Главная/Библиотека/Вестник Московской митрополии/№3 за 2016 год/

Обновления в Одинцовской электронной библиотеке

 

Одним из последних добавлений в электронную библиотеку Одинцовского благочиния являются работы богослова конца XIX – начала XX вв. Михаила Михайловича Тареева (1867–1934). По свидетельствам современников, это был очень интересный человек, глубоко православный, но смелых взглядов, а потому всегда вызывавший чувство настороженности и критику со стороны как коллег, так и студентов.

Он рано связал свою жизнь с православной церковью, учился в Московской духовной академии, преподавал в духовной семинарии. Позднее он продолжил преподавание в Московской духовной академии, где с 1902 по 1918 гг. занимал должность профессора нравственного богословия.

В 1902 г. Тареев был удостоен степени магистра богословия за работу «Искушения Господа нашего Иисуса Христа. Комментарий на Мф. 4, 1–11; Мк. 1, 12–13; Лк. 4, 1–13» (1900), а в 1904 г. защитил докторскую диссертацию «Уничижение Господа нашего Иисуса Христа (Фил. 2, 5–11). Экзегетическое и историко-критическое исследование» (1901).

Обе диссертации, а также и другие свои труды Тареев объединил под общим заглавием «Основы христианства. Система религиозной мысли» (Сергиев Посад, 1908–1910). Это был его основной и самый объемный труд в пяти томах, который по задумке автора «охватывал бы все важнейшие религиозные вопросы»1. Пятитомник «Основ христианства» раскрывает религиозно-философскую сторону видения проблемы соприкосновения человеческого духа с повседневностью. Каждый из томов имеет подзаголовок: Том I. Христос; Том II. Евангелие; Том III. Христианское мировоззрение; Том IV. Система Религиозной мысли. Христианская свобода. Основы христианства; Том V. Дополнительный. Религиозная жизнь.

В первом томеХристос») рассматриваются христологические проблемы. Почти половина этого тома посвящена проблеме кеносиса. По мнению Тареева, идея самоуничижения Христа – 
главное, на что должно обращать внимание в христианстве.

Второй том «Основ христианства» («Евангелие») посвящен «евангелистической аксиологии». Также этот том можно охарактеризовать и как работу по религиозной психологии. В ней прослеживается эволюция религиозного сознания израильского народа.

Третий том «Основ христианства» – «Христианское мировоззрение» – продолжает логическую линию, заданную автором в первых томах. Здесь автор анализирует специфику евангельских взглядов. Третий том открывается рассуждением о сути философии христианского миросозерцания. Она есть не что иное, как философия аскетико-символического освящения жизни. По утверждению Тареева, человеку свойственно два стремления: 
к счастью и к соединению с Богом. Но счастье не может быть целью жизни, поэтому истинной целью жизни человека Тареев считает славу Божию. И здесь главная мысль: «...слава Божия в ничтожестве и есть цель мира и человека»2.

Четвертый томХристианская свобода») посвящен решению вопроса об отношении христианства к жизни «...во всей полноте ее природных запросов и исторического развития, к современным задачам семейным, общественным, государственным по принципу христианской свободы»3. Здесь Тареев ставит вопрос о соотношении религии и нравственности. И религия, и нравственность претерпевают развитие на протяжении многих веков, соответственно, развиваются и их отношения. Основание для тесного взаимодействия религии и нравственности Тареев видит в направленности на самосохранение духа в мировом целом и обществе.

Если третий томХристианское мировоззрение») – это «воззрение на мир изнутри христианства», то четвертый томХристианская свобо-
да») – это «взгляд из жизни на христианство».

По мысли Тареева, существуя в миру (обществе), Церковь должна сохранять свою неотмирность. Дабы сохранять ее, Церковь должна ограничиваться числом действительных христиан, то есть таких людей, которые имеют христианское настроение, а не ограничиваются внешним соблюдением внешних норм. «Членом Церкви может быть только тот, кто любит добро, правду, чистоту, кто в падении не наслаждается злом»4. Будучи не от мира, тем не менее, Церковь должна действовать на мир путем приобретения новых членов.

В пятом, заключительном, томе этой фундаментальной работыРелигиозная жизнь») Тареевым изучается практическое осуществление христианских идеалов русским народом. Здесь Тареев продолжает поиск опытов перерождения «символически-аскетического христианства» в «живое». Он рассматривает современные ему «места и учреждения, в которых делаются опыты практического осуществления христианских идеалов, опыты христианской жизни»5.

По сути, всю жизнь Тареев писал книгу, которую собирался назвать «Философия жизни». Вышедшее в 1906–1910 гг. пятитомное сочинение «Основы христианства», включающее в себя почти все, написанное Тареевым к тому времени, и представляло собой первую часть «Философии жизни». Все, что написал Тареев после 1910 г., должно было войти во вторую частьпод названием «Оправдание жизни». И если задача первой части состояла в оправдании христианства перед лицом жизни, то задача второй части состояла в оправдании жизни перед лицом христианства. Но эта работа осталась, к сожалению, незавершенной.

Сам Тареев так говорил о своих работах: «Мой первый труд «Искушение Богочеловека» представляет уже всю систему моей христианской философии, и можно поставить знак равенства между этим трудом и «Основами христианства». Все мои последующие сочинения представляют лишь дальнейшую разработку данных уже в нем тезисов...»6

После упомянутого выше пятитомника Тареевым были также изданы весьма оригинальные работы, посвященные методу религиозной философииФилософия жизни» (1916)) и системе, противоположной патристике, которую Тареев называет «русской философией сердца» («Христианская философия» (1917)).

Кроме этого, выходили также его лекции и статьи «Типы религиозно-нравственной жизни», «Христианство и религия В.В.Розанова», «Монистическая этика», «Идеология социализма» и другие сочинения. В 1917–1918 гг. он занимал должность редактора журнала «Богословский вестник».

Работы Тареева были отмечены премией митрополита Макария, но, тем не менее, против них всегда велась острая полемика, на которую он отвечал не менее резко.

Учеников у Тареева при жизни не было, не встретил он и сочувствия, он вызывал скорее сопротивление. Он так и остался одиноким мыслителем, думается, отчасти потому, что во многом опередил свое время. И именно в этом своем уединении он характерен для эпохи, в которую догматика слишком мало говорила верующему сердцу.

Революционные события, изменившие положение Церкви в России, сделали невозможным дальнейшую научно-публицистическую деятельность Тареева. Долгие годы его наследие не переиздавалось и не изучалось (во многом и из-за труднодоступности работ Тареева для исследователей), сейчас же можно говорить о повышающемся интересе к этому незаурядному мыслителю. И сегодня мы рады предложить всем интересующимся ознакомиться с трудами Михаила Тареева в удобном формате на общедоступном сайте электронной библиотеки Одинцовского благочиния.


  1. Тареев М.М. Основы христианства. Т. 1. С. 14.
  2. Тареев М.М. Основы христианства. Т. 3. С. 63.
  3. Тареев М.М. Основы христианства. Т. 4. С. 67.
  4. Тареев М.М. Основы христианства. Т. 3. С. 138.
  5. Тареев М.М. Основы христианства. Т. 5. С. 3.
  6. Цит. по: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. YMCA-Press, 1988. С. 439.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.