Иконография Небесных сил бесплотных берет свое начало в Ветхом Завете: первые изображения херувимов были сделаны пророком Моисеем по повелению Божию.
Конечно, мы не знаем, как именно выглядели изображения двух херувимов из золота чеканной работы… с распростертыми вверх крыльями (Исх. 25:18, 20), которыми Моисей украсил крышку ковчега откровения, но понимаем, что они не были
Самые ранние изображения Небесных сил в христианском искусстве известны с III в. В римских катакомбах встречаются изображения ангела в виде юноши в белых одеждах (Благовещение в катакомбах Присциллы и др.) Но, в отличие от описания, приведенного в книге Исход, эти изображения антропоморфны и не имеют крыльев. Первое из дошедших до нас изображений крылатого ангела относится к концу IV в.; это мозаичное изображение ангела — символа евангелиста Матфея в базилике
Иконографический канон Небесных сил бесплотных начинал складываться под влиянием
Но широкое распространение изображений ангелов в храмовой росписи и на иконах относится к послеиконоборческому времени. Это и изображения в композиции Небесной литургии, где ангелы сослужат совершающему Литургию Христу Спасителю, и ветхозаветные сюжеты храмовой росписи, и композиция Собора Небесных сил бесплотных, весьма почитаемого на Руси.
В качестве примера изображений Небесных сил в искусстве домонгольской Руси назовем Златые врата собора Рождества Богородицы в Суздале. Изображения на вратах выполнены в технике золотой наводки на меди и содержат множество сюжетов из Ветхого и Нового Заветов, изображений из земной жизни Божией Матери и святых. В большинстве композиций изображены ангелы — начиная с херувимов и серафимов на западных вратах до чуда архангела Михаила в Хонех на южных. Время создания Златых врат —
Замечательная композиция «Свержение сатаны архангелом Михаилом», расположенная на южных вратах собора, имеет надписание: «Свержен бысть сатана архангелом Михаилом со отступными его силами и беси наречении быша». Архангел Михаил — лоратного типа, в правой руке у него длинное мерило — им, как копьем, он поражает свергаемого с небес сатану; в левой руке архангела — зерцало с крестом и аббревиатурой Иисуса Христа. Архангел, или Архистратиг Михаил помещен в сияющем золотом ореоле, вокруг которого расположены другие ангелы (их пять). Архистратигом Михаил именуется на основании свидетельства книги Иисуса Навина (Нав.5:14): близ Иерихона Навин встретил воина с обнаженным мечом, который на вопрос Навина отвечал: я вождь воинства Господня (Архистратиг силы Господни).
Архистратиг Михаил (в переводе с древнееврейского — кто как Бог), поставленный Господом над всеми девятью чинами Небесных сил бесплотных, низринул с небес возгордившегося ангела денницу с другими падшими духами. Архангел Михаил воззвал к прочим Небесным силам: Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу! Предание (праздничный канон 8 ноября, акафист архангелу Михаилу и др.) свидетельствует об участии Архистратига во многих событиях Ветхого и нового Завета. Эти события также запечатлены в сюжетах суздальских Златых врат.
Но древнейшей из дошедших до нас древнерусских икон Небесных сил бесплотных является все же икона, именуемая «Ангел Златые власы», написанная в конце XII в., видимо, в Новгороде — точное происхождение иконы не установлено,
Еще одна древняя, XIII в., икона архангела Михаила из Спасского монастыря в Ярославле, была написана для несохранившегося храма архангела Михаила, построенного князем Константином Всеволодовичем в честь победы на реке Липице в 1216 г.
Архангел — лоратного типа; в правой руке у него мерило с драгоценным навершием, в левой — зерцало с изображением Спаса Еммануила. Одежды архангела — коричневые далматик, лор, красный плащ — украшены драгоценными камнями. Икона находится в Третьяковской галерее.
Зерцало с изображением Спаса Еммануила становится непременным атрибутом икон Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных, причем держит зерцало не обязательно сам Архистратиг. На новгородской
На иконе конца XIII в. из Государственного Русского музея стоящие рядом архангелы Михаил и Гавриил поддерживают помещенную в центр композиции сферу с изображением Спаса Еммануила.
Еще одна интересная композиция — мозаика купола собора святого Марка в Венеции. В центре восседает благословляющий обеими руками Спаситель. Его окружают хоры ангельские — девять чинов Небесных сил бесплотных. Время создания композиции — середина XIV в.
На иконе «Архангел Михаил с деяниями» первой четверти XV в. из Архангельского собора Московского Кремля в среднике изображен Архистратиг Михаил в воинских доспехах с мечом. В 28 клеймах — сцены деяний его из Ветхого и Нового Заветов. Еще одна икона Архистратига Михаила (конец XVI в.) в воинских доспехах; икона находится в частном собрании. Предводитель Небесного воинства изображен с обнаженным мечом: именно таким его увидел Иисус Навин в окрестностях Иерихона.
Сходную композицию имеет и икона конца
На иконе Симона Ушакова «Архангел Михаил, попирающий диавола» (1676 г., ГТГ) изображен Архистратиг Михаил в золотых воинских доспехах, с обнаженным огненным мечом, стоящий на полусферической зеленоватой поверхности земли. В левой руке архангела — печать Господня. Под ногами Архистратига — поверженный сатана и бесы в языках пламени. Сам Архистратиг изображен яркими красками, с обилием золота, а все остальные персонажи — монохромно, так, что икона производит впечатление недописанной, однако подпись Симона Ушакова слева на нижнем поле иконы говорит о том, что автор считал свою работу завершенной.
Над поверхностью земли, на втором плане, позади Архистратига, изображены император Константин Великий, великомученик Феодор Стратилат и четыре Евангелиста. Они стоят на фоне
Развитием темы воинского служения Архистратига Михаила стало появление икон, где архангел изображен в виде скачущего на крылатом коне воина. Эта иконография появляется относительно поздно, в середине XVI в. (икона «Благословенно воинство Небесного Царя», созданная в Макриевских мастерских). Образ трубящего ангела с кадильницей и прочие детали этого иконографического извода навеяны текстом Откровения Иоанна Богослова.
Иконы Архистратига в виде скачущего
Представляют интерес и иконы архангела Михаила как небесного покровителя. На иконе 1741 г. из
Завершим наш обзор фреской, находящейся в трапезной монастыря Дионисиат на Афоне (1603 г.)
На ней изображен Собор Небесных сил бесплотных, композиционно напоминающий изображение на суздальских Златых вратах. Архангелы Михаил и Гавриил держат сферу с изображением Спаса Еммануила, а прочие ангелы плотной группой стоят за ними. Под ногами Небесного воинства — поверженный сатана.
На Руси Небесные силы бесплотные — Воинство Небесное — воспринималось как покровители воинов земных, защитников Отечества. Молясь своим небесным покровителям, воины земли русской вдохновлялись примером стояния в правде Божией, который так наглядно был представлен в многочисленных Небесных силах бесплотных.