«Для меня Россия — страна просторов,
страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа».
Георгий Васильевич Свиридов — выдающееся явление музыкальной культуры страны. Его творчество занимает особое, приметное место в искусстве. Принадлежность Свиридова к русской культуре настолько очевидна, что для ее доказательства не требуется никаких рассуждений. Ведь он продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского1, обогащая его достижениями XX в. Георгий Васильевич использовал традиции старинного канта, попевок, знаменного пения и в то же время — современной песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.
Музыку Георгия Свиридова, благодаря ее простоте, легко отличить от произведений других композиторов. Весь свой талант он раскрыл как автор вокальной музыки — романсов, хоров, ораторий. В этом жанровом предпочтении он явно шел против течения, выдвинув на первый план чисто песенную природу творчества в противовес сложной волне инструментализма. Он работал в так называемом тональном направлении, в стороне от авангардистских установок. Георгий Свиридов, по словам его учителя Дмитрия Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства».
Будучи невероятно требовательным в первую очередь к самому себе, Свиридов не окончил множество сочинений. Иногда оставалось лишь написать последний аккорд, и, размышляя над расположением голосов в этом аккорде, Георгий Васильевич месяцами не мог завершить партитуру.
Вот как описывает впечатление от музыки Свиридова композитор Владимир Рубин:
Творческий путь
»Мусоргский считается новатором,
а Рахманинов — консерватором,
но музыкальная среда при их жизни
боролась и с тем, и с другим.
Потому, что борются не с новатором
или консерватором, а борются с самой сущностью искусства, с его духом, в данных случаях
с христианством и православием».
Георгий Свиридов родился 3(16) декабря 1915 г.
в городе Фатеже, который располагался тогда в Курской губернии. Отец его, Василий Григорьевич, был крестьянином, затем, получив образование, стал
С девяти лет2 Георгий Свиридов жил в Курске. Здесь началось его страстное увлечение книгами. Лишь постепенно на первое место в кругу его интересов стала выдвигаться музыка3. Еще4 в Фатеже мальчик начал занимался музыкой с домашней учительницей. Такие же занятия продолжались и в Курске, но скучные упражнения тяготили мальчика, и уроки прекратились. Гораздо больше, чем рояль, юного любителя музыки привлекала балалайка. Свиридов взял ее у одного из своих товарищей и вскоре по слуху научился играть так, что его приняли в самодеятельный оркестр русских народных инструментов. Играя в оркестре, Свиридов оттачивал технику и не переставал мечтать о том, чтобы получить музыкальное образование. Летом 1929 г. он решается поступить в музыкальную школу. На вступительном экзамене мальчик должен был играть на рояле, но поскольку никакого репертуара у него в то время не было, то он сыграл марш собственного сочинения. Комиссии он понравился, и в школу его приняли.
В музыкальной школе Свиридов стал учеником Веры Уфимцевой5. Общение с этим педагогом очень многим обогатило Свиридова — он научился профессионально играть на рояле. В годы учебы он был частым гостем в доме Уфимцевых, и именно Вера Владимировна стала тем человеком, кто посоветовал Свиридову посвятить свою жизнь музыке. Окончив обучение в школе, он продолжил занятия музыкой у Михаила Крутянского. По его совету в 1932 г. Свиридов поехал в Ленинград и поступил в музыкальный техникум по классу рояля, которым руководил профессор Исайя Браудо6. В то время Свиридов жил в общежитии и, чтобы прокормиться, играл по вечерам в кино и в ресторанах.
Под руководством профессора Браудо Свиридов очень быстро совершенствовал исполнительскую технику. Но уже через полгода его учитель убедился в том, что у Свиридова есть врожденный дар композиции, и он добивается перевода Георгия Васильевича на композиторское отделение техникума, в класс, которым руководил известный музыкант Михаил Юдин7. В то время там обучалось много талантливых людей. Среди них были: Никита Богословский8, Иван Дзержинский9, Владимир
Набравшись сил и укрепив здоровье, летом 1936 г. Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию и стал лауреатом именной стипендии им. Анатолия Луначарского12. Первым его педагогом там был профессор П.Рязанов, которого через полгода сменил Дмитрий Шостакович. Под руководством своего нового наставника начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки. Свиридов в консерваторские годы сочинил скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. В 1937 г. Свиридов был принят в Союз композиторов СССР.
Такое успешное окончание консерватории сулило молодому композитору блестящие перспективы. Он
Еще в самом начале войны Свиридов написал первые свои песни для фронта, из которых самой известной стала «Песня смелых» на стихи А.Суркова13.
За три года он написал несколько крупных
зивших события и переживания военных лет. До окончания войны, в 1944 г., Свиридов возвратился из Новосибирска16 в Ленинград. Творчество Георгия Васильевича
В 1949 г. Свиридов познакомился с творчеством армянского поэта Аветика Исаакяна и был потрясен его вдохновенной поэзией. Один за другим стали появляться романсы на стихи Исаакяна в переводах А.Блока и иных поэтов. Вскоре сложился замысел большой вокальной поэмы для тенора и баса с фортепиано в одиннадцати частях под названием «Страна отцов». В 1955 г. Свиридов написал девять песен для баса с фортепиано на стихи Роберта Бернса в переводе С.Маршака. Если в поэме «Страна отцов» каждая часть представляла собой картину, то песни на слова Бернса были галереей музыкальных портретов простых людей, вереницей сценок из их жизни вокруг одного образа — молодого человека, «лучшего парня наших лет». В ноябре 1955 г. Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина17». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 г. в Москве.
Музыка Свиридова не была музыкальной иллюстрацией к полюбившимся ему стихам. Композитор умел как бы «читать» поэзию, он всегда был очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям слога авторов. Четко обозначилась основная линия творчества композитора — создание вокальной музыки, при этом инструментальные произведения не исчезали из сферы его интересов.
Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры — песня и романс, но постепенно он переходил к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение было очень одухотворенным. Линия романтики, идущая от «Патетической оратории», которая была написана в 1959 г., получила свое дальнейшее продолжение в очень динамичной музыке к кинофильму «Время, вперед!» в 1966 г., которая многие годы была музыкальной заставкой к информационной телевизионной программе «Время», а также в оратории «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Следом за ораторией были написаны «Весенняя кантата» на стихи Николая Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи Сергея Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его же стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Бориса Пастернака. Эти произведения были отмечены высоким профессионализмом и наполнены поэтическими образами.
В
В своем позднем периоде творчества Свиридов достиг вершины
чества, создав одухотворенность и возвышенность песен. Примерами18 этому стали «Весенняя кантата» на слова Некрасова в 1972 г. с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких и важных сочинений Свиридова — Три хора из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович»
в 1973 г. Здесь интонации знаменных роспевов обрели современное звучание и эмоциональную остроту. Эта музыка была близка древним церковным песнопениям Руси, вместе с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия.
Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, который он назвал «музыкальной иллюстрацией». Композитор как бы рассказывает литературное произведение средствами музыки. И это, прежде всего, спустя несколько лет ставшая циклом музыка к фильму «Метель», по произведению Александра Пушкина. Даже не глядя на экран, только слушая музыку, можно «увидеть» и картины природы, и жанровые сцены, и бал, который разворачивался на фоне вальса, в легких «полетных» интонациях которого ощущались
В июне 1979 г., когда отмечалось
впервые исполнено новое сочинение Свиридова — концерт для хора «Пушкинский венок».
В нем были десять номеров, составляющих единое целое — «Греческий пир», «Зарю бьют», «Амфора и мускус», «Колечушко, сердечушко», «Мери», «Мороз и солнце», «Наташа», «Подражание Корану», «
В 1980 г. Свиридов написал маленькая хоровую поэму «Ладога» на стихи Александра Прокофьева19, первое исполнение которой состоялось в Большом зале консерватории. Это сочинение Свиридова получилось очень ярким и праздничным. В нем была заключена настоящая народная жизнь и стихия. Свиридов доносил слушателям свое понимание народного, в котором естественно соединялись крестьянская простота, хоть местами и грубоватая, но в то же время не лишенная юмора.
В последние годы своей жизни Георгий Васильевич много болел. Он практически не выходил из дома, но его дневниковые записи, которые он начал вести с
За работой над циклом «Песнопения и молитвы» настигла смерть Свиридова в ночь под Рождество — с 6 на 7 января 1998 г. Памятуя о великих заслугах композитора, 9 января его отпевал Святейший Патриарх Алексий II. Погребен он был на Новодевичьем кладбище. Тремя днями раньше умер сын Георгия Васильевича Юрий. Когда трагическое известие о его смерти дошло до Москвы, жена не решилась сказать о случившемся, так как у Свиридова был до этого обширный инфаркт. «Я думал, — писал Н.Евдокимов20, — как удивится душа Свиридова, когда ТАМ ее будет встречать душа сына».
«Песнопения и молитвы»
Последний труд Георгия Васильевича — один из выдающихся памятников хоровой литературы ХХ столетия. Цикл «Песнопения и молитвы» — это подлинный шедевр, вершина свиридовского искусства, над которым он работал на протяжении почти десяти лет (с 1988 по 1997 гг.). Этот произведение стало не только завершением творческого пути композитора, но и логическим итогом вызревавшего в течение последних трех десятилетий
Сам композитор, говоря о влиянии церковного пения на его музыкальный язык, часто вспоминал свои детские впечатления от посещения храма. Он писал: «В церковь маленьким я ходил вместе с бабушкой, которая была очень религиозна. Помню, что особенно любил службу Чистого Четверга. А ходили мы в церковь Флора и Лавра — в маленькую, уютную, с хорошим хором.
Для Георгия Васильевича идеалы духовности в их музыкальном воплощении были очень высоки. Это видно по размышлениям о «Всенощной» Сергея Васильевича Рахманинова. В то же время он говорит и о том, что в ней ему не нравится: «Все это напоминает Владимирский собор в Киеве, который я безумно люблю, как люблю и эту музыку Рахманинова. Однако в музыке его нет загадочности, нет Непостижимого, того, что составляет главное, Божественное во Христе. Нет Таинства, мистичности его Страшных Тайн, нет и чувства Запредельного Восторга, космического Вселенского пространства. Нет чуда, нет расступающегося моря, нет сгорающих в печи отроков, нет Восставшего из Гроба, нет таинства Воскресения, нет потрясения жен, увидевших отваленный камень и пустой гроб (этого вообще нет ни в какой музыке). „Христос воскресе из мертвых“ — это лишь возглас ликования, но нет изумления, потрясения внезапной тишины…» Правда, тут же Свиридов признает всю недостижимость идеала, которая вовсе не относится только к Рахманинову: «Этого вообще нет ни в какой музыке». Но все же Свиридов, словно вслушавшись мысленно или припомнив, замечает: «Зато одна песнь — „Ныне отпущаеши“, песнь Симеона Богоприимца, — представляет собой шедевр наивысшего достоинства, по красоте, глубине, по Христианству, по выразительности самого напева и гениальному претворению его в хоровом звучании, в форме и плетении голосов. Одна из лучших страниц музыкального искусства».
2 февраля 1992 г. на IV Фестивале духовной музыки в Москве в исполнении Певческой капеллы
В том же 1992 г. 18 июня в Большом зале Филармонии в
Свиридов, при использовании богослужебных текстов, практически не заимствует церковных напевов. Исключение составляет «Рождественская песнь», в основу которой положен обиходный напев
Обращение композитора к знаменной традиции проявляется не только в тематизме мелодии и сопряжении голосов. Воплощая характерные черты древней мелодии, Свиридов придерживается канона, провозглашенного в первой половине XIX в. В.Виноградовым и В.Одоевским — «древняя мелодия церкви должна сопровождаться древнею гармонией». Композитор, следуя традиции, идущей от М.Глинки, избирает
Духовные хоры Свиридова в большинстве своем не могут звучать на богослужениях в храмах. Главная причина здесь — подход Свиридова к каноническим текстам как к поэтическим, которые он по своему усмотрению порой позволял себе частично изменять. Однако такие замены слов иногда оказывались случайными описками21. Те из хоров, которые годны для употребления во время богослужений, лучше всего исполнять как запричастный концерт, ввиду своих музыкальных особенностей22 и продолжительности23.
Вниманию читателей мы предлагаем тропарь Рождества Христова в авторском решении и изложении Георгия Свиридова. Мы же в свою очередь сделали переложение этого песнопения для мужского хора.
При первом взгляде на партитуру «Рождественской песни», а именно так она называется у Георгия Васильевича, становится очевидным, что композитор отказывается от выставления размера. В обозначении метра Свиридов исходит из количества определенных длительностей в такте, и потому каждый такт обозначен новыми метрическими указаниями. В результате чувствуется свободное построение стиха вместе с его четкой ритмической организацией — каждая строка завершается выдержанной длительностью.
Хоровой цикл «Песнопения и молитвы» — произведение, в котором суммируются и гармонично сочетаются традиции разных эпох — от древнерусского пения до так называемого «тонального направления» музыки XX в., в котором работал Свиридов на протяжении всей творческой деятельности. Эта область еще остается открытой для современного музыкального исследователя, так как является обширной и тесно связанной с традициями древности.
Список использованной литературы