12 апреля в Спасском соборе Вознесенской Давидовой пустыни состоялась Епархиальная конференция, посвященная празднованию
В мероприятии приняли участие митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, епископ Илиан, епископы Видновский Тихон, Серпуховский Роман, Балашихинский Николай, игумен Вознесенской Давидовой пустыни Сергий (Куксов), члены Епархиального совета, благочинные церковных округов, игумены и игумении монастырей, председатели Епархиальных отделов и комиссий, представители духовенства и мирян от каждого благочиния. Участниками собрания стали также глава сельского поселения «Баранцевское»
Возглавил работу конференции ректор Коломенской духовной семинарии епископ Зарайский Константин.
Усердием братии монастыря была подготовлена фотовыставка, посвященная теме Русского Афона.
Перед началом конференции хор духовенства Московской епархии под управлением священника Сергия Голева исполнил несколько духовных песнопений, связанных с богослужебной традицией Святой Горы.
Конференция открылась докладом митрополита Ювеналия:
«Возлюбленные Преосвященные архипастыри, уважаемый Сергей Васильевич, дорогой отец Сергий, дорогие отцы, братья и сестры!
В этом году мы празднуем тысячелетие присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Дата эта скорее символическая, поскольку формально отсчитывается от подписания одного из святогорских греческих документов в феврале 1016 года игуменом русской обители Герасимом. Исходя из этого факта несложно предположить, что наши соотечественники пребывали на Афоне и раньше. Например, основатель
Начиная с празднования
Тема, которой посвящена наша конференция, очень многогранна и важна. Она касается многих сторон жизни Церкви, общества и государства на протяжении длительного периода времени. В юбилейный год над афонской темой много работают и церковные, и светские исследователи. Не осталась в стороне и Московская епархия, о чем свидетельствует нынешняя конференция. Кроме того, в последних номерах „Московских Епархиальных Ведомостей“ были опубликованы статьи Жанны Александровны Курбатовой. Используя государственные и церковные архивы, она рассмотрела вопрос о том, как Русская Православная Церковь и наши гражданские институты стремились в весьма критический и ответственный для истории Афона момент энергично содействовать улучшению положения там русских иноков, а также рассказала о жизненном опыте некоторых святогорцев в тот период.
Моя память хранит рассказ начальника Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрита Никодима (Ротова). Направляясь в отпуск в 1957 году, он по дороге на Родину остановился в Греции и добился разрешения посетить Пантелеимонов монастырь. Представители греческой администрации пытались эмоционально повлиять на него, чтобы отговорить от поездки. Они предостерегали о возможных инцидентах, которые якобы могли иметь и фатальный исход. Никогда не забуду, как ответил будущий Владыка Никодим одному из них: „Для меня, как монаха, будет радостью умереть на Афоне“. Посетив русскую обитель, он с печалью увидел, что она фактически вымирала, и впоследствии делал все от него зависящее для возрождения монастыря. Затем и мне довелось иметь сходные переживания и соучаствовать в спасении Русского Афона.
История связей Афона с Русской Православной Церковью исключительно богата и поучительна. Раннее появление русских иноков на Святой Горе свидетельствует о стремлении наших соотечественников приобщиться к монашескому деланию в уделе Царицы Небесной. Первоначально они подвизались в посвященном Богородице скиту Ксилургу. По мнению историков, именно оттуда пришло на Русь сугубое почитание праздника Успения Божией Матери, что выразилось в том числе и в возведении многих величественных соборов в честь этого события. Впоследствии число русских монахов возросло. В 1169 году они получили в свое распоряжение также и монастырь великомученика Пантелеимона, где и пребывают до сего дня.
Одновременно развивалось русское паломничество на Афон. Само по себе являясь проявлением немалого мужества в условиях непрекращающихся войн и усобиц, оно способствовало тому, что на Русь попадали не только афонские предания, но и многочисленная житийная литература, творения святых отцов и церковные уставы. Можно назвать в качестве примера „Чин о пении двенадцати псалмов“ или „Тактикон“ преподобного Никона Черногорца. Важным для отечественного монашества событием стало то, что во время пребывания на Афоне преподобный Паисий (Величковский) составил русское „Добротолюбие“.
Примечательной чертой
Важной духовной нитью, связывающей Россию с Афоном, стало принесение в 1648 и 1656 годах списков чудотворной Иверской иконы Божией Матери, один из которых пребывает ныне в Новодевичьем монастыре. Этот образ не только стал символом престольного града Москвы, но и распространился по всему нашему Отечеству, будучи сугубо почитаемым православным народом.
Значима роль Афона в развитии церковной книжности на Руси. Со Святой Горы прибыл к нам преподобный Максим Грек, внесший большой вклад и в исправление книг, и в богословские дискуссии своего времени. В 1654 году по благословению Святейшего Патриарха Никона Афон посетил архидиакон Арсений Суханов, привезший оттуда в Россию почти пятьсот древних богословских и
Трагические события в истории Византии, чья государственность прекратилась в 1453 году, сказались и на Афоне. Это были и притеснения со стороны униатов, и нападения каталанских разбойников, и, наконец, установление турецкого владычества. В этих условиях Русская Православная Церковь и Русское государство оказывали Афону и духовную, и материальную поддержку. В обращении к Московскому князю святогорцы именовали его своим „кормителем и ктитором“. Нескончаемым потоком шла в монастыри русская денежная помощь. Некоторые обители имели подворья в Москве для сбора средств.
Приходя в Россию, афонские монахи приносили с собой в дар древние рукописи, фактически спасая их от гибели в условиях разрушавшихся от ветхости монастырских книгохранилищ. Примером может служить глаголическое Евангелие, подаренное насельниками болгарского монастыря Зограф императору Александру II. В результате в нашем
В XVIII веке в условиях длительных
В начале ХХ века на Афоне помимо Пантелеимонова монастыря, имевшего 1800 насельников, было еще более семидесяти русских обителей. Многие из них, хотя и назывались скитами, фактически являлись полноценными монастырями. Это прежде всего относится к Андреевскому и Ильинскому скитам.
Многочисленные афонские подворья в России, широкомасштабная книгоиздательская деятельность представительства Пантелеимонова монастыря в Москве способствовали тому, что Россия и Афон пребывали в единении веры, молитвы и благочестия. До самых отдаленных уголков нашего Отечества доходили также иконы, написанные святогорскими изографами.
Однако приближались тяжелые времена.
В 1913 году в результате вызывающего до сего дня много обсуждений „спора об имени Божием“ Святую Гору в тех или иных обстоятельствах покинули более 800 русских иноков. Последовавшая вскоре революция 1917 года почти полностью прервала связи между Россией и Афоном. Это имело результатом дальнейшее сокращение там числа наших соотечественников — к 1945 году до чуть более пятисот. Многие из них уже находились в преклонном возрасте, и с течением времени число их катастрофически быстро сокращалось. По окончании Второй мировой войны братия Пантелеимонова монастыря обратилась за помощью к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I. С тех пор Русская Православная Церковь, несмотря на трудности своего существования в условиях атеистической власти, стремилась оказывать содействие не только пополнению братии обители великомученика Пантелеимона, но и защищала интересы всего святогорского братства от внешних попыток ограничить его традиционное самоуправление. Многое было сделано и в сфере материальной поддержки нашей обители, сильно пострадавшей от пожаров.
С наступлением религиозной свободы в России и возрождением церковной жизни появилось много возможностей для дальнейшего укрепления связей между Отечеством и Пантелеимоновым монастырем. Нет более препятствий для пополнения братии. В обитель ежегодно прибывает множество паломников из России. В 2011 году был создан Международный фонд восстановления и сохранения культурного и духовного наследия
В 2013 году Афон посетил Святейший Патриарх Кирилл. Говоря о значении монашеского делания насельников Святой Горы, он отметил: „Велика ответственность всех, кто несет здесь свое служение в том числе и для поддержания единства всех Православных Церквей, чистоты Православия, монашеской жизни“.
Как видно из сделанного мною весьма краткого обзора связей России с Афоном, они имеют весьма богатую историю, повествующую о взаимной поддержке в годы невзгод и испытаний, о духовном единстве в вере и благочестии. Можно сказать словами апостола, что мы „научены Богом любить друг друга“ (1 Фес. 4:9)».
Затем прозвучали следующие доклады:
Епископ Балашихинский Николай. «Афонские иконы Божией Матери на Руси (на примере древнерусской книжной миниатюры)».
Курбатов Олег Александрович, кандидат исторических наук, сотрудник Российского государственного архива древних актов. «Участие Русской Православной Церкви в возрождении русского монашества на Афоне».
Протоиерей Максим Максимов, кандидат богословия, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых и Епархиальной богослужебной комиссии, преподаватель Коломенской духовной семинарии (в связи с участием протоиерея Максима в работе Синодальной комиссии по канонизации святых доклад зачитал игумен Петр (Дмитриев). «Святогорцы — новомученики Московской епархии».
Смирнова Ирина Юрьевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института российской истории РАН, сотрудник Патриаршего
Протоиерей Александр Хомяк, благочинный церквей
В заключение к собравшимся обратился Владыка Ювеналий:
«Возлюбленные о Господе! Доклад, который мы прочитали, показывает духовную непрерывающуюся тысячелетнюю связь Русской Православной Церкви, нашего народа, со Святой Горой Афон. Я хотел бы поблагодарить Владыку Константина за труд, который он принял на себя по организации этой конференции, поблагодарить докладчиков и, конечно же, нашего дорогого игумена отца Сергия за трепетное, трогательное отношение к подготовке этой встречи, которая проходит в стенах Вознесенской Давидовой пустыни. Мы прослушали несколько докладов, но я думаю, что об этой тысячелетней истории, которую мы отмечаем в этом году, можно было бы сотни докладов читать, только физически невозможно было бы нам слушать, а смысл этой конференции заключается в том, чтобы пробудить глубинный интерес к Афону, к нашим связям с тем, что в течение этого года в наших благочиниях, монастырях и храмах провести подобные встречи. Я думаю, что материалов очень много для этого, а если
Наша конференция обратила молитвенный взор к вековым связям и великим подвижникам веры и благочестия как на Афоне, так и в России. На сегодняшний день в нашей Московской епархии 12 мужских и 12 женских монастырей, помимо ставропигиальных учреждений. Поэтому мы можем сказать, что, имея еще и более полутора тысяч храмов, приходов, живем мы на святой земле. Должно нам помнить свою историю, которая прославлена сонмом множества подвижников в лике святителей, преподобных и священномучеников. Мне хочется, чтобы вы в повседневной жизни посещали наши храмы, монастыри, духовно питались этим богатством и, вспоминая память преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, которую мы в прошлое воскресенье совершали, могли по
Во Всехсвятском храме обители для участников конференции была организована трапеза, во время которой с концертом духовной музыки выступил хор монастыря. Все участники празднования получили в подарок православный календарь на 2016/2017 годы «Тысячелетие русского монашества на Афоне» и брошюру об обители.