Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3-4 за 2014 год/

«Снизшел еси в преисподняя земли…»

В год 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского представляется уместным уделить внимание не только жизни самого игумена земли Русской, но и тем памятникам церковного искусства, которые либо непосредственно связаны с его служением, либо характеризуют его эпоху.

В нашей заметке рассматриваются иконы Воскресения Христова, перед которыми мог молиться — а вполне возможно, и молился — сам преподобный Сергий. Это иконы Сошествия во
ад — самой распространенной в то время на Руси иконографии Воскресения Христова. Иконография Сошествия во ад была известна уже в Киевской Руси; например, встречается в росписях Софийского собора в Киеве (XI в.). Как раз к Х в. получила сложившуюся форму иконография Сошествия во ад в византийском искусстве, — и пришла на Русь.

Литературной основой иконографии Сошествия во ад послужил целый ряд источников. В их числе и библейские тексты, и святоотеческие творения, и апокрифы. В так называемом «Евангелии Никодима» содержится составленный воскресшими сыновьями праведного Симеона Богоприимца пересказ диалога между персонифицированным адом и сатаной. Точкой отсчета описываемых событий является воскрешение праведного Лазаря: встревоженный ад укрепляет свои вереи вечные, но сходящий в преисподняя земли Спаситель срывает двери, сокрушает заклепы, изводит души томящихся в аду праведников. Представляется не вполне справедливым относить все детали сюжета только к т. н. «Евангелию Никодима» — в пророчествах, псалмах, апостольских посланиях содержится целая россыпь характерных деталей, воспроизведенных на иконах Сошествия во ад. Вот несколько примеров:

Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты (Пс. 138:8), восклицает пророк Давид. Осия пророчествует о победе над адом: От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (Ос. 13:14).

А апостол Петр в своем 1-м Послании говорит том, что Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал
(1 Пет. 3:18,19).

Приведем основные элементы композиции Сошествия во ад: окруженный сиянием славы Спаситель сходит в темную пропасть ада и выводит оттуда Адама и Еву; рядом располагаются ветхозаветные праведники и пророки -
в их числе обычно изображаются Давид и Соломон. На дне ада, под ногами Спасителя, лежат сокрушенные Им врата со сломанными запорами и железными вереями. А ведь еще Псалмопевец пророчески призывал прославлять Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих, ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил (Пс. 106:15, 16). Дождавшиеся избавления праведники словно повторяют за пророком Давидом слова: Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти (Пс. 67:21).

Нередко рядом со Спасителем изображается Иоанн Предтеча: именно он предварил сошествие во ад Спасителя и благовестил сущим во аде Бога, явльшегося плотию (тропарь Иоанну Предтече на Усекновение главы). Иногда под ногами Спасителя изображают поверженного сатану. Сокрушивший сатану Спаситель силен даровать эту победу и верующим в Него; об этом говорит апостол Павел: Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре (Рим. 16:20).

Нередко на иконах Сошествия во ад Спасителя изображают с крестом в левой руке. В более поздних композициях появляется изображение ангелов; иногда крест держит не сам Спаситель, а находящиеся рядом с Ним ангелы.

Из дошедших до нас икон Воскресения Христова эпохи преподобного Сергия следует прежде всего назвать икону Сошествия во ад, датируемую концом XIV в. и происходящую из Воскресенского собора коломенского кремля. Сейчас она в Третьяковской галерее. Преподобный Сергий, без сомнения, видел эту икону, бывая в Коломне.

В центре этой большой храмовой иконы на фоне мандорлы изображен попирающий адовы врата Спаситель. Его движения стремительны; Он только что спустился в преисподнюю: еще развивается край Его пурпурного гиматия. Первыми удостоились избавления прародители — они дольше всех ждали обетованного мгновения. Правой рукой Спаситель держит за руку Адама, а левую протянул Еве. Она тянется к Нему; еще не дотянулась, но уже понимает, чувствует, что долгожданное избавление наступило. Адама Спаситель плотно держит за запястье: ветхому праотцу эта помощь необходима.

В своем Слове в Великую субботу святитель Епифаний Кипрский говорит:
И отвещав Христос, глаголя Адаму, и ем его за десную руку, воскрешает, глаголя: востани, спяй, воскресни из мертвых!

Среди ожидающих сошествия Христова очень выразительны фигуры Давида и Соломона (в левой части иконы). Они словно завершают беседу, и отец — Давид — напоминает своему сыну, премудрому Соломону:
«Я же тебе говорил — вот Он, пришел!»
С правой стороны в группе ожидающих Спасителя праведников выделяется фигура Иоанна Предтечи. Он изображен с нимбом, как Давид и Соломон; все остальные обитатели преисподней без нимбов. Предтеча, кажется, единственный, кто реагирует на событие абсолютно спокойно: он только что закончил свое благовестие сущим во аде и, в отличие от них, еще не повернулся в сторону Спасителя.

Выше мандорлы группа ангелов держит голгофский Крест, которым Господь, сойдя во ад, смерть разрушил (тропарь воскресный 7-го гласа).

Упомянем еще одну группу, изображенную на иконе: в самом низу, на дне ада лежит связанный, почерневший от злобы сатана. Прислужники его — бесы, не терпя взирати на силу Креста Господня, прячутся в самых дальних углах преисподней.

Из особенностей иконографии данной иконы надо отметить, что размещение Адама и Евы по разные от Спасителя стороны — некое новшество, распространившееся в XIV в.; в ранних иконах прародители изображались, как правило, рядом.

Именно так они изображены на другой иконе эпохи преподобного Сергия — это Сошествие во ад первой половины XIV в. из ГТГ. Икона происходит из Северо-Двинского села Чухчерьма, под Холмогорами. Никаких оснований считать, что она связана с преподобным Сергием нет, но время ее написания и типичность иконографии позволяют думать, что перед иконами такого типа преподобному доводилось молиться постоянно.

Иконография здесь гораздо лаконичнее: в центре изображен Христос, держащий в левой руке шестиконечный крест, а правой плотно обхвативший изнемогающего Адама. Рядом с Адамом Ева, а чуть дальше Авель с пастушеским посохом. В левой части иконы находятся пророки Давид и Соломон, держащий в руках свернутый свиток; они внимательно наблюдают за происходящим; выше изображен Предтеча. Выразительно изображение связанного сатаны, лежащего на сокрушенных Спасителем вратах ада. Сатана повержен, но продолжает вредить: своей когтистой рукой (хочется написать: лапой) он ухватил за ступню Адама; сил, чтобы удержать в преисподней праотца, у него уже нет, но навредить хочет! Существует предположение, что икона написана на Балканах.

Еще одна икона Сошествия во ад, относящаяся ко времени преподобного Сергия, находится в Государственном Русском музее. Она интересна и своей выразительной живописностью, и составом изображенных на ней персонажей. Они очень выразительны. Художник расположил одесную Спасителя Адама, Иоанна Предтечу, Давида с Соломоном и еще нескольких праведников, стоящих за спинами персонажей первого ряда. Все они, кроме Адама, имеют нимбы. Персонажи, находящиеся ошуюю, изображены без нимбов. Здесь коленопреклоненная (как и Адам) Ева, а также Моисей с книгой, старец Аарон, молодой безбородый Авель и еще три фигуры. Моисей с Аароном увлеченно ведут беседу и еще не увидели стремительно врывающегося в центр композиции Христа: Он еще находится в своем стремительном полете — развивается гиматий, ноги Его еще не коснулись поверженных адовых врат… А врата уже падают в пропасть преисподней; летит в пропасть и ключ — ад побежден! Икона новгородской школы происходит из Тихвина и датируется второй половиной
XIV в.

Аналойная икона конца XIV в. «Праздники» Московской школы, находящаяся в Третьяковской галерее, происходит из собрания С. П. Рябушинского. На ее примере можно видеть, как могли выглядеть иконы, перед которыми молился преподобный Сергий в самый ранний период существования обители Живоначальной Троицы. В композиции Сошествия во ад на этой иконе, несмотря на ее малые размеры (32×25 см), выразительно представлены все основные персонажи.

Завершим наш краткий обзор иконой Сошествия во ад, происходящей из Успенского собора города Владимира. Икона датируется 1408—1410 гг., и ее традиционно относят к школе преподобного Андрея Рублева, который в эти годы вместе с Даниилом Черным расписывал «церковь великую соборную Святой Богородицы, иже во Владимире, повелением князя великого» — так свидетельствует Троицкая летопись. Икона создана почти через два десятилетия после преставления преподобного Сергия, но связана с его духовным наследием — с его верой в Воскресшего Христа; с той верой, которую великий игумен земли Русской призывает нас хранить и утверждать.

Епископ Балашихинский Николай


Источники и литература:

  • Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1–2. М., 1963.
  • Древнерусское искусство Х — начала XV века. Каталог собрания ГТГ. Том. 1. М., 1995.
  • Квливидзе Н. В. Воскресение Иисуса Христа. Иконография. Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 421–423.
  • Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1983.
  • Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. СПб., 1892.
  • Порфирьев И. Я. Апокрифические сказания о новозаветных лицах и событиях, по рукописям Соловецкой библиотеки. СПб., 1890.
  • Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода. Середина XIII — начало XV века. Центры художественной культуры средневековой Руси. М., 1976.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.