пользу в работе, осуществляемой клириками нашей епархии в воинских частях, дает составление священнослужителями и командирами частей планов совместной работы, в которых были бы заранее зафиксированы все намеченные мероприятия и указаны сроки их проведения.
Конечно, в рамках данной статьи сложно отобразить весь опыт пастырской работы среди военнослужащих, тем не менее, хотелось бы надеяться, что некоторые изложенные здесь моменты окажутся полезными для священнослужителей, начинающих духовную работу в воинских частях, и помогут им правильно сориентироваться во многих вопросах, возникающих в процессе организации взаимодействия с армейскими коллективами. И, наконец, самое главное, что мне хотелось бы отметить: при условии регулярного проведения подобной работы многие военнослужащие не только нравственно меняются, но и делают осознанный и серьезный шаг к Богу, может быть самый первый в их жизни.
Игумен Феофан (Замесов)