Согласно официальным данным, в России до 8,5 млн человек употребляют те или иные наркотические вещества в немедицинских целях.
Противодействие наркомании как направление
Для координации антинаркотической деятельности на общецерковном уровне в октябре 2010 г. в структуре Отдела по церковной благотворительности и социальному служению был создан Координационный центр по противодействию наркомании. Чтобы объединить усилия Церкви и государства на этом поприще, в декабре 2010 г. было заключено Соглашение о взаимодействии Русской Православной Церкви и Государственного антинаркотического комитета. В рамках этого Соглашения для финансирования церковных инициатив в области противодействия наркомании в августе 2011 г. был создан Благотворительный фонд святого праведного Иоанна Кронштадтского, учредителем которого стал Отдел по церковной благотворительности и социальному служению. Цель фонда — развитие системы церковной реабилитации наркозависимых и поддержка церковных инициатив в этой области. Сегодня фонд финансирует ряд значимых и успешных проектов церковной помощи наркозависимым людям и их близким.
В настоящее время идет активная работа над созданием единой церковной сети сопровождения наркозависимых. Готовится к запуску специальная
Для организации сети у Церкви есть неоспоримые преимущества1:
К сожалению, несмотря на успешно развивающиеся церковные программы по реабилитации наркозависимых, некоторые проблемы продолжают быть актуальными и в настоящее время2:
На одной из вышеперечисленных проблем, а именно — отсутствии мотивации у духовенства и мирян, и возможных способах ее решения, и хотелось бы остановиться в данной статье. Как правило, данная проблема вызвана недостаточной информированностью о проблеме и об успешных церковных реабилитационных проектах, стигматизацией наркозависимых, а в отдельных случаях — сопротивлением прихожан или местного населения тому, чтобы в церковных общинах велась реабилитация наркозависимых.
В настоящее время существует ряд изданий и
В книге «Азбука помощи наркозависимым» Роман Прищенко, заместитель председателя правления Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, учрежденного Отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, занимаясь более 15 лет помощью наркозависимым и их семьям, наиболее подробно описал различные аспекты, которые необходимо знать при работе по реабилитации.
Осознавая сложности, связанные с профессиональной подготовкой священнослужителей и социальных работников, необходимой для оказания полноценной помощи пришедшему в храм страждующему либо его родственникам, остановимся на минимуме действий, рекомендуемых автором «Азбуки помощи наркозависимым», которые возможно реализовать на каждом приходе.
Необходимые действия при приходе в Церковь наркозависимого:
1. Встретить.
Встретить — это не просто познакомиться и пообщаться, встретить — значит наладить диалог: установить, развить и поддерживать в дальнейшем. Другими словами, важно создать такую атмосферу, которая позволит обратившемуся за помощью понять, что ему здесь готовы помочь. При этом «…нет простого универсального алгоритма для установления продуктивного общения с человеком, порабощенным наркотиком. Мы все говорим „на разных языках“. Почему на разных? Да потому, что за каждым нашим словом скрыты вся наша жизнь, весь наш опыт». (Архим. Софроний (Сахаров). Письма.)
Понять, какой должна быть встреча, помогает общение с людьми, живущими подлинной духовной жизнью. Наблюдая за ними, мы можем впитывать в себя их евангельский настрой на ближнего. Для того чтобы почувствовать этот настрой, есть у нас и примеры святых. «Радость моя!» — так встречал каждого человека, который приходил к нему, преподобный Серафим Саровский.
2. Утешить.
Люди, приходящие к нам, — это люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации. У многих из них эта ситуация давно превратилась в экстремальную. Они приходят или в состоянии крайней тревоги и паники,
3. Помочь выбрать систему поддержки.
Очевидно, что ресурсов лишь одного помогающего для помощи недостаточно, когда речь идет о такой проблеме, как наркозависимость. Для ее успешного преодоления нужны комплексность и системность. Одна из задач помогающего — донести это до подопечного и привлечь его к участию в системе поддержки, а также в ее выборе. В схеме церковной реабилитации представлены возможные варианты развития взаимодействия и выбора источников помощи, с которыми также желательно ознакомиться священнослужителям и социальным работникам прихода, так же как и с отличиями церковной реабилитации от светской. По возможности оптимальный способ помощи на данном этапе — отправить для дальнейших консультаций в Координационный центр по противодействию с наркоманией, обеспечить контактами центра, в случае необходимости, сопроводить.
4. Помочь сделать выбор.
«На основании небольшого опыта, который реабилитант приобретет при соприкосновении с новым для него церковным миром… можно будет попытаться определиться с ним относительно некоторых жизненно важных вещей, конструктивно «проговорить» его проблему, благодаря возникающему взаимопониманию, указать путь религиозного исхода из наркотического рабства. Опыт свидетельствует, что такой подход приносит добрые плоды"4.
5. Вдохновлять к росту.
Дело помогающего — оказывать содействие в распутывании трудных случаев, учить правильно относиться к ошибкам, вдохновлять на продолжение пути, убеждая в необходимости действий, поддерживать эмоционально и молитвенно, обнадеживать в тяжелые моменты, учить полагаться на Бога и видеть в трудностях Его волю.
6. Оставаться доступным и открытым.
В
Кроме вышеперечисленных рекомендаций, касающихся непосредственного контакта с наркозависимым, следует проводить ряд действий, помогающих в задаче помощи страждующим:
«Церковная социальная работа является неотъемлемой, органической частью исповедания веры. Если вера без дел, то она мертва, говорит апостол (см. Иак. 2:20); и если христианская община не совершает дела милосердия, значит, и она мертва"4. И тут, конечно, в первую очередь следует помнить, что, как и в любом служении ближнему, основополагающими являются сострадательность и любовь, а потом уже компетентность, потому как живое человеческое участие обладает исцеляющей силой, а потребность человеческой души в любви невероятно сильна, тем более у человека, от которого могли отвернуться друзья, близкие, да и все общество в целом.