Батюшка, я недавно начала помогать в храме, стоять у подсвечников, убираться после службы. Заметила, что в храм во время службы часто заходят люди, которые могут начать проталкиваться вперед, чтобы поставить свечку во время Причастия, мешают священнику во время каждения храма, а девушки все повально входят в храм в брюках. Подскажите, пожалуйста, как правильно себя вести с такими людьми, как правильно сделать замечание, чтобы не обидеть человека.
По сложившейся с советских времен традиции такого человека надо гнать взашей, да еще
Во время освящения дома его обитателям читается очень миссионерский евангельский отрывок о мытаре Закхее. Мытарей, как Вы помните, евреи люто ненавидели и считали их великими грешниками, недостойными Бога, за то, что они собирали подати со своих собратьев в пользу Рима, да еще и приворовывали. Но мытарь Закхей уверовал во Христа, Сына Божьего, и залез на дерево, не страшась насмешек, в надежде хотя бы одним глазком увидеть своего Спасителя. Он уже готов отдать половину своего имения и даже испросить прощения у всех, кого обидел, возвратив вчетверо больше отнятого! И Господь входит в дом Закхея и ест с ним за одним столом. «Как?! Как Бог вошел в дом этого великого грешника?!« — роптала благочестивая толпа, которая окружала Христа. Оказалось, что Царство Небесное открыто и для этого грешного человека, который не знал ни молитв, ни Закона Божьего, но пожелал хотя бы одним глазком взглянуть на Бога!
Часто человек и входит в храм с этим чувством — хоть немного прикоснуться к жизни Церкви и попытаться увидеть Бога. И неужели мы не должны помочь человеку в этом стремлении? Вы, как работник храма, являетесь лицом своего прихода и не должны остаться безучастной. Подойдите к незнакомому человеку, попытайтесь встретить его приветливо, помня, что этот человек — тот самый Закхей, которого Бог очень любит и ждет. Ненавязчиво выясните, с чем человек пришел в храм, расскажите ему немного о жизни прихода (для этой беседы можно выйти с ним в притвор), а потом действуйте по ситуации: объясните человеку, как он может встретиться с батюшкой для личной беседы или же в какое время он может подойти на первую исповедь, как к ней подготовиться. Ответьте человеку на вопросы, в которых Вы компетентны (например, как правильно подать записки, зачем ставить свечи в храме
Нам часто хочется, чтобы все во всем поступали правильно, чтобы никто нам не мешал молиться. Но вспомните, а все ли мы верно делаем сами, неужели мы ничем не прогневляем Бога? Я, например, с сожалением вижу, что не могу совершенно исправить свое беззаконие и вижу, что я тоже каждый день Бога прогневляю, мешаю Ему действовать в моей жизни
Помните, что отпугнуть человека от Церкви очень легко и очень страшно, потому что Вы встаете на пути между ним и Господом Иисусом Христом. Поэтому, может быть, лучше будет ничего не говорить девушке в брюках так точно, как и Христос не предложил блуднице, которую вели на суд, пойти переодеться (а ведь наверняка она выглядела нецеломудренно), а потом, через время, увидеть ее в храме в длинной юбочке и платочке и с радостью называть своей сестрой во Христе.
Здравствуйте, батюшка! С сожалением смотрю на то, как изменяется наш мир. Я работаю в сфере медицины: еще недавно мы лечили людей и старались делать это хорошо, а сегодня начальство постоянно ставит в такие условия, что я вынужден выжимать из человека деньги, прикладывая при этом минимум усилий к реальному лечению. Не знаю, как мне быть, но и работу бросить тоже не могу — я люблю это дело, да и за квартиру нужно
В такой ситуации Вы не одиноки, и жажда наживы царит далеко не только в области медицины, к сожалению. Большинство людей просто плывут по течению: «Ну, что я могу сделать, ведь так приказали». В
Каждый человек сам делает для себя этот выбор: идти за Богом или быть как все. Быть с Богом сложно, можно действительно лишиться даже источника доходов, как в вашем случае. Но «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 8: 36). Так ли важны деньги, если, имея их, Вы сознательно лишаете себя Небесного Царства? Почему святые бессребреники отказывались от денежного вознаграждения за исцеление людей, зачем преподобные оставляли все и уходили из мира? Потому что они четко знали, что их награда ждет их на Небесах, а уж здесь на земле можно лет 70–80 потерпеть. Тем более что Господь никогда не оставит человека, который следует за Ним, который ради Него отрекается от обмана, от корысти и старается служить людям, как это делал Сам Христос (тоже, заметьте, безвозмездно).
Я совсем не призываю Вас бросить все, вышибить дверь начальника ногой и публично обличить его в служении тьме века сего. Но
Скажите, а можно ли держать дома домашних животных? Не является ли это грехом, ведь животные должны жить на воле. Я страстно люблю своего пса и не знаю, как расстаться со своими пушистым другом.
Животные напоминают человеку о том, к какой безгрешной жизни призван он сам. Вспоминается случай, когда к архимандриту Иоанну Крестьянкину в келью ввели бесноватого: бывшие там люди испугались, а кошка, которая находилась там же, даже не шелохнулась. И отец Иоанн сказал: «Она не боится, ибо в ней нет греха». Многие животные, особенно собаки, преданы своему хозяину, что опять же поучительно для нас. Например, собака породы ретривер способна преодолеть любые трудности, которые на нее возложит хозяин, и при этом совершенно не озлобиться, потому что беззаветно верит человеку.
Животный мир создан Богом для человека и вверен ему, поэтому человек несет ответственность за все живое. Адам нарекал имена животным, наслаждался их красотой в раю. Через грехопадение все изменилось, животный мир, который неразлучно связан с человеком, подвергся изменениям: животные превратились в пищу для человека, другие служат ему в домашних условиях: кошка, говорят, обладает способностью лечить человека, да и мурлыканье ее весьма приятно для расшатанной психики современного жителя мегаполиса, собака сторожит дом. Но нельзя забывать о том, что мы за этих животных ответственны, поэтому нужно их и кормить, и выгуливать, и убирать за ними, и следить за тем, чтобы они не доставляли неудобств другим людям. Я думаю, что держать животное дома в принципе можно, и многие святые люди имели это общение с животным миром, радуясь его красоте и благодаря Бога.
Но вот можно ли «страстно любить» своего мопса? Когда мы говорим о страсти, мы входим в область греха, какого бы предмета это ни касалось. Поэтому страсть здесь следует удалить. Да и любить братьев наших меньших так сильно, как мы любим людей, тоже не стоит. Бывает, что люди держат дома любимых собачек, а детей рожать совершенно не желают. Это по меньшей мере странно! Душа животного отличается от человеческой, и посмертная участь ее, которая до конца нам не известна, оказывается совершенно иной, чем у человека: «Души, низшие духа и человека, погружаются в душу мира <…> — это по смерти» — так говорит об этом святитель Феофан Затворник. Поэтому любить собаку, как человека, нельзя и привязываться чересчур к ней не стоит. Многие доходят до того, что любимца своего называют именем святого и едят с ним чуть ли не с одной тарелки. Надо знать меру в этом тесном житии с животным.
Мы с вами должны любить людей, особенно тех, которые живут рядом, — членов своей семьи; преображаться внутренне — и через это будет преображаться мир, который нас окружает. «Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим. 8: 19–21).