Космология, построенная в рамках теории Большого взрыва, во второй половине ХХ в. многими богословами была встречена с большим оптимизмом. Сам факт открытия события «начала Вселенной» создал плодотворную почву для диалога с представителями естествознания. Появилось множество моделей «астрофизического» прочтения Шестоднева.
Так, интересны некоторые данные филологического анализа библейского термина «творение» как мгновенного волевого акта. Анализируя употребление еврейского глагола bara — «сотворил», католический богослов С.Яки (Stanley L. Jaki, настоящее имя Санисло Ласло Яки, венг. Jаki Szaniszlо Laszlo; 1924–2009), указывал:
«Для того чтобы быть этимологически честным по отношению к bara, не будучи одновременно нечестным с богословской точки зрения, лучше всего было бы рассматривать это слово как средство передачи действия Бога, делающего нечто с величайшей легкостью, как бы одним махом. Эта идиома тем более уместна здесь, что предполагает резкое („рубящее“) движение ладонью и рукой. Другими словами, следует перевести первый стих Шестоднева следующим образом: „В начале Бог сделал с величайшей легкостью, как бы одним махом, небо и землю, или всю совокупность вещей“»1.
Физик А.Клецов, обращая внимание на экзегетическую терминологию христианского апологета Татиана Ассирийского («Речь против эллинов, п. 5»): «Ибо материя, в отличие от Бога, не безначальна и, не являясь безначальной, не равна по силе [власти] своей Богу. Она порождена [προβάλλεται (proballetai), „выброшена“], а не произведена никаким существом; но приведена в бытие одним только Создателем всего сущего», — отмечает, что используемый термин προβάλλεται (proballetai) — «выбросил» (из ничего) — позволяет совершенно отмежеваться от платоновской модели образования Вселенной из предвечной материи2.
Священное Писание передает нам жизнеутверждающие исповеднические слова матери
„Если мы вспомним, что υοκ — отрицание радикальное, не оставляющее в отличие от другой отрицательной частицы με ни малейшего места сомнению, и что здесь оно употребляется систематически, вопреки правилам грамматики, то оценим всю выразительность этого υοκ. Бог творил не из
Кроме „точки творения“, „начала“ выявляются и другие важные ассоциации, например, упоминание о „безвидности и неустроенности“ земли (Быт. 1:2) как бесструктурной первоматерии; первозданном свете (Быт. 1:3) как излучении, предваряющем рождение вещества. Папа римский Пий XII (Pius XII; 1876–1958) утверждал, что теория Большого взрыва подтверждает библейское учение о творении4. Многие православные апологеты с середины ХХ в. до настоящего времени активно привлекают космологические концепции при толковании первой главы книги Бытия5. Собственно, в стремлении соотнести данные современной астрофизики со Священным Писанием нет ничего противоречащего традиции: многие святые отцы не боялись привлекать при истолковании повествования о сотворении мира современные им натурфилософские концепции. Так родились знаменитые трактаты или беседы на Шестоднев святых Василия Великого и Григория Нисского, блаженного Августина. С другой стороны, безусловно, недопустима абсолютизация естественнонаучных толкований первой главы книги Бытия — как минимум по причине того, что перед богодухновенным автором стояли иные, гораздо более высокие цели, чем схематическое изложение
Безусловно, наибольший интеллектуальный соблазн вызывают попытки объяснить с позиций современной космогонии тайну творения мира из ничего (ex nihilo). И ученым, и богословам следует помнить, о том, что любая физическая концепция „начального состояния“ Вселенной — сингулярность, возбужденный вакуум, суперструны или даже чисто абстрактная математическая
Многих ученых не устраивает положение дел, когда появление из небытия Вселенной оказывается необусловленным физическими закономерностями. Следует заметить, что этот скепсис не обязательно является следствием атеистического мировоззрения — он может быть вызван естественным желанием исследователя оставаться в области компетенции науки даже при решении самых предельных вопросов. Иными словами, вопрос ставится примерно таким образом: „Следует ли считать бытие нашего мира и реальность природы случайно обусловленными или закономерными?“
Так, лауреат Нобелевской премии
Широко известный британский
Таким образом, С.Хокингу удалось избавиться от противоречивой и необъяснимой «точки сингулярности»: начальные условия существования Вселенной выводятся не из
На первый взгляд может показаться, что концепция Хокинга полностью исключает возможность
Одну из них предложил епископ
Следует отметить, что взгляд на Вселенную как на «проекцию», искаженную грехопадением человека, принципиально недоступного для научного познания первозданного нетленного мира (или »метаистории») в знакомом нам «тленном»
»Бог — и в этом вся тайна «кожаных риз» (Быт. 3:21) — вносит, во избежание полного распада под действием зла, некий порядок в самую гущу беспорядка. Его благая воля устрояет и охраняет Вселенную. Его наказание воспитывает: для человека лучше смерть, то есть отлучение от древа жизни, чем закрепление в вечности его чудовищного положения. Сама его смертность пробудит в нем раскаяние, то есть возможность новой любви. Но сохраняемая таким образом Вселенная все же не является истинным миром: порядок, в котором есть место для смерти, остается порядком катастрофическим; «земля проклята за человека», и сама красота космоса становится двусмысленной», — писал
Осмысление
Между тем концепция самого епископа Василия (Родзянко) оказывается весьма противоречивой по целому ряду причин.
Совершенно иную интерпретацию концепции мнимого времени можно встретить в работе астрофизика и богослова диакона Алексия Нестерука в его фундаментальной работе »Логос и космос: богословие, наука и православное предание»15. Автор исходит из православного учения о творении из ничего, в первую очередь, из слов
Таким образом, развитие космологических концепций «начала Вселенной» неизбежно порождает целый ряд «предельных вопросов», возникающих в сфере науки, но решаемых в области богословия.
»Навязывая нам вывод о том, что Вселенная имела определенное начало, Большой взрыв прямо-таки вопиет о сверхъестественном объяснении. Непонятно, как природа могла бы сама себя создать. Для этого необходима сила, находящаяся вне времени и пространства», — замечает Ф.Коллинз19.
Однако самым главным с точки зрения православного христианства является апологетическое утверждение идеи творения мира всемогущим Творцом «из несущих» в контексте понимания Шестоднева как провозглашения Благой вести, неразрывно связанной со Новозаветным учением о Господе Иисусе Христе как Творце и Спасителе мира (Ин. 1:1–2; Кол. 1:16–17; Евр. 1:3; Откр. 21:1).
1 Яки С.Л. Шестоднев: космогенезис, соблазн конкордизма // Библия о творении и бытии мира. [Электронный ресурс.] URL: http://www.spbda.ru/theology/cont/sixday.php
2 Клецов А. Бог против случая, или Христос против Хокинга. [Электронный ресурс.] URL: http://www.bogoslov.ru/text/3811997.html
3 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Б.И., 1991. С. 222.
4 Барбур И. Религия и наука: история и современность. М.:
5 См., например: Каледа Г., прот. Библия и наука о сотворении мира // Той повеле, и создашася: Современные ученые о сотворении мира. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999. С. 8–55; Иванов Н., прот. И сказал Бог… Опыт истолкования книги Бытия. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 1999; Александр (Милеант), еп. Возникновение мира и человека. Опыт согласования Библейского повествования с научными открытиями. [Электронный ресурс.] URL: http://www.fatheralexander.org/booklets/russian/creation_man_a_mileant.htm; Цыпин Л., прот. Вселенная, Космос, Жизнь — три Дня Творения. Киев: Пролог, 2008.
6 Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.:
7 Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев // Творения.
8 Хокинг С. Краткая история времени: от Большого взрыва до черных дыр. Пер. с англ.
9 Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. М.: Православный паломник, 1996.
10 Там же. С. 6.
11 См., например: Феофан (Вышенский), епископ. Толкование послания святого апостола Павла к Римлянам. М., 1890. С. 506; Трубецкой Е., кн. Смысл жизни. М., 1918. С. 153; Булгаков С., прот. Невеста Агнца. О Богочеловечестве. Часть IV. Париж, 1945. С. 195–196.
12 Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Б.И., 1991. С. 253.
13 См., например: Салтыков А., прот. Творение мира в святоотеческой традиции // Труды семинара «Наука и вера» ПСТГУ. Вып. I: «Вся премудростию сотворил еси…» М.:
14 Примечательно и практически одинаковое истолкование евангельских слов (Мф. 25:34; Еф. 1:4): »прежде низвержения мира» у епископа Василия и у Оригена в его трактате «О началах» (О началах III, 5, 4 Migne, PG, t. 11, col. 328–329; на рус. яз.: Ориген, учитель александрийский. О началах // Творения. Выпуск I. Казань: КДА, 1899. С. 284–285). Владыка Василий пытается ссылаться на сходное понимание данной цитаты святителем Иоанном Златоустом и свящ. Павлом Флоренским. Однако Златоуст, комментируя эти места, усматривает лишь указание на бесконечную онтологическую пропасть между Творцом и тварью, а свящ. Павел Флоренский, как и святитель Феофан Затворник, вполне ясно говорит о падшем состоянии человека вместе со всем космосом в контексте греховного выбора Адама и, таким образом, несоответствии предвечному идеальному божественному замыслу о творении; Василий (Родзянко), еп. Теория распада Вселенной и вера отцов. М.: Православный паломник, 1996. С. 66–71, 110, 156–164.
15 Нестерук А. Логос и космос: Богословие, наука и православное предание // Пер. с англ. (Серия «Богословие и наука»). М.:
16 »Было нечто, как, вероятно, и прежде сего мира, но cиe, хотя и постижимо для нашего разумения, однако же не введено в повествование как не соответствующее силам новообучаемых и младенцев разумом. Еще ранее бытия мира было некоторое состояние, приличное премирным силам, превысшее времени, вечное, присно продолжающееся. В нем-то Творец и Зиждитель всяческих совершил создания — мысленный свет, приличный блаженству любящих Господа, разумные и невидимые природы и все украшение умосозерцаемых тварей, превосходящих наше разумение, так что нельзя изобрести для них и наименований. Они-то наполняют собою сущность невидимого мира, как научает нас Павел, говоря: Яко Тем создана быша всяческая… видимая и невидимая, аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти (Кол 1:16), и Ангельские Воинства, и Архангельские Чиноначалия.
А когда уже стало нужно присоединить к существующему и сей мир — главным образом училище и место образования душ человеческих, а потом и вообще местопребывание для всего подлежащего рождению и разрушению, - тогда произведено сродное миру и находящимся в нем животным и растениям преемство времени, всегда поспешающее, и протекающее, и нигде не прерывающее своего течения», — говорит о «тварной вечности» святитель Василий Великий. Василий Великий, свят. Беседы на Шестоднев // Творения.
17 Топология (греч. Τόπος — «место») — в XIX в. — геометрия размещения (лат. geometria situs) или анализ размещения (лат. analysis situs) — раздел математики, изучающий, в частности, свойства пространства. В отличие от геометрии, в топологии не рассматриваются метрические свойства объектов (например, расстояние между парой точек). Например, с точки зрения топологии, кружка и бублик (в стереометрии — полноторий) неотличимы.
18 Нестерук А. Указ соч. С. 180–218.
19 Коллинз Ф. Доказательства Бога: Аргументы ученого. Пер. с англ. М.: Альпина