И сказал Господь Моисею:
напиши сие для памяти в книгу…
(Исх. 17:14)
Вынесенные в эпиграф нашей заметки слова — первое упоминание книги в Священном Писании. Книга, этот важнейший феномен духовной культуры, существует уже около шести тысяч лет. За этот огромный период времени книга - вначале рукописная, а затем и печатная — была и остаётся самым надёжным и удобным способом закрепления знаний (информации) с целью сохранения их во времени, передачи в пространстве и распространения в форме текстового или иллюстративного материала.
В религиозном сознании книга прежде всего средство сохранения и донесения до человека священного текста: и пусть он будет у него, и пусть он читает во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии (Втор. 17:18, 19).
На Руси благоговейное отношение к книге и книжному делу укоренилось со времени Крещения. Самые ранние из сохранившихся источников об этом ярко свидетельствуют. «Велика ведь бывает польза от учения книжного! Книги наставляют и научают нас… ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это — реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина. Ими мы в печали утешаемся… Если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей!» — говорит древнейшая наша летопись.
Летописец сравнивал великого князя Владимира, просветителя Киевской Руси, с земледельцем, вспахавшим землю, а князя Ярослава Мудрого — с сеятелем, засеявшим землю Русскую книжными словесы. Писание книг — это возделывание земли; подобно труду земледельца, переписка книг считалась на Руси извечно святым делом. Как отмечал академик
Именно так запечатлены в памятниках иконографии те, кто создавал книгу. Начиная с раннехристианских времен сложилась иконография евангелистов, записывающих Слово Божие.
Рукописные книги создавались в
Древнейшая форма книги — свиток; позднее, с
Книга Древнего Рима имела форму свитка, навернутого на валик с утолщенными концами; на верхнем конце прикреплялся ярлычок с обозначением заглавия. Свиток хранился в футляре, по большей части кожаном. Писали на одной стороне свитка. Ко времени возникновения древнерусской книжности свиток повсеместно был вытеснен кодексом.
На Руси книжное дело сосредоточивалось исключительно в монастырях. Из жития преподобного Феодосия Печерского известно, что он готовил материал для переплета, Илларион переписывал книги, а старец Никон переплетал их. Вся работа выполнялась по благословению игумена, поэтому все рукописи начинались словами: благослови, отче.
Писали на больших листах пергамена, обычно в два столбца, крупным и прямым шрифтом — уставом. Заглавные буквы и заставки разрисовывали красками и золотом. Работа над каждой книгой занимала месяцы.
Нашествие монголов почти прервало книжное дело на юге Руси, а на севере, как свидетельствует житие преподобного Сергия Радонежского, приходилось писать на бересте. Только в богатом Новгороде книгописание находилось на должном уровне: архиепископ Моисей в середине XIV в. многи писцы изыскав и книгы многы исписав. С XV в. наступает расцвет книжного дела по всей средней Руси: появляются прекрасные писцы и талантливые
Среди миниатюр древнерусских рукописных книг немало изображений книгописцев. Прежде всего, это изображения евангелистов. На этих миниатюрах бывают весьма точно изображены все принадлежности
Древнейшая из сохранившихся наших рукописных книг — Остромирово Евангелие — содержит миниатюру с изображением апостола Луки. Перед Евангелистом не только набор письменных принадлежностей, но и первоисточники — свитки; два из них лежат на столе, а третий свешивается сверху; его придерживает телец (символ евангелиста Луки).
Остромирово Евангелие создано дьяконом Григорием в Киеве в
Радзивилловская, или Кёнигсбергская летопись написана и иллюстрирована в конце XV в., вероятно, в Смоленской земле. Хранится в Библиотеке Академии наук в
Феодоровское Евангелие — рукописное иллюминированное
В миниатюрах «Житийной повести об Антонии Сийском» — рукописи 1648 г., хранящейся в Государственном историческом музее, есть замечательный сюжет: обучение грамоте в древнерусской школе. Юные ученики — а среди них наверняка есть и будущие
Евангелие Хитрово — рукописное
На миниатюре одного из лицевых списков «Повести о преподобных Зосиме и Савватии Соловецких», рукописи конца XVI — начала XVII вв. из библиотеки
Еще одна замечательная своими деталями миниатюра из рукописного Евангелия XVIII в. (ГИМ, Музейное собрание) изображает евангелиста Иоанна Богослова за работой. Перед столиком апостола комплект перьев и большая чернильница.
Одна из поздних рукописных книг — сочинение Петра Крекшина «Книга Летописец или повествовательная гистория о его величестве Петре I, императоре и самодержце всероссийском» также содержит миниатюры «книжной тематики». На одной из них Симеон Полоцкий экзаменует на предмет профессиональной пригодности будущего учителя Петра Перво- го — Никиту Зотова. На другой миниатюре прошедший экзамен Никита Зотов показывает юному Петру книги и гравюры.
Приведенные примеры показывают, что тема книги и книжного дела присутствовала в памятниках иконографии на протяжении всего времени существования русской книжности. Труд создателей книги со всем вниманием и подробностями находит отражение в этих миниатюрах.
Но в середине ХVI в. начался новый период русской книжности — книгопечатание. Первые печатные книги появились на Руси по благосло- вению святителя Макария Московского. Представляется целесообразным отражение этого важного для истории нашей Церкви события и в иконографии. Например, в житийной иконе святителя Макария изобразить первопечатника диакона Ивана Федорова за работой. Думается, такой сюжет имеет право на существование.
Епископ Балашихинский Николай