Большинство из тех, кому знаком Волоколамский край, знают его благодаря Иосифо-Волоцкому монастырю. Неподалеку от монастыря находится село Спирово (названное в честь святителя Спиридона Тримифунтского) – родовое имение преподобного Иосифа (Иоанна Санина), пожалованное его прадеду Александру (Сане) благоверным великим князем Димитрием Донским.
После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей, один из которых, Борис Васильевич, пожертвовал его в 1479 г. новообразованному Успенскому (Иосифо-Волоцкому) монастырю1.
В конце XV – начале XVI вв. преподобным Иосифом в Спирово был устроен Божедомный богорадный монастырь на 12 человек с деревянной церковью в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Введенский монастырь получал содержание от большого Успенского монастыря.
По правилам, в Божиих (убогих) домах погребали умерших насильственной или внезапной смертью, которые не смогли в свое время воспользоваться молитвами и Таинствами Святой Церкви, а также наказанных смертной казнью, утонувших, сгоревших, замерзших, да еще тела странников и нищих, не принадлежавших никакому приходу. Традиция специальных божедомных монастырей в России известна издавна. В Москве божедомными были Андронников, Андреевский, Варсанофьевский и Покровский монастыри.
Во время голода 1570 г. в монастыре из 12 иноков остался один. Некому было отпевать и хоронить. Обитель запустела, и Введенский храм стал приходским2.
13 марта 1691 г. была освящена новая церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Есть сведения о существовании в Спирово еще одной деревянной церкви в честь свт. Николая Чудотворца, которая названа старой. В 1712 г. Никольская церковь была перенесена на «погост Георгиевский Можайской десятины»3.
К 1805 г. относятся первые прошения о разрешении вместо деревянного храма построить каменный в связи с увеличением прихода. Нельзя не отметить особое благоволение к спировской церкви епископа Дмитровского Августина (Виноградского), который благословил причт и прихожан Введенской церкви на постройку каменного храма. Проект церкви был составлен в 1810 г., и тогда же, видимо, была выдана храмозданная грамота4.
В мае 1820 г., когда были достроены приделы, причт спировского храма просил митрополита Серафима (Глаголевского) дать свое благословение на освящение приделов. Его произвел казначей Иосифо-Волоколамского монастыря иеромонах Феофил5. В ноябре 1825 г. по благословению святителя Филарета (Дроздова) храм был освящен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря архимандритом Гавриилом6. Отопление в храме, а точнее в трапезной части, было сделано только к 1845 г. Колокольня была достроена только в 1848–1849 гг. Из описи имущества мы узнаем, что вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины7.
В 1864 г. в Сборнике материалов для изучения Москвы и Московской губернии опубликована статья Н.А.Рождественского «Описание города Волоколамска Московской губернии», часть которой посвящена описанию крестного хода из Волоколамска в Иосифо-Волоколамский монастырь с выносом из Волоколамского Воскресенского собора чудотворного образа святителя Николая Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Этот крестный ход был учрежден 20 октября 1771 г. в память избавления Волоколамска от чумы. Однако в 1813 г., по просьбе горожан Волоколамска, архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона8.
В спировском Введенском храме никогда не прекращались богослужения, он никогда не закрывался и не был осквернен даже во время немецкой оккупации и в годы хрущевских гонений. Иная судьба постигла Иосифо-Волоколамский монастырь. Он был закрыт в 1922 г., а в 1923 г. был закрыт и Воскресенский собор Волоколамского кремля, а резной образ святителя Николая был перенесен в Введенский храм села Спирово.
Хотя храм после революции не закрывал- ся, духовенство пострадало от репрессий. 11 ноября 1937 г. был арестован, а 27 ноября того же года расстрелян священник Введенской церкви села Спирово Димитрий Александро- вич Лебедев (1871–1937).
Родился отец Димитрий в семье священника спировской Введенской церкви Александра Ивановича Лебедева. В 1892 г. окончил Вифанскую духовную семинарию, а в 1916 г. получил звание экстраординарного профессора Московской духовной академии по кафедре истории древней Церкви. Отцу Димитрию Лебедеву принадлежит около 30 небольших по объему работ, посвященных в основном изучению церковного календаря и пасхалий. Он был решительным противником григорианского стиля. Поместный Собор 1917–1918 гг. в своем постановлении строго держаться старого стиля для церковного времяисчисления, вместе с другими основаниями, принял во внимание мнение священника Димитрия Лебедева, который, в силу научно-астрономических и церковно-канонических данных, засвидетельствовал нецелесообразность сближения с григорианским стилем, отдавая безусловное преимущество старому юлианскому стилю. В академии он служил до ее закрытия. В 1919 г. подал в Совет академии в качестве докторской диссертации работу «Список епископов Первого Вселенского Собора в 318 имен. К вопросу о его происхождении...».
30 августа 1930 г. отец Димитрий был осужден «народным судом 78 участка» за «хождение с иконами» по ст. 75 УК РСФСР. Приговорили к штрафу в 150 рублей. В 1932 г. отца Димитрия выселили из дома, а все его имущество конфисковали за неуплату налогов и невыполнение задания по сельскохозяйственным заготовкам. Через год его сослали в Казахстан на 3 года за «антисоветскую агитацию» по ст. 58-10 УК РСФСР. После ссылки он возвратился в свое родное село Спирово и служил во Введенской церкви, позже был возведен в сан протоиерея. 11 ноября 1937 г. протоиерей Димитрий был вновь арестован. Его обвинили в том, что он «произносил проповеди в церкви, имел тесную связь с «Теряевскими» церковниками, посещал дома колхозников, где проводил беседы». На допросах отец Димитрий винов- ным себя не признал.
23 ноября 1937 г. он был приговорен к расстрелу по групповому делу «прот. Николая Виноградова и прот. Димитрия Лебедева, диакона Петра Смирнова и Гавриила Безфамильного. 1937 г.». 27 ноября 1937 г. протоиерей Димитрий Лебедев был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.
В августе 2000 г. протоиерей Димитрий Лебедев причислен к лику святых Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви9. День памяти – 14 ноября, а также в день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской и в день памяти Бутовских новомучеников.
Село Спирово около 1960 г. было уничтожено как малоперспективное, церковь и «один дом не тронули, который мы и приобрели», – вспоминал митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев). Владыка любил этот храм и часто посещал его. Резной образ святителя Николая всегда облачали в настоящее архиерейское облачение, и митрополит Питирим подарил для этих целей свое. Также Владыка Питирим добивался открытия хотя бы одного из храмов монастыря, что и произошло10.
1 июня 2014 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возобновлен крестный ход, с чудотворной иконой святителя Николая Мирликийского из Введенского храма села Спирово в Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь, который несколько раз по разным причинам в разные времена прекращался. Шествие у ворот монастыря встречали с иконой преподобного Иосифа Волоцкого духовенство и насельники обители. Икону святителя Николая обнесли вокруг Успенского собора, и был совершен молебен с акафистом при большом стечении верующих. Затем крестный ход с чудотворным образом вернулся в село Спирово.
В храме имеются иконы со Святой Горы Афон, икона прп. Серафима Саровского, освященная в 1903 г. на его мощах, и почитаемая икона святителя Спиридона Тримифунтского. Недалеко от храма находится источник с купальней.
При храме открыта воскресная школа и действует молодежное православное сообщество.
Протоиерей Константин Попов