Александр Константинович Глазунов – дирижер, музыкально-общественный деятель, профессор и директор Петербургской консерватории является крупнейшим русским композитором конца XIX – начала XX вв.
Войдя в историю музыки как один из значимых русских симфонистов, он был чрезвычайно чуток к выразительным возможностям и способностям оркестра.
Характер его сочинений словно душа поистине русского человека – им присущ широкий размах, сила духа, выразительность, созерцательный лиризм, национальная жанровость образов, эпичность, повествовательность. Можно даже утверждать, что наиболее существенными чертами творчества Глазунова являются некая народность музыкального слова1.
В области инструментальной музыки ему по праву принадлежит одно из первых мест в истории русской музыки. Но в отличие от большинства композиторов «Могучей кучки», преемственно связанный с ними Глазунов не создал ни одной оперы; однако он много и успешно работал во всех других жанрах, инструментальных и вокальных. Наивысшие достижения композитора относятся к жанрам симфонии (в его наследии 8 симфоний; девятая не закончена) и балета.
* * *
Александр Константинович Глазунов родился 10 августа 1865 г. в Санкт-Петербурге. Его отец, Константин Глазунов, был известным потомком книгоиздателей и книготорговцев Глазуновых2.
Родители Александра Глазунова, сами обладавшие неплохими музыкальными данными и вкусом, старались развивать рано проявившийся талант мальчика к музыке3. Уже c 9-ти лет он начал брать уроки фортепианной игры сначала у Н.Г.Холодковой, а потом у Н.Н.Еленьковского, который стал его учителем теории музыки4. Решающую роль в формировании будущего композитора сыграли занятия с крупнейшими композиторами петербургской школы – M.А.Балакиревым и Н.А.Римским-Корсаковым5.
Феноменальные способности Глазунова к музыке позволили ему успешно дебютировать с масштабным сочинением в 16 летнем возрасте6. В этом же 1882 г., на репетиции Первой симфонии, юный музыкант познакомился с ценителем музыки, крупным лесопромышленником и меценатом Митрофаном Беляевым7, много сделавшим для поддержки русских композиторов. Начиная с этого момента пути Глазунова и Беляева пересекались постоянно8, и вскоре молодой музыкант стал одним из членов так называемого «Беляевского кружка», в который входили также Римский-Корсаков, Лядов, Малишевский, Витолс, Блуменфельд и другие музыканты. Продолжая традиции «Могучей кучки» по части развития русской композиторской школы, беляевцы также держали курс на сближение с западной музыкальной культурой.
После смерти основателя музыкального издательства М. П. Беляева вместе с Римским-Корсаковым и Лядовым вошел в состав Попечительского совета для поощрения русских композиторов и музыкантов, созданного по завещанию и на средства Беляева. На музыкально-общественном поприще Глазунов обладал большим авторитетом. С особой требовательностью композитор оценивал свое творчество, нередко переживая мучительные сомнения.
В 1887 г. умирает Александр Бородин, оставив неоконченными свою оперу «Князь Игорь» и Третью симфонию. За их окончание и оркестровку берутся Римский-Корсаков и Глазунов. Феноменальная память Глазунова позволила ему полностью восстановить услышанную в исполнении на фортепиано самого Бородина незадолго до его смерти увертюру к опере и фрагменты третьего действия, а благодаря музыкальным навыкам он смог полностью оркестровать симфонию.
В начале 1890-х гг. Глазунов переживает творческий кризис9, который сменяется новым подъемом: он пишет три симфонии, камерные про- изведения и балет «Раймонда», ставший наибо- лее известным его сочинением. В 1899 г. он получает место профессора Петербургской консерватории, в которой работал непрерывно около тридцати лет.
На посту директора Консерватории, которым он стал в 1907 г.10, Глазунов провел огромную работу: приводил в порядок учебные планы, основал оперную студию и студенческий оркестр, значительно повысил требования к студентам и преподавателям, в конце каждого учебного года лично присутствовал на всех экзаменах и писал характеристики на каждого студента. За время управления консерваторией у Глазунова появляется много талантливых учеников и друзей11.
После октябрьской революции 1917 г. Глазунов оставался на посту директора Петроградской-Ленинградской консерватории, принимал деятельное участие в различных музыкально-просветительных мероприятиях, продолжал свои дирижерские выступления. Но его разлад с новаторскими течениями в области музыкального творчества углублялся и принимал все более острые формы. Новые веяния встречали симпатию и поддержку среди части консерваторской профессуры, добивавшейся реформ в учебном процессе и обновления того репертуара, на котором воспитывалась учащаяся молодежь. В связи с этим возникали споры и разногласия, в результате которых положение Глазунова, твердо охранявшего чистоту и неприкосновенность традиционных устоев школы Римского-Корсакова, становилось все более затруднительным и нередко двусмысленным.
Это послужило одной из причин того, что, уехав в 1928 г. в Вену в качестве члена жюри Международного конкурса, организованного к столетию со дня смерти Шуберта, он больше не вернулся на родину. Отрыв от привычной обстановки и старых друзей Глазунов переживал тяжело. Несмотря на уважительное отношение к нему крупнейших зарубежных музыкантов, чувство личного и творческого одиночества не покидало больного и уже немолодого композитора, вынужденного вести беспокойный и утомительный образ жизни гастролирующего дирижера. За границей Глазунов написал несколько сочинений, но большого душевного удовлетворения, кроме церковной музыки, они ему не принесли.
Некоторое время Глазунов выступал как дирижер, а в 1932 г. в связи с ухудшившимся здоровьем вместе с женой поселился в Париже, где изредка сочинял12.
8 марта 1936 г. состояние здоровья Александра Константиновича настолько ухудшилось, что его увезли в клинику Вилла Боргезе в Париже. После довольно тяжелой недели наступило улучшение, но в ночь на 21 марта случился тяжелый приступ, и в 8 часов утра он тихо и мирно скончался.
Заупокойная литургия и отпевание Глазунова состоялись 24 марта в 10 часов утра в русском кафедральном храме св. Александра Невского. Богослужение возглавил митрополит Евлогий (Георгиевский)13. Пел большой митрополичий хор под управлением Н.П.Афонского, к которому присоединились профессор Н.Н.Кедров, А.И.Мозжухин и И.К.Денисов.
«Храм был настолько переполнен, что более сотни присутствовавших оказались за его пределами. Гроб утопал в цветах: венки от семьи, от Музыкального общества, Русской консерватории в Париже, от беляевцев, Хора донских казаков С.А.Жарова, В. и М.Фокиных, французских учреждений...
Всех присутствовавших на отпевании не перечислить, но среди них были: Попечительный совет для поощрения русских композиторов и музыкантов (Н.В.Арцыбушев, Н.Н.Черепнин и Ф.А.Гартман); весь балет Монте-Карло во главе с директором Р.Блюмом, Верой Немчиновой, М.Фокиным; солисты и солистки Русской оперы в Париже во главе с директором – князем Церетели; Русская консерватория в полном составе во главе с председателем – князем С.М.Волконским; Российское музыкальное общество во главе с председателем Н.Ф.Алексинской; принцесса Е.Заксен-Альтенбургская; ряд известных французских дирижеров, композиторов и музыкантов – Марсель Дюпре, Шарль Видор, Эжен Биго, Анри Рабо, Адольф Бошо, Анри Кэн, М.Шамье.
Среди известных лиц стоит также перечислить следующих: дочери С.В.Рахманинова – княгиня И.С.Волконская и Т.С.Конюс; князья В.Вяземский, С.Н.Гагарин, П.Оболенский, В.Трубецкой; бароны де Монтаньяк, Б.Э.Нольде, А.Вольф-Люденхаузен; граф Сюзор; В.А. и М.А.Маклаковы, П.Н. и Н.В. Милюковы, М.Гучкова; генерал Е.К.Миллер; адмиралы М.А.Кедров, П.Б.Муравьев и Лаказ; делегация лейб-гвардии Измайловского полка; представители искусства – Медея Фигнер, Серж Лифарь, Ф.С.Акимеико, С.А.Жаров, А.Н.Бенуа, Н.А.Тэффи, А.Седых, Н.Аронсон (снявший посмертную маску), Н.В.Плевицкая…
В 13 часов под пение «Святый Боже» гроб из церкви вынесли друзья и почитатели композитора, он был доставлен на новое кладбище в Нейи. Согласно последней воле почившего на кладбище присутствовали только семья и близкие друзья. Под пение квартета профессора Н.Н.Кедрова состоялось погребение»14.
В 1972 г. прах Александра Константиновича Глазунова был перевезен в Ленинград и торжественно захоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
Юрий Всеволодович Келдыш15, оценивая жизнь и творчество Александра Глазунова, пишет: «Творчество Глазунова давно получило всеобщее признание и стало неотъемлемой частью русского классического музыкального наследия. Если его сочинения не потрясают слушателя, не касаются сокровенных глубин душевной жизни, то способны доставлять эстетическое наслаждение и восхищать своей стихийной мощью и внутренней цельностью в сочетании с мудрой ясностью мысли, стройностью и законченностью воплощения. Композитор «переходной» полосы, пролегающей между двумя эпохами яркого расцвета русской музыки, он не был новатором, открывателем новых путей. Но огромное, совершеннейшее мастерство при ярком природном даровании, богатстве и щедрости творческой выдумки позволило ему создать множество произведений высокой художественной ценности, до сих пор не утративших живого актуального интереса. Как педагог и общественный деятель Глазунов в очень большой степени способствовал развитию и укреплению основ отечественной музыкальной культуры. Всем этим определяется его значение одной из центральных фигур русской музыкальной культуры начала XX века».
* * *
Первое обращение Александра Константиновича Глазунова к христианским мотивам связано с работой над музыкой к духовно-драматическому спектаклю великого князя Константина Константиновича «Царь Иудейский». Получив заказ, Глазунов сразу же увлекся работой, ведь его привлекла новая задача – впервые в русской музыке средствами симфонического оркестра и хора воплотить трагическую концепцию «страстей». Таких произведений в русской музыке еще не было. Он признавался позднее, что с особым рвением писал музыку к «Царю Иудейскому». Работа происходила очень быстро.
Премьера состоялась в Эрмитажном театре 9 января 1914 г. Вслед за этим единственным спектаклем музыка к драме несколько раз исполнялась в концертах РМО сезона 1914–1915 гг. в Петербурге, Москве, Киеве и Гельсингфорсе (Хельсинки) под управлением Глазунова. Однако судьба музыки к «Царю Иудейскому» быстро оборвалась – спектакль более не возобновлялся. Не звучала в концертных программах долгие годы и музыка Глазунова. Революционные события сделали евангельский сюжет, описывающий события Страстной недели, неприемлемым в новой музыкальной жизни.
В музыке «Царя Иудейского» нет никаких цитат из церковных песнопений, а хоры учеников и псалмопевцев написаны в соответствии с неким обобщенным представлением о раннехристианском пении16. Но, несмотря на это, поэма в целом отражает глубокое личное христианское переживание, для которого Глазунов сумел найти убедительную художественную форму.
Второе обращение к религиозной теме связано непосредственно с церковной музыкой. К ней он обращается перед последними годами своей жизни17. В 1935 году, находясь в Париже, Александр Константинович делает переложения пасхальных песнопений для мужского хора студентов Богословского института Сергиевского подворья в Париже: светилен «Плотию уснув» (3-го гласа греческого роспева) и стихиры Пасхи (5-го гласа знаменного роспева). Обработки, особенно первого песнопения, оказались настолько удачными, что и сейчас многие церковные хоры исполняют их за Пасхальным богослужением.
Вниманию читателя мы предлагаем гармонизацию Александра Константиновича Глазунова стихир Пасхи 5-го гласа знаменного роспева. Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для смешанного хора. Эту гармонизацию Глазунова можно охарактеризовать как подлинный синтез церковной традиции и личного музыкального творчества композитора, который отличается безупречным полифоническим стилем (в характере ранней западноевропейской полифонии).
Список использованной литературы