В настоящее время продолжает нарастать актуальность деятельности по обеспечению экологической безопасности. Одной из ведущих ее составляющих является
С каждым годом все более востребованными будут специалисты, способные оценить экологические риски и предложить эффективные решения по их снижению. Готовить таких специалистов необходимо начинать еще со школьной скамьи, а формировать их экологическую культуру — с детского сада. Пока такая подготовка, к сожалению, не достаточно систематична и реализуется лишь благодаря энтузиастам. Это преимущественно педагоги системы дополнительного образования или учителя общеобразовательных школ, организующие внеклассную экологическую работу.
При таком положения дел сегодня лишь 4% школьников охвачены занятиями по экологии в Московской области, а интерес подрастающего поколения к экологической деятельности снижается к окончанию школы, когда они вынуждены выбирать сферу своей будущей деятельности1. Несмотря на важность решения экологических проблем, профессия «эколог» пока остается далеко не самой популярной.
В связи с этим назрела необходимость разработать и предпринять комплекс мер по сохранению и повышению интереса обучающихся к экологической проблематике и специальностям, связанным с решением проблем рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности.
Русская Православная Церковь неоднократно обращалась к обществу с призывом к осмыслению
С 2015 г. решением Священного Синода Русской Православной Церкви принято считать первое воскресенье сентября «Днем молитвы о Божием творении» (днем всеобщего экологического служения, в который предлагается объединенными усилиями повсеместно проводить экологические мероприятия) и выделить экологическую работу в особое направление деятельности на епархиальном и приходском уровнях. В связи с этим в «Методических рекомендациях об участии Русской Православной Церкви в природоохранной деятельности», также принятых Священным Синодом 13 июля 2015 г., предлагается распределить церковную экологическую работу по 4 иерархическим уровням: общецерковный (федеральный), епархиальной (региональный), благочиннический (районный) и приходской (муниципальный). Систематизацию, организацию и координацию этой постоянной и повсеместной работы планируется осуществлять через ответственных представителей (координаторов) на всех
Особыми направлениями приходской деятельности должны стать духовно-историческое краеведение, включающее в себя три взаимосвязанных уровня: история семьи (родословие), история храма и приходской общины, история края в контексте истории Отечества во взаимосвязи с исследовательским экологическим направлением, где формируется полноценное понимание не только «природы как партнера» человека в его деятельности, но и как книги, через которую к нам обращается Сам Творец. К сожалению, такое понимание и осознание значения глубоких знаний о природе, истории и закономерностях формирования уникальных экосистем Подмосковья и их методически грамотно построенной охране, не просто развить у взрослого, уже состоявшегося человека. Именно поэтому экологическое образование и воспитание молодежи в настоящее время являются одной из приоритетных задач приходской деятельности.
Перечисленные виды деятельности прекрасно сочетаются и могут быть реализованы в комплексе со спортивными и паломническими направлениями работы, что делает их особо интересными, привлекательными для молодежи.
Возможным становится продуктивное соработничество Церкви с государственными и общественными организациями, не только в рамках совместных природоохранных акций, но в формировании экологической культуры в целом. В частности, представляется перспективным сотрудничество на приходском, благочинническом и епархиальном уровнях с Центром по работе с одаренными детьми Московской области в Московском государственном областном университете (далее Центром,
При организации совместной экологической деятельности в структуру «Экологической сети Подмосковья» через ответственных координаторов органично могут войти и приходы благочиний Московской областной епархии. На базе «Экосети Подмосковья» Центром с учащимися и их наставниками уже организуются следующие виды экологической работы, которые могут быть плодотворно реализованы и на приходах Московской епархии:
— проведение экологических и биологических олимпиад, конкурсов и конференций;
— реализация сетевых региональных проектов;
— деятельность
— проведение экологических акций (приуроченных ко Дню молитвы о Божием творении в первое воскресенье сентября, а также в иные памятные даты (в день памяти свв. Флора и Лавра — православный день ветеринара, в день Изнесения Честных Древ Креста Господня — молебен о сохранении лесов), 5 июня — Всемирный день окружающей среды (в России — День эколога), День Земли — в конце марта и проч.);
— повышение квалификации православных педагогов;
— распространение методических материалов и консультаций в современном
Сотрудничество с Центром может быть организовано и в форме проведения экологических конференций, слетов и конкурсов на лучший экологический проект (например, конкурс проектов «экологических троп» — обустроенных,
Такое сотрудничество позволит поэтапно создавать организационную, методическую и техническую основы развития экологической
С введением механизмов сетевого взаимодействия (по аналогии с осуществлением «кустовой» структуры Епархиальных
Сетевое взаимодействие в рамках региональных проектов является основой для осуществления
К сетевым проектам можно отнести, например, следующие:
— «Хронограф объектов природного,
— «Зеленая карта территории Подмосковья» или «Экологический каркас территории Подмосковья» (установление динамики и картирование фактических границ «ядер каркаса» — лесных массивов, лесопарков, парков и «коридоров каркаса» — лесополос, долин рек, балок и оврагов, соединяющих между собой «ядра» на территории Подмосковья);
— «Изменение границ и состояния лесов Подмосковья» (картирование фактических границ ареалов распространения лесов по территории Подмосковья и установление динамики их состояния);
— «Биологическая безопасность экосистем Подмосковья» (выявление инвазивных («агрессивных») или завезенных видов растений и животных, таких как Борщевики (Heraclеum), Элодея канадская (Elodеa canadеnsis), Колорадский жук (Leptinotarsa decemlineata), картирование ареалов их распространения по территории Подмосковья);
— «Красная книга Подмосковья» (выявление и картирование ареалов распространения редких видов флоры и фауны на территории Подмосковья);
— «Родники Подмосковья» (картирование и фотографирование родников, определение химического состава и расхода их вод, выявление их значения, их сохранение и благоустройство прилегающих участков);
— «Малые реки Подмосковья» (их картирование и фотографирование, определение химического состава и сезонного расхода их вод, выявление их экологического состояния и значения, разработка предложений и акции по их сохранению, восстановлению и благоустройству);
— «Несанкционированные свалки Подмосковья» (картирование фактических границ стихийных свалок, их фотографирование, определение и мониторинг их площади, состава и объема мусора);
— «Охранные зоны открытых водоемов Подмосковья» (выявление и картирование фактов нарушения правил землепользования
и застройки на них в своем районе).
Примерами уже реализованных сетевых проектов, к которым могут присоединиться приходские общины или сформировать аналогичные собственные, являются:
— проект «Летние экологические смены»,
в рамках которого педагогами проведена разработка программ и практическое их выполнение в экологических сменах летних оздоровительных лагерей школьников Подмосковья; чаще всего такие экологические лагеря организуются на базе национальных парков и заповедников, где дети могут увидеть редких животных и птиц, растения, познакомиться поближе с удивительным окружающим миром; педагогический состав в эколагерях старается привить детям любовь к природе и всему живому, рассказать об ответственности человека перед Творцом, вверенным миром и его обитателями, сформировать экологическую культуру, понимание законов природы, уважение к ним, бережное отношение к окружающей среде в целом;
— проект «Цветы нашего края», в рамках которого проведены: региональный конкурс оформления цветочных клумб «Цветы для Победителя», посвященный
— проекты по теории и практике организации экологического предпринимательства для старшеклассников и студентов, предполагающие социализацию молодежи путем адаптации их к предпринимательской деятельности в экологической сфере, что актуально в связи с растущей потребностью общества в молодых
Объединение теоретической и практической подготовки молодежи в
Таким образом, подход Русской Православной Церкви к организации экологической работы во многом совпадает с уже реализуемыми базовыми образовательными принципами и представлениями об организации экологической деятельности на территории Московской области, поэтому представляется весьма целесообразным объединить усилия для достижения общей цели повышения уровня
Среди перспективных направлений сотрудничества необходимо назвать также вхождение в контакт с лесничествами,
С системой акций и актуальных исследовательских проектов можно познакомиться на сайте «Союза охраны птиц России»: http://www.rbcu.ru/
Сетевые проекты направлены на совместное решение актуальных экологических задач на территории всего региона. Одновременно они позволяют увидеть и свои муниципальные (локальные) проблемы на фоне общей экологической ситуации в Подмосковье, а также оценить свой вклад в решение проблем областного масштаба.
Это значит, что лозунг «Думай глобально, а действуй локально!» получит практическое воплощение в реальной деятельности молодежи Подмосковья. Каждый приход может составить карту своей экологической деятельности, получая консультативную помощь от координаторов по данному направлению в благочинии и епархии.
К общим организационным моментам можно дать следующие рекомендации:
1) запланированные мероприятия вне территорий храмов при необходимости должны согласовываться с муниципальными органами (например, на предмет вывоза собранного мусора, разрешение на благоустройство территорий, высадку деревьев
2) предваряться совершением совмест-
ной молитвы, например, с использованием вышеупомянутого чина «Молебного пения
о Божием творении», проповедью священ-
ника;
3) желательно выступление специалиста по запланированному направлению экологической деятельности, чтобы участники проекта или акции были не просто исполнителями
4) подведение итогов, общение за чаепитием, желательно со священником, фиксация мероприятия и его итога для приходского архива, публикаций в СМИ и на церковных сайтах.
Обобщить, скоординировать просветительскую, природоохранную деятельность, предоставить необходимые методические материалы, сведения об организации соработничества поможет вновь созданный профильный сайт Московской епархии, посвященный экологической работе Русской Православной Церкви: http://eco.org.ru/
Список использованных источников: