Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№2 за 2016 год/

Христорождественский храм в Беседах

Местность вокруг села с уютным названием «Беседы» можно окинуть одним взглядом: высокий холм; неширокие дороги, обегающие три деревенские улицы в берёзах и липах с холма вниз, через шатровый бело-синий храм, к низине реки. Представить, что здесь было «в незапамятные времена» очень просто — стоит только мысленно закрасить встающие на горизонте признаки современной цивилизации: заводские строения, краны, трубы ТЭЦ.

Согласно археологическим раскопкам первое поселение возникло здесь еще в середине I тысячелетия до Р. Х.1 Вероятно, здесь, на вершине холма, в месте слияния трех рек, располагалось древнее городище. Отсюда с древних времен, возможно, и происходит название «Беседы». Топоним «Беседы» встречается на картах довольно часто. Только в Московской области таких Бесед насчитывается три2. Красивая же народная легенда связывает появление и названия села и первого храма на этом месте с именем святого благоверного великого князя Московского Димитрия Ивановича Донского.

Бесединские леса исстари были охотничьими угодьями, в реке во множестве водилась рыба. Потому, как гласит легенда, здесь любил отдохнуть и поохотиться на зверя великий князь Московский Димитрий Иванович. Здесь же была и старинная речная переправа. Однажды, во время посещения этих мест, князь получил от запыхавшегося гонца известие, что огромные полчища татар во главе с Мамаем идут на Москву. В раскинутом на берегу Москвы-реки большом княжеском шатре Димитрий Иванович немедля собрал на совет — беседу — своих ближайших и испытанных во бранех князей и воевод: Владимира Андреевича, князя Серпуховского, князя Димитрия Михайловича Боброк-Волынского, Тимофея Васильевича Волуя. Все они были давними соратниками князя Димитрия. На этой беседе, согласно легенде, и был составлен план движения войск и военных действий3. Косвенным подтверждением этой топографической легенды служит сам Беседский холм, самый высокий в этой местности, с вершины которого, действительно, видны старые подмосковные дороги: Болвановская, Брашевская, Котловская; именно этими путями и двигалось впоследствии войско к месту сбора в Коломне. В это время здесь могла быть построена и первая деревянная церковь.

Такова легенда. В реальности же время появления первого храма на этом месте неизвестно. Достоверные сведения о церкви Рождества Христова мы имеем лишь с конца XVI в. В 1584 г. в Успенском соборе Кремля венчается на царство сын Иоанна Грозного — Феодор Иоаннович. Во время совершения этого торжественного обряда родственники царицы Ирины — Борис (ее брат) и Дмитрий (дядя) Годуновы держали царские скипетр и венец. По поводу этого исторического события историк Н. М. Карамзин писал: «На громоносном престоле свирепого мучителя Россия увидела постника, и молчальника, более для келии и пещеры, нежели для державной власти рожденного»4.

С этих пор Годуновы, будучи приближенными царя, получают привилегии и богатые дары. В числе этих даров царь пожаловал Годуновым лучшие подмосковные земли и поместья. Дмитрий Иванович Годунов получает село Беседы с прилежащими землями. «Да по челобитью же Дмитрея Ивановича Годунова поставлен храм камен Рожество Пресвятые Богородицы с пределы в вотчине его, в селе в Беседах, двенатцать верст от Москвы, вниз по Москве реке, да и плотину каменную зделал»5 — так записано в летописи о сооружении ныне сохранившегося храма Рождества Христова. Следов же плотины теперь, к сожалению, не найти: ее скрыли Бесединский гидроузел и построенные в XIX в. шлюзы Московско-Окского водного пути. Поскольку сообщение не содержит указания на конкретный год, то храм может датироваться в границах между 1584 и 1598 гг. Кроме престола в честь Рождества Христова здесь были приделы, освященные во имя небесных покровителей Дмитрия Годунова — великомученика Димитрия Солунского и царя Феодора Иоанновича — великомученика Феодора Стратилата, а также во имя преподобного Феодосия Киево-Печерского.

Шатровый храм, поставленный на высоком подклете, с двумя симметричными приделами и белокаменной апсидой — одна из немногих сохранившихся усадебных шатровых построек конца XVI в. Нижняя ее часть сложена из белого камня, добывавшегося в мячковских каменоломнях, расположенных ниже по течению Москвы-реки; шатер выстроен из кирпича. Первоначально храм окружала галерея, впоследствии разобранная.

В композиции и декоре памятника нашли отражение характерные особенности архитектуры «годуновской» эпохи. Однако трактовка объема храма уникальна для конца столетия и более близка к постройкам эпохи царя Иоанна Грозного, напоминающим облик шатрового придела собора Покрова на Рву и Никиты Мученика в селе Елизарове. Здесь повторены характерные черты этой группы храмов: четверик завершается полукруглыми кокошниками, над уровнем которых подняты тромпы. Кокошники меньшего размера закрывают грани восьмерика. Стены восьмерика украшены квадратными филенками; шатер венчает небольшая главка на восьмигранном барабане, также декорированном рядом полукруглых кокошников. В интерьере объемно-пространственная композиция выявлена карнизами, отмечающими уровень четверика, а также рядом декоративных машикулей, акцентирующих переход от более широкой части восьмерика к более узкой, несущей шатер.

Первоначальные приделы не дошли до нашего времени, они были разобраны, а в XIX в.выстроены новые, уже с другими посвящениями. От XVI в. мы имеем лишь центральный объем храма, сохранившийся за сотни лет почти в первоначальном виде.

После низвержения и смерти царя Бориса последовало падение всего рода Годуновых, а за этим — и смута, неурожай, эпидемия холеры, голод, а потом и нашествие поляков на Русь. По всей стране многие храмы были сожжены, другие стояли «без пения». Возможно, такая же участь постигла и церковь Рождества Христова.

В 1619 г. село и храм обретают нового хозяина — боярина Дмитрия Тимофеевича Трубецкого6. Храм продолжает жить. По свидетельству Писцовых книг, в селе Беседы — церковь каменная «верх шатром, строенье вотчинниково, у церкви во дворе поп Иван Иванов, во дворе церковный дьячок Якушка Онисимов, во дворе пономарь Митрошка Иванов»7. Село в то время было небольшим и довольно бедным. В вотчине «жены боярина князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, княгини Анны Васильевны, в селе был двор вотчинников, в котором жили деловые люди, двор скотный, двор прикащика, 7 дв. задворных и один двор крестьянский, людей в них 9 челов. (в числе их конюх, пастух, рыболов и пчельник)»; «а владеет она княгиня Анна Васильевна тою вотчиною по жалованной грамоте 127 (1619) года»8. После смерти Анны Васильевны в 1646 г., спустя год после воцарения Алексея Михайловича Романова, Беседы становятся дворцовым селом, как и соседние Борисово и Остров.

Небольшое, стоящее на бедных, не особенно плодородных землях село не имело особенно важного значения, но все же не было обделено заботой и вниманием царя Алексея Михайловича. Через Беседы проходил путь из Коломенского, где находился знаменитый дворец, в Остров — царскую резиденцию, лежавшую десятью километрами ниже по Москве-реке. Здесь были излюбленные места соколиной охоты, здесь же пролегал путь в Николо-Угрешский монастырь. Алексей Михайлович посещал Остров, проходя через Беседы, а иногда и оставался там на службе. По свидетельству А. А. Мартынова, в храме находилось царское место9. Возможно, после перехода храма в Дворцовый приказ в нем были произведены какие-либо перестройки или ремонт, поскольку в алтаре еще в XIX в. сохранялся крест с подписью: «Освящена церковь Рождества Христова в лето 7161 (1653) года при державе благоверного и Христолюбивого государя нашего, царя и великого князя Алексея Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Патриархе Никоне Московском и всея Руси, святил церковь протопоп Макей села Коломенского мая во 8 день»10. Об усердии царя к этому храму свидетельствуют два царских вклада — богослужебные книги. Это напрестольное Евангелие, напечатанное в Москве в 1658 г., на листах которого царской рукой написано: «…В лето 7176, августа в 31 великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея Малыя и Велия России самодержец пожаловал сию книгу Евангелие напрестольное в бархатели с евангелисты медными, в переплете, в Московский уезд, в свое государево дворцовое село Беседы, в церковь Рождества Христова из Приказа большого дворца…» и Триодь Цветная с проставленной датой — 7179 годъ (то есть 1671 г. от Р. Х.) и подобной надписью по листам11. Тогда же в храм были пожертвованы и другие богослужебные книги.

Середина XVII в. была временем расцвета для бесединского храма. Писцовые книги упоминают, что в 1646 г. здесь служили два священника, дьячок, пономарь и просвирница. Во времена А. А. Мартынова (80-е гг. XIX столетия) в храме еще сохранялись предметы церковного убранства тех лет. На двух больших иконах изображены были лики тезоименитых святых семейства царя Алексея Михайловича — первой супруги Марии Милославской и детей, царевича Феодора и царевен Ирины и Софии: на одной — святого преподобного Алексия Человека Божия и преподобной Марии Египетской, а на другой — великомученика Феодора Стратилата и святых мучениц Ирины и Софии. Сохранялись и резные двери прежнего иконостаса. Все это, к сожалению, до нашего времени не дошло.

Со времен Алексея Михайловича Архив московской дворцовой конторы хранит и развернутое описание местности: «Село Беседы, в нем церковь каменная во имя Христова Рождества. 4 двора церковных причетников. Двор садовника, двор бобыльской. К сему ж 7 деревень, а в селе и в деревнях 88 дворов крестьянских, 3 двора вдов на 7 людей в них тож. У них детей и братей и племянников и свойственников 256 человек. В живущем 10 вытей с повытью, без малой трети выти. Денежных доходов с крестьян 12 рублей, 12 алтын пол 5 денег. С оброчной статьи на обротчине 25 рублей, 20 алтын по пяти денег. Всего 38 рублей 1 деньга. Ямских и полиняничных 4 рубля 23 алтына 2 деньги. Столовых запасов: 11 баранов, 74 гуся. Новонакладных запасов: 50 метель, 25 голиков». «Государевы десятинной пашни 50 десятин в поле, а в дву по тому ж». В этом документе впервые упоминается и «в селе Беседах пруд, а каков мерой и каких родов в нем рыба, того в писцовых книгах не написано»12.

С 1700 г. по государеву повелению прекращается выплата царской руги; священнику надлежало впредь довольствоваться подаянием приходских людей. Писцовые книги того времени доносят до нас имена тогдашнего церковного причта: «при Церкви Рождества Христова были: священник Прокопий Антипов 1700—1717 гг., дьячок Спиридон Лазарев 1710—1717 гг., пономарь Косма Иванов 1717»13. Храм постепенно ветшает. В 1742 г. священник Андрей Федоров в главную Дворцовую канцелярию доносит: «В показанном селе Беседах церковь Рождество Христово построена в прошлых годах тому лет со ста с пятьдесят и более, а в котором году подлинно, того не упомню, из белого камню суммою из казны ее императорского величества и книги, пожаловал великий государь царь и великий князь Алексей Михайлович всея России Евангелие напрестольное, Триоди Постную и Цветную и прочие книги во 179 году, а ныне оная церковь за строением древних лет вся обветшала, и главы были обиты жестью на настоящей церкви и на двух приделах и на колокольне; все — как жесть, так и кресты железные вызолочены, все обветшали и долой свалились, также и паперти каменные и столбы все развалились и своды в оной церкви, как у настоящей, так и над алтарями, все от великих течей повредились, а в дождевое время по должности христианской служить никак невозможно, также и на престолах, и на жертвенниках, и у Царских дверей занавесы все изотлели, а при святой церкви, которые книги потребные быть к службе, и оных не имеется, а которые хотя и имеются токмо за ветхостью весьма слов признать не можно и служить по них невозможно, да оные же книги весьма старого тиснения, по которым я и служить опасен, понеже об оных книгах запрещение имеется; и риз только имеются двои, и те самые ветхие, и во дни ее императорского величества торжеств служить не в чем, также и сосуды оловянные самые ветхие, укропника и прочей утвари церковной ни чем не довольно, нежели по сему доношению оная церковь освидетельствована не будет, то страх того, что оная церковь в скором времени рушится»14.

В 1765 г. село Беседы и соседнее с ним село Остров с приписанными к ним деревнями и приселками, в коих было 1500 душ крестьян, пожалованы, в обмен на данные ранее вотчины в Серпуховском уезде, графу Алексею Григорьевичу Орлову «в вечное и потомственное владение»15. Новые хозяева мало интересовались Рождественским храмом. Однако дочь Алексея Григорьевича Анна Алексеевна была очень набожной и, имея огромное состояние, пожертвовала за свою жизнь 25 000 000 рублей на различные храмы и монастыри. При ней перестраивается и церковь в ее имении в Беседах. В 1815 г. разбираются старинные паперти и с южной стороны пристраивается небольшой придел в честь святого пророка Илии. В 1820 г. был построен более обширный северный придел Покрова Пресвятой Богородицы. В 1827 г. возводится трехъярусная стройная колокольня в стиле позднего классицизма. Завершение ее аналогично завершению храма, только в уменьшенном виде, что создает гармоничный силуэт постройки в целом. Переход от восьмерика к шатру декорирован «готическими» вимпергами, два нижних яруса венчают декоративные фронтоны.

В конце XIX в. внутри церкви была выполнена монументальная масляная роспись на штукатурной основе16. В центральной части помещены евангельские сюжеты, самые крупные изображения на северной и южной стенах — Рождество Христово и Поклонение волхвов. Роспись Покровского придела связана с Богородичным циклом; в Ильинском приделе — сцены из жизни святого пророка Илии. В трапезной на центральном своде изображена многофигурная композиция, прославляющая Пресвятую Троицу.

Первоначально двухъярусный иконостас главного придела в конце XIX в. становится четырехъярусным. В храме до настоящего времени сохранились старинные храмовые иконы XVIII в. в золоченых окладах — Рождества Христова и святителя Николая с житием. В общих чертах к концу позапрошлого столетия храм приобретает тот вид, который сохранил и до наших дней.

В 1900 г. сюда был назначен псаломщиком будущий священномученик Алексий (Троицкий), причисленный к лику святых в 2005 г. В 1902 г. он был рукоположен во диакона. Прослужил он в Беседах совсем недолго: уже в 1903-м г. был переведен в храм в честь Образа Нерукотворного Спаса в село Волынское Московского уезда и поселился в расположенной неподалеку деревне Давыдково. 19 июля 1920 г. диакон Алексий был рукоположен во священника к этому храму. В 1929 г. отец Алексий был арестован по обвинению в поджоге храма, но после трехдневного заключения его освободили за недоказанностью обвинения. В 1934 г. храм в селе Волынском был властями закрыт, и с 1935 г. он стал служить в Покровской церкви в Филях. 17 ноября 1937 г. сотрудники НКВД арестовали отца Алексия, и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. 23 декабря 1937 г. отец Алексий прибыл в один из лагерей на Беломорско-Балтийском канале, 30 июля 1941 г. был отправлен в Кулойлаг в Архангельской области. Священник Алексий Троицкий скончался в заключении 20 февраля 1942 г. и был погребен в безвестной могиле.

Тяжелый период переживает после революции 1917 г. и бесединский храм. Последним клириком, служившим здесь до 1934 г., был священник Константин Жасминов. Отца Константина арестовали, впоследствии, по приговору «тройки» НКВД, он был расстрелян на Бутовском полигоне. Храм Рождества Христова был закрыт, в нем организовано овощехранилище совхоза им. Ленина, находившегося неподалеку.

Во время Великой Отечественной войны в 1943 г. храм Рождества Христова вновь был передан в пользование верующим. Храм становится одним из немногих центров духовной жизни Подмосковья. Впоследствии он привлекает к себе верующих и из Москвы, которые и составляли большинство прихода.

В 1979 г. настоятелем храма назначается протоиерей Василий Изюмский. Отец Василий родился в 1927 г. в Сталинграде. В родном городе пережил все ужасы войны, был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1944 г. поступил на второй курс Московского Православного Богословского института, который был открыт в том же году в Новодевичьем монастыре города Москвы. В 1947 г., окончив институт, женился и был рукоположен в сан диакона митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем (Ярушевичем). Указом Святейшего Патриарха Алексия I был назначен диаконом церкви в честь иконы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке в Москве. В 1949 г. архиепископом Астраханским и Сталинградским Филиппом, у которого отец Василий с 1943 г. проживал в качестве келейника, был рукопо-ложен в сан священника с назначением настоятелем церкви святого благоверного князя Александра Невского города Сталинграда. C 1951 г. отец Василий был настоятелем церкви Благовещения города Зарайска Московской области. Во время его служения в этом храме, по милости Божией, была сооружена серебряная чеканной работы позолоченная и украшенная самоцветными камнями риза на чтимый образ святителя Николая Зарайского с вложением частицы его святых мощей. С 1954 по 1979 гг. был настоятелем в храмах города Бологое, Кашин, села Ильинское Калининской области.

Под руководством отца Василия силами бесединских прихожан была восстановлена поруганная церковь в нижней части храма, где и был освящен престол в честь чудотворной иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Сама икона была украшена и помещена в центральной части верхнего храма, где привлекает к себе множество прихожан и паломников.

Впоследствии при Скорбященской церкви были созданы просфорная и обширный учебный класс, где проводятся занятия и духовные собеседования. Просторное помещение класса расписано картинами на евангельские темы.

В начале 2000-х гг. рядом с храмом, в овраге, на месте святого источника, была построена кирпичная надкладезная часовня, освященная во имя святого пророка Илии, и купальня.

В наши дни в храме, отметившем свое 400-летие, почти ежедневно совершаются богослужения. Еженедельно издается приходской листок, в сети интернет действует сайт hrambesedi.ru.

Храм живет насыщенной приходской жизнью. При нем действует воскресная школа для трех возрастных групп: дошкольников, школьников и взрослых. Организуются интеллектуальные игры для подростков, на которые приглашаются команды из других храмов. Ежемесячно проводится историко-литературный семинар «Словесник», начавший свою работу с темы «Русская литература в православном контексте». Организованы детский и взрослый хоры, которые участвуют в богослужении и готовят концерты и спектакли к большим праздникам. Летом прихожане участвуют в велопробегах и многодневных паломнических поездках, которые помогают еще больше сплотить близких по духу людей.

На престольные праздники в Беседы стекаются молящиеся из окрестных сел, Москвы и других районов Московской области. Старинный храм, овеянный дыханием русской истории, и ныне живет молитвой, в нем совершающейся.

Протоиерей Сергий Ефимов


  1. Арциховский А. В. Большой Беседский курган // Древние славяне и их соседи. М., 1970. С. 102–105. См. также: Материалы и исследования по археологии СССР. М.-Л., 1947. № 7. С. 7–22.
  2. По данным изыскателей старины, «в памяти Патриарха Филарета 1620 г. значится, что после смерти князя Владимира Андреевича княгиня Елена Ольгердовна дала село Кудрино и со всеми деревнями, и с селищами по реку по Ходыню, да по Беседы. Но не известно, то ли это село, лежащее от Москвы в 25 верстах, или урочище московское» (Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889) — и это только один пример из жизни топонима.
  3. О древних проезжих трактах см.: Копышев П.П. К истории древних трактов восточного Подмосковья и Замосковья (исторические экскурсы и экстракты).
  4. Карамзин Н. М. Избранные сочинения. В 2 т. Т. 2. М.-Л., 1964. С. 412.
  5. Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 200. Здесь очевидна ошибка летописца в названии храма — следует читать «Рождество Христово».
  6. Дмитрий Васильевич Трубецкой (+1625) — один из руководителей Первого ополчения, вместе с К.Мининым и кн. Д.Пожарским возглавил войско и, после освобождения Кремля, Земское правительство. На время изгнания поляков и до воцарения Михаила Феодоровича Романова был избран единственным правителем государства.
  7. РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 9807. Л. 128. Цит. по: Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. Вып. 8: Пехрянская десятина. М., 1892. С. 7.
  8. Цит. по: Холмогоров В., Холмогоров Г. Указ. соч. С. 8.
  9. Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889. С. 48.
  10. Там же.
  11. Там же.
  12. Там же.
  13. Цит. по: Холмогоровы В. и Г. Указ. соч. С. 8.
  14. Цит. по: Мартынов А. А. Указ. соч.
  15. РГАДА. Ф. 5. Оп. 1. Д. 84. Л. 14.
  16. Интересно, что, когда церковь исследовал А. А. Мартынов, то есть до 1880 г., росписи не было: «На стенах, выбеленных известью, не видно никакой стенописи» (Мартынов А. А. Указ. соч.).

Источники:

Пискаревский летописец // ПСРЛ. М., 1978. Т. 34. С. 200.

Использованная литература:

  1. Мартынов А. А. Подмосковная старина. М., 1889. С. 48.
  2. Холмогоровы В. и Г. Исторические материалы. Вып. 8: Пехрянская десятина. М., 1892. С. 7–8.
  3. Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в.: Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 62, 166.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.