Для всех святых апостолов живая встреча с Господом стала основанием всего их служения, они свидетельствовали о том, «что видели своими очами, что рассматривали, и что осязали руки» (1 Ин. 1:1).
Как для апостола Петра до конца жизни путеводной звездой осталось Преображение Господне, тот «глас, принесшийся с небес», который «слышали, будучи с Ним на святой горе» (2 Пет. 1:18), так и апостол Павел свое знание и видение Господа считает оправданием своих решений: «Не Апостол ли я?.. Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего?» (1 Кор. 9:1). Тем более, в памяти учеников запечатлелась первая встреча с их Учителем.
В начале евангельской истории мы читаем о призвании святых апостолов.
Господь знает, как явить Себя человеку. Что для одного просто удивительное событие, то для другого очевидное чудо, а для третьего свидетельство явного Божиего присутствия. Для каждого доступно такое откровение, в котором можно почувствовать Божию правду, даже если она звучит вопреки нашему желанию, нашему заблуждению и обольщению, вопреки привычному восприятию жизни.
Апостол Петр стал свидетелем чуда, которое от многих могло остаться скрытым. Если бы
Действие чуда не только в том, чтобы удивить, изумить, заставить трепетать и подчиняться или радоваться обладанию
Евангелист Лука нередко подчеркивает возрождающее и спасительное действие Божие на грешных, простых, слабых, немощных, угнетенных (социально, физически или греховно) людей, иллюстрируя слова апостола Павла о том, как сила Божия в немощи совершается (ср.: 2 Кор. 12:9). В то время как первые два евангелиста говорят о призвании апостолов просто по слову Иисуса Христа, уделяют внимание власти и силе Божиего повеления, апостол Лука хочет показать, как и при каких обстоятельствах это слово было воспринято: Господь прежде оказал помощь незадачливым рыбакам. И это чудесное событие настолько врезалось в их память, что и после Воскресения одно из явлений воскресшего Господа уже евангелист Иоанн описывает очень близко к рассказу о первом призвании (Ин. 21:1–14).
Слова апостола в Евангелии звучат неожиданно. Петр говорит: «Выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный». В обращении к Богу мы чаще просим прийти, помочь, исцелить, утешить. Но мало кто мог бы перед Богом сказать, что он недостоин Его помощи, присутствия, даже своего обращения к Нему. Содержание слов апостольских намного глубже, чем просьба выйти. Это не просьба отойти прочь или уйти из жизни. Это изумление от неожиданной близости Бога к простому человеку, благоговейный страх в присутствии Божественного. Близости к Богу в этих словах может быть больше, чем в любой другой просьбе, потому что эти слова прозвучали из опыта прикосновения к Богу, они рождены ясным ощущением величия Божия и своего смирения перед Ним.
Нередко бывает, что человек, получив
Господь, уловив рыбаков чудесным уловом рыбы, сделал их ловцами людей. Слово Евангелия о призвании апостолов — это вместе с тем напоминание и о нашем уловлении, о том, что Господь призвал нас «из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Такое призвание имеет каждый христианин. Пусть на нем зиждется духовный дом добродетелей. Пусть и для нас сохранит свою радость новизна следования за Христом. Тогда станет близким и утешительным сказанное апостолом Петром уже незадолго до смерти: «Братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь, ибо так откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2 Пет. 1:10).