В наше время постепенно выходят на свет Божий имена не только подвижников благочестия, церковных иерархов, но и настоятелей и настоятельниц монастырей, вложивших свою лепту в историю их благолепного существования. Современная церковная история наполняется забытыми именами.
Игумения Иринарха (Латышева) приложила немало усилий в дело восстановления небогатого тогда Хотькова монастыря. Она была игуменией Покровской обители 20 лет, а в иночестве этой обители — 35. Сведения о долгой и насыщенной жизни матушки Иринархи почерпаются из «Духовной грамоты», хранящейся в РГАДА, и написанной ею в 1747 г. «от рождения… более семи десяти лет». В год написания грамоты в обители была уже другая настоятельница. Таким образом, игуменские годы Иринархи (Латышевой) начались в середине
Духовные грамоты имели бытование в России с XII в.: с раннего времени целиком сохранились подобные документы великих и удельных князей, которые датируются
Хорошо известна духовная грамота первой игумении московского Новодевичьего монастыря — прп. Елены (Девочкиной, + 1547), память которой — в Соборе Московских святых. Незадолго до кончины прп. Елена составила завещание по благословению Московского Митрополита, свт. Макария, и поручила монастырь своей преемнице. Завещание Елены содержит уникальные сведения по начальной истории монастыря и является своего рода уставом для насельниц Новодевичьей обители, созданной, как указано в духовной, «советом» великого князя Василия III.
Грамота игумении Иринархи совмещает черты завещания, как мы его привыкли понимать, и духовного «завета». И хотя завещание матушки имеет архаическую структуру, оно
Обращают на себя внимание евангельские тексты в грамоте без прямых цитат. Причем одно и то же выражение имеет источник не в одном, а в двух или трех новозавестных отрывках, и одновременно в церковном богослужении. Так, она пишет: «Глас… во святом Евангелии… будите готовы на всяк час не лениться: Сын Человеческий придет, да не пришед обрящет вы спяща, и яко земная храмина тела вашего разрушится, праведником же последствует живот вечный» (Лк. 12:40. 2 Пет. 1:13. Мф. 19:29)1. В этих строках, игумения свободно цитирует слова Писания, но как бы разговорной «речью», например, призывает «не лениться». И таким обращением, надо думать, доходчивей и теплей казались слова завещания для сестер.
И здесь нужно сказать, что общее место всех грамот — упоминание «всяких немощей». Иринарха, «отягченная крайнею слабостию, яко приближается кончина»; Елена (Девочкина) упоминает о своей слепоте и глухоте. На первый взгляд, подобные описания просто указывали на причину составления документа, но вместе с тем это позволяет увидеть всю «силу» их завета. Прп. Антоний Сийский переходит от описания своих немощей к часу смертному, а от него — к Страшному Суду и покаянию («что сотворю, не вем»), и далее откликается на просьбы учеников: «Господня святая Братия и Отцы… Все болезни моя ничто иное возвещают, разве смертный час и суд страшный будущаго века… Понуждаете мя грешнаго любовию своею, еже о Христе написати, как вам пребывати…»2
В отличие от «духовной» Елены (Девочкиной), у матушки Иринархи нет прямых наставлений сестрам. Ко времени составления духовной игумения Новодевичьего монастыря Елена уже не возглавляла обитель, но пользовалась большим авторитетом. Она пишет о необходимости строгого общежития, запрещает мирянкам жить в обители, а монахиням держать прислугу
Хотя игуменские грамоты касаются, прежде всего, вопросов духовных, дисциплины монашеской, в них, безусловно, говорится и о личном и монастырском имуществе. Обычно, перед составлением «последней» грамоты, завещатель поручал доверенным лицам проконтролировать положение дел, касающихся наследства; рассчитаться с долгами или же, наоборот, взыскать таковые. В данном случае, Иринарха сама рассказывает о «положении дел» в ее бытность настоятельницей, и по завещанию можно увидеть некоторые черты монастырского уклада.
Монастырь был небогатый, и, составляя завещание, она вспоминает, что «в скудной сей святой обители… на крайне нуждное свое и келейных служителей снабдение и препытание (пропитание) имущество свое истощила». А из различных источников известно, что именно в те годы в обители производились обширные строительные работы. Но как бы мимоходом в связи с темой употребления средств Иринарха говорит про «украшения боголепным строением церквей божественных и всяких в них потребных вещей и на странноприимническое боголюбцов и благодетелей, ко обители святой угощение…»3 И, надо сказать, что в ее годы в монастыре были сооружены Святые ворота в виде большой трехпролетной арки, возводилась каменная ограда и другие строения.
В тексте есть одно упоминание об отданных в долг средствах и о том, как нужно ими распорядиться. В целом, подытоживает матушка, ее «воспоминания» написаны «не тщеславия (ради)», а чтобы не было спорных мнений по поводу ее имущества. Она беспокоилась о возможных смущениях, связанных с притязаниями «напрасных просителей», желая остаться перед смертью «неповинной» в вопросе «о вещах».
Подобные духовные «письма» предполагают, конечно, просьбы о молитвенном поминании, как и здесь: «С протчих же вещей моих еще при жизни своей что кому по усмотрению моему на поминовение в молитвах святых о душе моей надлежало, то все без остатка роздано»4,
При составлении завещания «сидели» некоторые, поочередно поименованные сестры — «госпожа» и игумения Максимилла (Юшкова), монахиня Надежда (Патрикеева), схимница Екатерина, «церковница» Максимилла (Ерофеева), «будильница» Маргарита (Баскакова) и др. Сия «крепость» была зачитана и традиционно подписана, «скреплена», духовным лицом, почему, кстати, имела и такое название. Духовная грамота Иринархи (Латышевой) была подписана ее духовным отцом, который был при составлении завещании вместе с некоторыми «избранными» сестрами, и позже подписал: «Духовник иеромонах Иона вместо ея и во свидетельство руки приложил»7. Таким образом, подписанная грамота обрела силу юридического документа.
Замечательно, что судьба грамоты оказалось счастливой, в отличие от подавляющего количества таких же «писем». Копия ее сохранялась в монастыре долгое время, несмотря на то что не имела важных «долгосрочных» юридических решений и распоряжений. И мы видим, что «Иринарха со обители Покрова Пресвятой Богородицы, что в Хотькови игумения…" делала свою «запись» в традиции своих предшественниц: поучение, благословение и собственно завещание составляют основное ее содержание. И сейчас, спустя почти три столетия, ее «Духовная» звучит поучительно.
Список источников и литературы: