Как мы знаем, массовое мученичество существовало в первые века распространения христианства, когда христианская вера была гонима языческим миром. По выражению церковного писателя III в. Тертуллиана, кровь мучеников стала тем «семенем», из которого впоследствии выросла христианская Церковь.
Начиная с IV столетия, после принятия императором Константином Миланского эдикта 313 г., Церковь, за исключением отдельных случаев, не знала массового мученичества, подобного древнему. Однако в ХХ столетии Русская Церковь пережила беспрецедентные гонения, в результате которых оказались замучены и убиты тысячи православных священнослужителей, монашествующих и мирян. Многие из них — за стойкость в вере и подвиг страдания за Христа — сегодня канонизированы — причислены к лику святых. В этих — уже не древних, а современных, «новых мучениках» Русской Церкви мы видим тот же древний подвиг мученичества и исповедничества, но явленный в совершенно новых условиях.
Многие из новомучеников ХХ века являлись высокообразованными, культурно просвещенными людьми, лучшими представителями нашего общества, личностями с большой буквы. Примером служит священномученик митрополит Серафим (Чичагов; +1937), которому Бог судил прожить несколько лет перед расстрелом в поселке Удельная. Поистине удивительна широта одаренности этого человека различными талантами, каждым из которых Владыка послужил Богу и людям — потомок старинного дворянского рода, до принятия сана и монашества — блестящий офицер, военный ученый, герой
Когда говорят о православии, часто применяют термин: «живое Предание» или «живая традиция». Одной из основных задач воскресной школы является воспитание юных христиан, глубоко укорененных в православной духовной традиции, но при этом способных творчески ее воспринимать и
Прекрасным примером сочетания традиции и новизны в христианском, творческом отношении к миру служит наследие священномученика Серафима.
Так, сщмч. Серафим, несмотря на отсутствие у него профессионального медицинского образования, достаточно серьезно занимался медициной, свидетельством чего стал выход до революции двух томов его «Медицинских бесед» (общим объемом более 1500 страниц). Многие современные медики высоко оценивают этот труд, считая, что в нем сщмч. Серафим не только обобщил известные в его время медицинские данные, но и попытался выдвинуть новые теории, создать собственную систему лечения (см., например, статью проф. Ю.
В библиотеке также имеется музейная комната, значительная часть экспозиции которой посвящена Удельнинским новомученикам. Здесь педагоги воскресной школы проводят для ребят уроки, посвященные духовному наследию новомучеников. Нами собраны копии архивных «расстрельных» дел новомучеников нашего поселка, в материалах допросов которых запечатлен их нравственный подвиг.
Для Серафимовского придела нашего храма нами была заказана и приобретена копия иконы «Спаситель в белом хитоне», оригинал которой написан священномучеником Серафимом (Чичаговым) и ныне находится в московском храме пророка Илии в Обыденском переулке. Владыка Серафим, как известно, не только писал иконы, но даже сам расписывал некоторые храмы, в которых служил. Специалисты отмечают сочетание классических приемов и следования канонам с узнаваемой оригинальной стилистикой в художественном творчестве Владыки Серафима. Обычно авторы икон остаются неизвестными, но кто являлся автором нашей храмовой иконы «Спаситель в белом хитоне» дети хорошо знают.
Еще один талант Владыки — это дар композиторский, музыкальный. В нашем храме хранится фисгармония, которая предположительно могла принадлежать митрополиту Серафиму. Владыка Серафим писал музыку для богослужебных песнопений, пьесы для фортепиано и фисгармонии: «Листки из музыкального дневника» и «Музыкальный дневник» (всего 38 пьес), а также различные вокальные сочинения, в том числе для детского хора. Интересно, что музыкальное творчество Владыки Серафима — это не увлечение молодости. Дошедшие до нас произведения были написаны им уже в сане епископа и изданы до революции. Сегодня музыкальные произведения священномученика Серафима, а также новомученика протоиерея Георгия Извекова (расстрелян так же, как и митрополит Серафим, в 1937 г.), — это уникальный образец музыкального наследия, которое принадлежит канонизированному русскому святому.
Многие современные именитые музыканты высоко оценивают произведения сщмч. Серафима. Известный пианист, профессор Московской консерватории Михаил Воскресенский называл музыку святителя Серафима «очень профессиональной», «близкой по характеру к Чайковскому». По его словам, «красивый мелодический язык, довольно сложные гармонии, развернутая фортепианная партия, хорошее чувство формы, умело подготовленные кульминации — все это свидетельствует не только о природном таланте, но и о композиторской школе автора» (Цит. по:
По мнению Екатерины Евгеньевны Наумовой, руководителя хора Московского института музыки и Музыкального колледжа им. А.Шнитке, хоры святителя Серафима «отражают его размышления о подвигах самопожертвования, красоте, любви. Чувствуется, что он глубоко воспринял опыт русской духовной музыки и использовал его для воплощения своей мечты о нравственном совершенствовании человека» (Там же).
Специалисты отмечают, что Владыка, несомненно, хорошо знал музыку великих композиторов, и говорят о влиянии на него Чайковского, Шумана, Скрябина, Шопена. Вместе с тем пианист Виктор Рябчиков, популяризатор русской классической музыки,
Адриан Егоров, профессор Московской государственной консерватории, лауреат Международного конкурса пианистов в Париже, первый исполнитель «Музыкального дневника», говорит: «Владыка, пользуясь языком русского романтизма, создал галерею запоминающихся чистейших, мудрых, чудесных музыкальных образов. Образов более всего для индивидуального, семейного воспитания. Хочется верить, что русские люди с радостью потянутся к этому богоносному и целомудренному источнику — „Музыкальному дневнику“, этим „музыкальным проповедям“ священномученика» (Ныне и присно. 2004. № 2).
Особую ценность для нас имеют написанные Владыкой Серафимом чисто церковные сочинения — его музыка к неизменяемым песнопениям Божественной литургии. Как отмечает Наталья Плотникова, ст. научный сотрудник Государственного института искусствознания, все песнопения Владыки являются свободными сочинениями, то есть не имеют связи с
Сегодня музыка митрополита Серафима звучит в концертных залах городов России, ближнего и дальнего зарубежья. В поселке Удельная ежегодно проходят вечера памяти святителя, на которых исполняются его музыкальные произведения. В день кончины священномученика за Божественной литургией в нашем храме хор традиционно исполняет «Херувимскую песнь», «Достойно», «Трисвятое», «Мирную ектению» его сочинения. Мы рассказываем детям о том, кто является автором этих произведений.
Подобное изучение наследия наших местных Раменских новомучеников представляется нам очень важным. Оно отвечает документу, который был принят в 2011 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви: «О мерах по сохранению памяти новомучеников, исповедников и всех невинно от богоборцев в годы гонений пострадавших». В этом документе Собор выражает уверенность в том, что совместные действия Церкви, государства и общества, направленные на увековечение памяти жертв гонений за веру, помогут изменить к лучшему нравственное состояние людей. Церковь призывает умножить усилия для распространения в народе почитания святых новомучеников и исповедников, проводить посвященные их памяти
Хочется отметить, что данная церковная инициатива оказалась созвучна недавним решениями государственной власти. 15 августа 2015 г.
В этой связи мне бы хотелось сегодня выразить надежду на сотрудничество в данной сфере между нашей церковной системой образования и управлением образования администрации Раменского района. Практически каждый наш храм, который был построен до революции, сегодня имеет своих новомучеников, пострадавших в годы репрессий, и является лучшим мемориалом, посвященным их памяти. При храмах, как правило, собирается информация о местных новомучениках и жертвах гонений, нередко имеются копии «расстрельных» дел, есть музейные комнаты. В сотрудничестве с управлением образования мы могли бы организовывать соответствующие
И завершить свое выступления я бы хотел словами Владыки Серафима. Сегодня в нашем обществе нередко возникают горячие дискуссии и даже столкновения по вопросу о том, должны ли существовать нравственные границы в искусстве, духовные ориентиры в науке, творчестве, образовании. В своем слове (от 27 апреля 1893 г.) на сороковой день кончины Юлия Николаевича Мельгунова, известного ученого, музыканта и пианиста, святитель Серафим сказал: «Насколько изучение каждой науки должно вести к познанию Бога, а в противном случае она на ложном пути и никогда не откроет истины, настолько каждое искусство должно возвышать дух человеческий и приближать его к Богу, а иначе это искусство будет безжизненно, ложно и никогда не коснется высшей божественной поэзии. Все плотское, телесное, и также низшее в поэзии и искусстве тяготеет к земле, но поэтические идеалы и души человеческие, естественно, стремятся к своему духовному центру, или Первообразу, — Богу» (Да будет воля Твоя: Житие и труды священномученика Серафима (Чичагова). М., 2003. С. 319). Эти слова, которые по праву мы можем отнести и к наследию самого Владыки Серафима, звучат сегодня очень актуально.
Доклад прочитан на Рождественских чтениях в городе Раменское