Священномученик Фаддей (Успенский) (+1937):
«… До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности, все это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не радость, когда приходилось ему поступать по христианской любви к людям. Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как будто совсем изменяется, как бы дается человеку „сердце новое, и дух новый“ (Иез. 36:26), человек тогда бывает исполнен
Чтобы Дух Святой, излившийся на нас, не оставил нас вскоре, будем стараться сделать душу свою достойным обиталищем для Него. Мы, по словам одной церковной песни, вчера нами слышанной, „плавающие в молве житейских попечений, с кораблем потопляемые грехами и к душепагубному зверю, то есть диаволу, низвергаемые“, будем чаще из этой смертоносной глубины своих грехов и всяких суетных забот житейских обращать взор свой ко Христу, Спасителю нашему, и Он, как Иону из чрева китова, будет всегда изводить нас из этой глубины. Постоянная молитва ко Христу, Спасителю нашему, и к подателю жизни Духу Святому научит нас путям Господним, и мы, очищаемые „огнедохновенного Духа росою“, будем всегда ходить во свете закона Господня. Аминь».
Уфимские Епархиальные Ведомости № 13, 1902. С. 817–819.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий:
«Сегодня — один из редких праздников, который имеет несколько наименований. Это и день Святой Троицы, потому что мы как бы подводим итог спасительной миссии на земле Сына Божия, в которой участвовала вся Пресвятая, Живоначальная и Нераздельная Троица. Это и день, который именуется праздником сошествия Святого Духа, потому что ныне вспоминается это историческое событие. Это и день Пятидесятницы, потому что празднование совершается на пятидесятый день по Воскресении из мертвых Господа нашего Иисуса Христа, когда отмечалась ветхозаветная Пятидесятница.
Сегодняшним праздником завершается богослужебный круг, посвященный воспоминанию истории нашего спасения. Христос Спаситель перед Своими страданиями говорил ученикам, что Он не оставит их сирыми и пошлет Духа Святого, Который напомнит апостолам обо всем, чему Он учил.
Мы слышали сегодня из апостольского чтения, как во время празднования ветхозаветной Пятидесятницы на апостолов, находящихся вместе в молитве, видимым образом сошел Дух Святой, Который дал им чрезвычайные дарования. Божественные ученики обрели способность и возможность обращаться к разноплеменным людям на их родном языке. Это было впервые, и одних из присутствующих объял духовный трепет и ужас, а другие отнеслись к этому явлению с насмешкой, говоря, что апостолы напились вина и поэтому произносят нечто совершенно непонятное для окружающих. Ученики Господа, вдохновленные Духом Святым, сразу обратились с проповедью на разных языках и наречиях. Святой апостол Петр выступил со словом о том, что совершил Христос на земле. Он сказал, что явленное чудо — результат схождения Святого Духа по обещанию их Божественного Учителя. Благодаря простой проповеди, которая дошла до сердец людей, слушающие получили первый духовный плод, спрашивая: „Что нам делать?“ Апостол Петр призвал всех к покаянию и принятию Иисуса Христа как Сына Божия. И после этой проповеди три тысячи слушающих приняли крещение.
Мы говорим сегодня, что этот праздник — день рождения Церкви Христовой на земле, той Церкви, о которой говорил Спаситель: „Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её“ (Мф. 16:18). Силой Святого Духа апостолы, проповедуя народам в разных землях, во множестве привели людей ко Христу.
Именно эта Святая Церковь продолжает ныне свое спасительное служение на земле, ведя народ Божий к Царствию Небесному. Никто не должен думать, что это совершается силой человеческой. Происходит это действием Святого Духа, Который помогает священнослужителям продолжать апостольскую миссию. И священнослужители проповедуют людям Божественные истины, научая людей бороться с грехом и пороком, призывая к покаянию и соединению с Богом в Таинстве Святого Причащения в залог вечной жизни».
Слово в день Святой Троицы в Успенском храме