В этом году исполнилось 300 лет с начала строительства одного из самых красивых и необычных храмов Московской епархии — храма Рождества Богородицы в Подмоклове Серпуховского района. Об истории церкви, ее архитектурных особенностях и приходской жизни в новейшее время — интервью с настоятелем протоиереем Дионисием Крюковым.
Когда смотришь на храм Рождества Богородицы, сразу вспоминаются картины эпохи Возрождения и вообще архитектура западноевропейских храмов: та же симметрия, плавность линий, полукруглые арки, большой купол, скульптурный декор… Кто проектировал и строил храм и почему была выбрана именно эта архитектурная композиция?
Точного ответа на этот вопрос не существует до сих пор. Известно, что заказчик строительства церкви — владелец поместья Подмоклово, государственный деятель петровского времени князь Григорий Федорович Долгоруков, в 1697 г. был отправлен царем в Венецию учиться
Церковь Рождества Богородицы стоит на рубеже между русским средневековьем и новым временем, культура которого влилась в традицию западноевропейского барокко. Круглая форма храма не случайна — все вотчинные храмы, построенные в раннепетровский период в Москве и окрестностях, имеют центрическую структуру. Для вельмож того времени храмы были своего рода визитной карточкой; они строили не столько свои дворцы и усадьбы, сколько дом Божий, тем самым демонстрируя намерение прославить Бога и при этом показать свой вкус. Использование скульптуры тоже не было
Назначение храма состоит не столько в том, чтобы радовать взгляд, сколько служить местом церковного собрания, в котором люди прославляют Бога. Что мы знаем об истории прихода храма Рождества Богородицы?
Этот храм долго строился, но все же не был достроен при жизни его заказчика. Освятили его уже в 1754 г., в годы царствования Елизаветы Петровны, когда Долгоруковым после длительной опалы было возвращено конфискованное имущество. Задуман храм был как усадебный, но когда деревянная церковь, построенная прежними хозяевами, князьями Голицыными, пришла в ветхость, каменный храм Рождества Богородицы стал использоваться как приходской. О приходе до революции
1917 г. известно немного: например, есть сведения о том, что с 1854 г. в этих краях проходил ежегодный крестный ход с Владимирской иконой Божией Матери в память об избавлении от эпидемии холеры, известны имена всех священнослужителей начиная с конца XVIII в. Сохранилась фотография 1914 г., на которой мы видим около храма множество людей.
Как протекала жизнь церкви после 1917 года?
В течение первых лет после революции прихожане стойко боролись против закрытия церкви — и это несмотря на то, что здесь не было постоянного священника. Но силы были неравны, и в 1937 г. храм закрыли, но незадолго до этого он успел получить статус всесоюзного памятника. Церковь Рождества Богородицы избежала разрушений и переделок, но со временем ветшала, утрачивая первоначальное великолепие. Дошло до того, что в начале
Насколько успешно продвигаются реставрационные работы?
Благодаря Владыке Ювеналию и стараниями уроженца села
Какие направления Вы считаете основными в развитии приходской жизни?
Приходская жизнь — главное, ради чего реставрируется памятник. Пока что храм
не способен «прокормить» себя без другого храма-«донора», но хотелось бы, чтобы после завершения реставрации жизнь здесь закипела. Мы стараемся делать все, чтобы люди (не только местные жители, но и паломники, и туристы, которые останавливаются здесь проездом в поленовский
Пожалуй, одно из самых удачных начинаний нашего прихода — это фестиваль барочной музыки. Так получилось, что я и вся моя семья — музыканты. Старшая дочь, которая профессионально занимается старинной музыкой, исполняемой на аутентичных инструментах, предложила своим друзьям из Московской консерватории выступить у нас с концертом. Неожиданно быстро нам удалось организовать фестиваль, в котором приняли участие пятнадцать музыкантов и около двухсот человек слушателей. Фестиваль проходил под открытым небом: старинная музыка достаточно трудна для восприятия, и когда неподготовленный человек слушает ее в замкнутом пространстве, ему часто становится скучно. Напротив — человек, не ограниченный стенами концертного зала, может слушать музыку как ему хочется: сидя, прогуливаясь, даже беседуя или играя с детьми. Это создает живую атмосферу праздника, настоящего события. Фестиваль барочной музыки мы планируем проводить и дальше.
Еще одно важное приходское дело — летний лагерь для молодежи и подростков. Здесь, в довольно аскетичных условиях, ребята погружаются в новую для себя обстановку: живут в палатках на территории усадебного парка, участвуют в богослужениях и библейских семинарах, своими силами помогают храму и жителям села. Совместными трудами нам удалось облагородить источник, очистить от зарослей старинную дамбу и пруд, убрать территорию храма от строительного мусора. Этим летом мы нашли место старого деревянного храма, построенного в начале XVII в.
Для ребят очень важно, что их не развлекают, а они сами
Священник Александр Сухарев