Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№2 за 2016 год/

Священник Анатолий Трушин. Василий Николаевич Зиновьев15 января (27 января) 1874 — 25 марта 1925

Священник Василий Зиновьев принадлежит к замечательной плеяде русских духовных композиторов конца XIX — начала XX вв.1 Его композиторское наследие выражается предельной простотой и ясностью музыкального стиля, красотой и богатством мелодий.

Песнопения композитора исполняются лучшими хорами России. Кроме известного концерта «С нами Бог», широкое распространение получили «Искупил ны еси», «Доколе Господи, забудеши мя», «Верую, Господи, и исповедую», «Великое славословие», «Милость мира» (№ 1 и № 2) и другие.

Помимо сочинения духовной музыки, огромное место в жизни Зиновьева занимала педагогическая работа. Он составил учебные пособия по сольфеджио и книгу «Практическое руководство для начинающего учителя-регента». Незаурядный талант композитора Василия Зиновьева отмечали такие корифеи отечественной музыки, как А. Д. Кастальский, П. Г. Чесноков. Компетентная критика постоянно давала положительные отзывы о произведениях композитора. Мнение специалистов было единодушным: замечательный музыкант-самородок Зиновьев внес большой вклад в сокровищницу русской православной музыки.


Служение Богу через музыку

Священник Василий Николаевич Зиновьев родился в семье священнослужителя — диакона церкви Преображения Господня села Спас-Подгорье Ростовского уезда Ярославской губернии 15 января 1874 г.2 Отец его умер рано, в возрасте 39 лет, когда Василию, младшему из 4-х детей, было всего лишь 2 года. После смерти отца семья оказалась в крайней бедности. Несмотря на это, его мать, Евдокия Васильевна, сделала все, чтобы дать своему единственному сыну образование.

Получив первоначальное образование в Ростовском Димитриевском духовном училище, Василий сделал твердый выбор: в будущем он видел для себя только духовное служение и потому он, при переезде всей семьи Зиновьевых в 1888 г. в Ярославль, поступает в Ярославскую духовную семинарию. Уже в это время у него проявляются музыкальные способности — его приняли в семинарский хор, а в 5 классе он назначается регентом семинарского хора. Весь свой досуг Василий Зиновь-ев проводит за перепиской нот, и это благотворно сказывается на его музыкально-композиторском опыте в дальнейшем3.

18 сентября 1894 г., после окончания Ярославской духовной семинарии, Василий Зиновьев был назначен учителем пения, законоучителем в церковно-приходскую школу при Югской Дорофеевой пустыни Рыбинского уезда Ярославской губернии. Также в это же время он назначается и регентом монастырского хора. Работа с детьми в школе положила начало композиторской деятельности молодого регента4. Но пребывает он тут недолго, так как 2 ноября 1895 г. архиепископ Ярославский Ионафан (Руднев) вызвал Василия к себе и предложил ему занять место диакона в храме Ярославского кадетского корпуса. 22 октября 1895 г. в Ярославской церкви Димитрия Солунского Василий Зиновьев обвенчался с Марией Львовой5. Спустя месяц, в ноябре 1895 г. архиепископ Ионафан рукоположил его во диакона, а через год, 21 декабря 1986 г. посвятил в сан священника. Тогда же он был определен в Троицкую домовую церковь Николаевского детского приюта Ярос-лавля6, где воспитывались девочки-сироты от 6 до16 лет7.

Педагогическое призвание, занимавшее в творчестве священника Василия Зиновьева особое место, продолжалось до конца его жизни. Его авторитет как преподавателя пения и духовного композитора непрестанно рос не только в Ярославле, но и во всей епархии.

16 июля 1900 г. педагогические курсы для учителей церковных школ, куда он был приглашен вести занятия по пению, посетил всеми известный праведный Иоанн Кронштадтский8.

С 13 сентября 1900 г. священник Василий Зиновьев был приглашен на должность учителя церковного пения всех классов Ярославской духовной семинарии. В семинарском хоре, которым стал управлять Зиновьев, было более ста человек. Но не оставлял отец Василий и воспитанниц Николаевского приюта: детский хор принимал участие и в чествовании памяти поэта В. А. Жуковского, проходившем в апреле 1902 г., и в открытии народных чтений в октябре того же года. К торжеству памяти поэта отцом Василием была написана кантата в честь Жуковского, которая и была исполнена воспитанницами приюта.

1 января 1906 г. Зиновьева приглашают преподавать пение в Ярославскую женскую Мариинскую гимназию, где обучались и его пять дочерей; а в апреле этого же года — по совместительству учителем закона Божия и пения в министерское двуклассное училище при станции «Ярославль» Северной железной дороги.

Особым указом от 21 августа 1906 г. архиепископа Иакова (Пятницкого) священник Василий назначен регентом архиерейского хора9, с оставлением в должности настоятеля Троицкого храма. В это время для него начался наиболее активный и плодотворный композиторский период.

Большинство музыкальных песнопений и сочинений относится к периоду с 1907 по 1913 гг., когда Ярославской и Ростовской епархиями управлял Высокопреосвященнейший Тихон (Белавин). В это же время отец Василий, по благословению своего Правящего архиерея, взял на себя труд гармонизации церковных гласовых песнопений местного распева10. Результатом этой работы стала книга «Воскресное всенощное бдение». Архиепископ Тихон высоко оценил труд священника Василия - автор был награжден камилавкой. Книга была рекомендована как руководство всем епархиальным хорам, а также как пособие при изучении церковного осмогласия11 (которое, согласно распоряжению Святейшего Синода, должно было изучаться по местному распеву) в духовных учебных заведениях и во всех школах, где преподается церковное пение, и тем содействовать основной цели издания — введению во всех церквах епархии единообразного осмогласного пения.

Кроме духовных песнопений, отец Василий писал светские песни и романсы12. Он часто писал и собственные стихи, к которым сочинял музыку. Эти сочинения печатались в «Ярославских Епархиальных Ведомостях». Одним из таких стихов является текст13 к кантате в честь 600-летия явления Толгской иконы Богоматери, которое отмечалось 8 августа 1914 г. После начала Первой мировой вой-ны Зиновьев пишет кантату «Русь святая идет на войну», а средства от ее издания направляет на нужды фронта14. Кантата прозвучала как призыв ко всему русскому народу встать на защиту своего Отечества. Она была напечатана в епархиальной типолитографии. 16 сентября 1916 г. он ушел на фронт и служил там полковым священником при 207-м запасном пехотном полку. Но и там он продолжал писать музыку15.

По своем возвращении с войны в Ярославль священник Василий по-прежнему служил в Троицком храме. При Сретенской церкви он организовал свою капеллу, которую впоследствии стали называть «хор Зиновьева»16. Осенью 1918 г. он начал преподавать пение в советских школах Ярославля. Но уже через год власти отстранили его от работы, считая, что ему, как священнику — идеологу царского режима, нельзя работать в школе. Отец Василий был поставлен перед выбором-либо служение в храме, либо светская деятельность учителя музыки. Он остался в Церкви.

С 15 октября 1921 г. по 1 октября 1922 г. Зиновьев, помимо служения в храме, становится заведующим кафедрой эстетического воспитания Ярославского педагогического института. Он преподавал пение и руководил студенческим хором. В декабре 1921 г. хоры под его управлением принимали участие в торжествах, посвященных 100-летию со дня рождения Н. А. Некрасова, где прозвучали песни на стихи поэта и юбилейная кантата, музыку к которым написал священник Василий.

По его инициативе 15 октября 1922 г. состоялось собрание духовенства и мирян, на которое пришло около трех тысяч человек. Верные православию священнослужители и миряне просили епископа Вениамина быть их архипастырем. Хотя доказательств участия Владыки Вениамина, находившегося в это время в Коровницком Яргубисправдоме, не было, он был осужден по ст. 119 УК РСФСР и приговорен к 7 годам лишения свободы. Были также арестованы17 активные участники этого собрания, в том числе и сам священник Василий Зиновьев. Дополнительным поводом для ареста отца Василия послужила проповедь, произнесенная им во время всенощной 17 июня 1922 г. в Троицкой церкви при Николаевском приюте, на которой он сказал: «Когда Николая прогнали — вы спали, Временное правительство свергли — вы спали, и Ленин сидит — спите. Сказал бы больше, да „Коровники“ недалеко. Меня посадят, и вы тоже будете спать»18. Но уже 22 ноября 1922 г. отец Василий был освобожден: власти не хотели оставлять три хоровых коллектива Ярославля без руководителя. После освобождения капелла Сретенского храма продолжает активную концертную деятельность, в её репертуаре, помимо русской и западной классики и народных песен, сохранялась и духовная музыка.

Многолетняя напряженная работа и переживания сказались на здоровье композитора. В декабре 1923 г. Зиновьев почувствовал заболевание горла, а 13 мая 1924 г. на собрании приходского совета Свято-Духовской церкви Ярославля обсуждался вопрос «о болезни о. В. Н. Зиновьева, для излечения коей ему необходима поездка в Крым, и о воспомоществовании ему (о. В.Зиновьеву), как общественно-церковному деятелю. Постановили: принять подписные листы, предлагаемые приходским советом Сретенской церкви, и произвести добровольные по ним сборы. Председатель собрания священник Н. П. Розов». В конце мая 1924 г. отец Василий отправился в Крым для лечения. Но без музыки Зиновьев жить не мог, ведь она помогала ему даже тогда, когда было очень тяжело19 и потому, почувствовав некое облегчение, он возвратился в Ярославль.

В октябре 1924 г., по настоянию врачей, отец Василий переехал в Москву на лечение, где ему установили диагноз - рак горла. И несмотря на это Зиновьев взял на себя труд управления хором в Сергиевском храме на Рогожской заставе. Отец Василий глубоко чтил преподобного Сергия Радонежского и верил в его молитвенное предстательство за Русскую землю. Кроме тропаря, он сочинил также и музыку к кондаку акафиста преподобному. Это стало последним песнопением композитора.

В феврале 1925 г., видимо в предчувствии близкой кончины, священник приехал в родной город в праздник Сретения Господня и совершил свою последнюю Литургию в Сретенском храме Ярославля. Несмотря на сильное недомогание и слабость (в это время отец Василий даже говорил с трудом), хором в Сретенском храме он все-таки управлял. При посещении Троицкого храма, в котором он служил на протяжении практически 30 лет, он до слез скорбел, что не может послужить, так как храм был закрыт.

25 марта 1925 г., после продолжительной болезни, священник Василий Николаевич Зиновьев скончался в московской больнице. Благодаря стараниям настоятеля Сретенского храма города Ярославля отца Василия Добровольского было выполнено последнее завещание композитора — гроб с его телом перевезли в Ярославль, где 30 марта в Сретенском храме было совершено его отпевание.

Местом упокоения выдающегося церковного композитора стало кладбище Туговой горы20, неподалеку от храма вмц. Параскевы, рядом с могилами его жены Марии Львовны и сына Николая. Почитатели таланта батюшки поставили здесь гранитный памятник в виде каменного надгробия с крестом.

Возле могилы отца Василия Зиновьева растет береза, которую посадили вскоре после его кончины. Она растет там в совершенном одиночестве, как напоминание о жизни этого священника и музыканта, который всю свою жизнь полагался не на свои силы и возможности, но лишь на Промысел Божий.


«С нами Бог!»

Это песнопение, наверное, самое известное из композиторского творчества Зиновьева, истинно является драгоценнейшей жемчужиной русской духовной музыки. Его поют в праздник Рождества Христова во многих православных храмах не только Московской епархии, но и всего мира. Посвященное 100-летию со времени окончания Отечественной войны 1812 года и впервые исполненное 26 декабря 1912 г. архиерейским хором на молебном пении в Архиерейском доме в день Рождества Христова, оно явилось вершиной творчества талантливого композитора. В нем он смог отразить все главные музыкально-художественные особенности своего стиля.

К изданной партитуре автором прилагалось пояснение, являющееся великолепным образцом авторской трактовки музыкального текста и помогающее певцам в правильном и осмысленном исполнении произведения. Песнопение впервые прозвучало в Ярославле. Вскоре его знала вся Россия. Композитор был награжден за него золотым наперсным крестом.

Особой силой и совершенством музыкальных решений поражает собой первая часть песнопения. Торжественное вступление поющего в унисон хора создает впечатление истинного единодушия и единомыслия верующих. Несокрушимым упованием на Бога звучат слова «С нами Бог!». Этот лейтмотив пронизывает все сочинение, является музыкальной основой песнопения.

Во второй части песнопения звучат слова пророка Исаии »Яко отроча родися нам, Сын — и дадеся нам». В них слышится отзвук торжества Церкви Христовой, получившей исполнение Божественных обетований, которые были даны еще праотцам Адаму и Еве. Сменой тонального плана Зиновьев указывает на великое таинство, которое произошло 2000 лет назад на земле. Он как бы приоткрывает завесу и показывает нам новорожденного Спасителя нашего.

Третья часть песнопения написана для трех солистов, но как бы от одного лица. »Его же начальство бысть на раме Его, и мира Его несть предела« — стих, исполняемый детским, еще не сломленным голосом. Он символизирует Спасителя Богомладенца. Следующий стих »И нарицается Имя Его велика Совета Ангел" должен петься юношей тенором, так как олицетворяет собой Спасителя Отрока, пришедшего в Иерусалимский храм. Третий же стих должен петься уже возмужавшим голосом — баритоном. »Чуден Советник, Бок крепок, Властитель, Начальник мира" звучит мужественно и действительно от лица Того, Кто имеет силу и власть над миром.

Завершается песнопение точно так же, как оно и начиналось — единодушным и величавым унисоном, символизирующим весь православный народ. Это еще раз указывает на то, что у отца Василия Зиновьева было развито идеальное чувство музыкальной формы.


* * *

Вниманию читателей мы предлагаем сочинение священника Василия Зиновьева «Шесть тропарей покаянного канона», которое можно исполнять как великопостный запричастный концерт. Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.


  1. К ним относятся такие композиторы как: А. А. Архангельский, А. Д. Кастальский, С. В. Смоленский и другие
  2. С датой рождения композитора возникает некая путаница. На надгробии указан 1871 год, но некоторые исследователи, такие как Чуфаревский, считают, что он родился в январе 1872 г., так как дата на надгробии указана по старому стилю.
  3. Это помогло ему еще в юные годы постичь тонкости построения хорового письма, на практике познакомиться с разнообразными композициями маститых авторов. В это же время он начал учиться игре на скрипке, фисгармонии и фортепиано.
  4. В Дорофеевой пустыни он написал свои первые песни для детского хора: «Здравствуй, школа» и «Кукушка».
  5. Приемную дочь дворянки Ольги Львовой (Савиной).
  6. В этом здании на Московском проспекте сейчас находится поликлиника № 1 городской клинической больницы № 8.
  7. Юные воспитанницы приюта изучали арифметику, грамоту, историю, географию и особенно основательно домоводство: ведь умение кроить, шить, рукодельничать и отлично готовить позволяло позднее подыскать себе место горничной, няни, портнихи или кухарки в богатых семьях. Молодой священник, сам в раннем детстве потерявший отца, искренне сочувствовал сиротам, старался согреть их заботой. А пение, которое он им преподавал, и занятия в хоре открывали перед ними и лучшие концертные площадки города и совершенно другой мир — возвышенный, одухотворенный.
  8. В журнале «Приходская жизнь», издаваемом приходом ярославского Иоанно-Предтеческого храма, подробно рассказывается об этом посещении. Там читаем: «Выйдя из алтаря, отец Иоанн благодарил отца Василия Зиновьева за прекрасное пение и отметил его педагогический талант…»
  9. Архиерейский хор стал украшением многих музыкальных мероприятий города. В феврале 1911 г. его пригласили участвовать вместе с солистом русской оперы Петром Иродовым в торжествах по поводу 50-летия освобождения крестьян; в феврале 1913 г. — в праздновании 300-летия царствования дома Романовых: в постановке пьесы Шатова «Избрание на царство Михаила Федоровича»; в апреле того же года вместе с Василием Качаловым — в юбилейном спектакле памяти Ф. Г. Волкова, отца русского театра. В декабре 1913 г. за Литургией в Архиерейском доме, а потом в театре им. Федора Волкова было исполнено произведение П. И. Чайковского «Божественная литургия» — в связи с 20-й годовщиной со дня смерти великого русского композитора. Архиерейский хор участвовал в регулярно проводившихся в городе мероприятиях, например, в чтениях-концертах ярославского отдела Императорского Православного Палестинского общества, в ежегодных великопостных религиозно-нравственных чтениях при братстве святителя Димитрия, митрополита Ростовского. Концерты архиерейских певчих привлекали массу публики и, бесспорно, влияли на поднятие религиозного просвещения. Местная печать постоянно публиковала восторженные отзывы о духовных концертах архиерейского хора и новых композициях отца Василия.
  10. В предисловии автор писал: «Местный ярославский распев не самобытен; он имеет много сходства с распевами: сокращенным киевским („Господи, воззвах“), с греческим (тропари) и малым знаменным (ирмосы), являясь их вариантом… В предлагаемом труде за основной напев взят старинный напев архиерейского хора, который, местами поддаваясь влиянию обихода Львова и Бахметьева, вполне сохраняет черты местного колорита…» В гармонизации Богородичнов, догматиков, большого знаменного распева ярко выражено стремление автора к сохранению подлинной мелодии и ритма. Догматик 5-го гласа «В Чермнем мори» отец Василий посвятил своему современнику, замечательному духовному композитору А. Д. Кастальскому.
  11. В Феодоровском кафедральном соборе Ярославля до сих пор поддерживается традиция изучения гласовых напевов по книге Зиновьева.
  12. «Белеет парус одинокий», «Меж высоких хлебов затерялося», «По небу полуночи ангел летел» и другие.
  13. Широкая свобода стиха напоминает как бы древнерусскую былину. Так же стоит отметить, что некоторые части стиха заканчиваются так, как мы привыкли слышать в акафистах: «Радуйся, Радосте наша». Этим лишь подтверждается, что слова этой кантаты написаны действительно из глубины сердца глубоко верующего человека. Бескорыстное отношение к работе, желание отдавать все свои силы на служение Церкви, народу, Родине, патриотический настрой были неотъемлемой частью деятельности священника и композитора на протяжении всей жизни. Чаще всего отец Василий работал за очень незначительное жалованье, а иногда и бесплатно, гонорары жертвовал на богоугодные дела.
  14. В 1915 г. он сочинил песню «Спите, орлы боевые», которая пользовалась в те годы большой популярностью.
  15. «Это был хор такого великолепного звучания, что слушать его приезжали даже из Москвы», — вспоминает П. И. Полтавцева рассказы своего отца, регента церкви вмц. Параскевы, что на Туговой горе.
  16. Петр Токарев, брат епископа Вениамина Иван Константинович Воскресенский, а также исполнявший должность псаломщика Воскресенского собора города Тутаева Семен Матвеевич Соколов.
  17. Государственный архив Ярославской области. Из допроса от 24 июля 1922 г.
  18. Летом 1921 г. Зиновьева постигло большое горе. В реке Которосль утонул его единственный сын Николай в возрасте 15 лет. Он был очень музыкальным, одаренным ребенком, прекрасно играл на скрипке. Это случилось 13 июня, а 10 августа, годом ранее, от паралича сердца скончалась его супруга Мария Львовна. Пережив такую большую семейную трагедию, Василий Николаевич полностью посвятил себя работе и воспитанию дочерей. «После смерти сына и своей жены отец Василий стал чаще бывать у нас дома, — рассказывает К. В. Куликова. — Нас, девочек, он обучал пению. Иногда мы, чтобы „похвастаться“ выученным уроком, встречали батюшку (конечно, в шутку) у дверей пением трио „Ис полла эти дэспота“. А по большим праздникам отец Василий приходил рано утром к нам домой, брал меня за ручку и вел в кафедральный собор на службу — петь трио „Ис полла эти дэспота“ на архиерейской службе. После службы митрополит Агафангел (священноисповедник. — Прим. ред.) вручал нам огромный пакет с конфетами и благодарил за пение. Моя старшая сестра Нина пела в хоровой капелле отца Василия».
  19. Свое название гора получила от древнерусского слова туга — скорбь, печаль. Предание гласит, что 3 июля 1257 г. ярославская дружина вышла навстречу монголо-татарам. На горе, за рекой Которослью произошло ожесточенно сражение. Несмотря на отчаянную храбрость ярославцев, дружина пала в неравном бою. После этой битвы нагору пришли жены и дети погибших ратников. Звуки военных труб смешались с воплями безутешной скорби. Долго сходились ярославцы на это место, чтобы горестно оплакивать погибших.

Список использованной литературы

  1. Алексеев В. П. Ярославский некрополь. Ярославль, 2000.
  2. Бакуменко В. М. Регент и церковный композитор священник Василий Зиновьев. К 60-летию со дня кончины. Журнал Московской Патриархии. № 1. 1985.
  3. Вострышев М. Божий избранник. М., 1990.
  4. Государственный архив Ярославской области (ГАЯО). Ф. 230.
  5. Дмитриев С. В. Воспоминания. Ярославль, 1999.
  6. Зиновьев В. Н. Воскресное всенощное бдение. Ярославль, 1908.
  7. История русской музыки в 10 тт. Т. 6, 8. М.: Издательский дом «Музыка», 1986.
  8. Ярославские Епархиальные Ведомости. 1901 (№ 19), 1909 (№ 48).
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.