В традиционной иконографии Рождества Христова на Руси присутствует ряд персонажей «второго плана», появившихся под влиянием как Предания, так и апокрифических источников.
Уже в самых ранних из дошедших до нашего времени изображениях Рождества Христова — а они относятся к IV в., наряду с главными участниками события — Пречистой Девой Марией, Богомладенцем, праведным Иосифом, Ангелами — появляются не только упомянутые в Евангельских текстах волхвы и пастухи, но животные — вол и осел. Основанием для их изображения в сцене Рождества служит пророчество Исайи: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего; а Израиль не знает [Меня], народ Мой не разумеет (Ис. 1:3).
Надо отметить, что на многих ранних изображениях Рождества Христова праведный Иосиф задумчиво сидит рядом с яслями или поодаль; хлопоты, связанные с рождением Младенца, словно его не касаются. Кто же помогает Пречистой Деве Марии? Уже в памятниках VI века можно видеть некую женщину, а позднее и не одну. Они появляются потому, что наряду с главным литературным источником иконографии Рождества Христова — Евангельским текстом — стали использовать и апокриф, так называемое «Протоевангелие Иакова», где содержится рассказ о некоей Саломее, усомнившейся в девстве Богоматери.
Повивальная бабка, приведенная Иосифом, сказала Саломее о чуде рождения Сына от Девы, но Саломея дерзостно захотела сама это проверить, «и только протянула Саломея палец, как воскликнула и сказала: Горе моему неверию, ибо я осмелилась искушать Бога. И вот моя рука отнимается как в огне. И пала на колени перед Господом, говоря: Господь Бог отцов моих, вспомни, что я из семени Авраама, Исаака и Иакова, не осрами меня перед сынами Израиля, но окажи мне милость ради бедных: ибо Ты знаешь, что я служила Тебе во имя Твое и от Тебя хотела принять воздаяние. И тогда предстал перед нею Ангел Господнен, и сказал ей: Саломея, Саломея, Господь внял тебе, поднеси руку свою к Младенцу и подержи Его, и наступит для тебя спасение и радость. И подошла Саломея, и взяла Младенца на руки, сказав: поклонюсь Ему, ибо родился великий Царь Израиля. И сразу же исцелилась Саломея, и вышла из пещеры спасенною» (гл. 20).
Поскольку Дева Мария не нуждалась в посторонней помощи при рождении на свет Богомладенца, а повивальная бабка видела это чудо, появившиеся в Вифлеемской пещере помощницы участвуют в омовении Младенца. Это можно видеть, например, в мозаичном изображении Рождества Христова Палатинской капеллы в Палермо (Сицилия, XII в.), но в книжной миниатюре сцена омовения встречается гораздо раньше: в
Примерно с этого времени видим мы сцену омовения и на византийских иконах. Омовение Богомладенца изображено в многофигурных композициях на иконах Рождества Христова из монастыря св. Екатерины на Синае (VIII в.; рубежа
Из известных памятников
Сцена омовения Младенца хорошо видна — вынесена на первый план — в храмовой росписи XIV в. в Сербии, например, церкви праведных Иоакима и Анны в Студенице или церкви св. Апостолов в Пече.
Нередка сцена омовения и в древнерусском искусстве. Назовем рельеф на западных вратах
В большинстве перечисленных выше памятников присутствует еще один неизвестный персонаж. Это таинственный старец в одежде из овечьей шкуры, беседующий с праведным Иосифом. По мнению
Существует также мнение о том, что под видом старца в звериной шкуре изображен искушающий Иосифа диавол. По «Протоевангелию» это в известной степени объяснимо: Иосиф там постоянно сомневается в чистоте Пречистой Девы: узнав о грядущем Рождестве, он «ударил себя по лицу, и упал ниц, и плакал горько, говоря: Как теперь буду я обращаться к Господу Богу моему, как буду молиться о Девице Этой, ибо я привел Ее из храма девою и не сумел соблюсти? Кто обманул меня? Кто причинил зло дому моему и опорочил Деву?» (гл. 13 и след.)
В трактовку «искушения» укладывается, например, икона середины XVII в. из праздничного чина Ростовского храма Усекновения главы Иоанна Предтечи (Государственный
Надо отметить, что такая подчеркнутая «отстраненность» праведного Иосифа от события Рождества не есть свидетельство его равнодушия или растерянности; это, скорее, знак непричастности его лично к тайне Боговоплощения — он не удручен происходящим, а созерцает непостижимую тайну рождения в мир Единородного Сына Божия. Он все время находился рядом, но не смел наблюдать. Не случайно даже в апокрифе, изобилующем бытовыми подробностями, Иосиф в самый момент Рождества не находится рядом с Марией: он отправился искать повивальную бабку…
Но известны композиции, где загадочный старец беседует не с праведным Иосифом, а с самой Богоматерью — например, на
В приведенных выше примерах использования в композиции Рождества Христова иконографических персонажей «второго плана» видится не только стремление максимально использовать литературные источники и ввести в композицию наибольшее количество упомянутых в них лиц, но и пригласить молящихся пред иконой Рождества Христова стать тайнозрителями этого чуда.
+ Николай, епископ Балашихинский