Григорий Митрофанович Давидовский — хоровой дирижер, регент, певец, композитор — известен многим любителям церковного пения. Свое вдохновение, темы, образы для музыкальных тем Давидовский всегда черпал в украинском фольклоре. В его произведениях звучит неувядающая красота народной песни.
Сочинения Давидовского обозначены высоким профессиональным мастерством, чувством звуковой колористики и глубиной религиозного переживания. Он является ярким представителем
Сегодня его песнопения представлены в записях и исполняются за богослужением в основном российскими хорами, что является некоторым парадоксом. Будучи украинским композитором, Григорий Митрофанович Давидовский является почти единственным
* * *
Григорий Митрофанович Давидовский родился в cеле Мельня Кролевецкого уезда Черниговской губернии. Будучи сыном приходского священника, начальное образование получил дома, занимаясь со старшим братом Иваном, впоследствии ставшим оркестровым дирижером, скрипачом. В 1887 г. Григорий окончил Черниговскую духовную семинарию, затем служил в польском городе Лодзи в акцизном ведомстве.
В своих «Мемуарах» Григорий Митрофанович вспоминал: «Часы отдыха мы всегда посвящали хоровым пениям. Святки, когда к нам собирались наши родственники и знакомые из соседних сел, мы пели достаточно мощным и красивым хором». Свой первый хор Григорий основал в своем родном селе в 1888 г. из 25 крестьян, и он просуществовал более 60 лет.
В 1891 г. он начинает обучение в
Будучи регентом церковного хора при Петербургской консерватории, Григорий Митрофанович Давидовский 6 октября 1897 г. обратился с письмом в дирекцию императорского Русского музыкального общества, в котором сообщал следующее: «В нашей поистине великолепной консерваторской церкви не хватает самого главного украшения, это — хорошего хора. По этому поводу мне, как регенту, очень часто приходится выслушивать укоризны посторонней публики, не могущей понять, почему в высшем музыкальном учреждении, изобилующем певцами и певицами, до сих пор не может составиться хороший хор для своей же собственной церкви». Давидовский предлагал создать хор из тех учащихся, которые являются знатоками церковного пения и поют «за приличное вознаграждение» в лучших петербургских хорах — графа Строганова, графа Шереметева. Рассчитав необходимые расходы — жалованье певцам, регенту, стоимость покупки нот и др., Давидовский просил императорское Русское музыкальное общество выделить соответствующую сумму. На письме есть помета о положительном решении вопроса 16 октября 1897 г. — ассигновании 2605 рублей на содержание хора «в текущем году».
Григорий Давидовский, продолжавший исполнять обязанности регента и в следующем учебном году, 9 февраля 1899 г. написал в дирекцию императорского Русского музыкального общества о том, что ученический церковный хор получает жалованье только с 1 сентября по 1 мая, «а остальные четыре месяца он принужден влачить свое существование при довольно грустной обстановке». Давидовский попросил разрешить ему бесплатно воспользоваться Малым залом консерватории, чтобы дать два духовных концерта в пользу хора, а затем один духовный концерт в пользу церкви. Это письмо содействовало обсуждению вопроса о создании неприкосновенного капитала на содержание церкви.
Почти 15 лет — с 1891 по 1905 гг. Григорий Митрофанович учился и работал в Петербурге. Как одного из лучших выпускников консерватории его послали во Францию организовывать хор при русском посольстве. Выступления этого хора имели громкий успех. Парижская газета «Фигаро» за 23 марта 1903 г. писала: «Состоялся концерт русского хора под управлением Г. Давидовского, лауреата Петербургской консерватории. Хор очень понравился слушателям. Особое впечатление произвели украинские и русские песни. Этот концерт нужно назвать артистическим». А через неделю другая газета о выступлении хора Григория Давидовского поместила следующий отзыв: «30 марта состоялся замечательный концерт… Мосье Давидовский дирижировал с неопровержимой силой. Хор, совершенный по гармонии звуков. Все разошлись с приятным воспоминанием об этом празднике…" Несмотря на музыкальные успехи, Григорий Митрофанович тосковал по родным местам.
Вернувшись в 1908 г. в родные края, он организовывает в
Во время жизни в Ростове Давидовский выступал с руководимым им хором не только у себя в городе, но и в Таганроге, Новочеркасске, станице Аксайской. Национальный состав населения донских городов был самый пестрый, и концерты Давидовского, на которых исполнялись армянские, грузинские, греческие, еврейские, цыганские, русские, украинские, польские и чешские песни, привлекали всеобщее внимание. Назывались такие концерты, в отличие от вышеупомянутых духовных, «этнографическими».
Побывал Давидовский со своим хором и в Азове. 25 августа 1911 г. в летнем помещении азовского коммерческого собрания состоялся музыкальный вечер, сбор с которого предназначался в пользу местного благотворительного общества. Хор ростовского собора под управлением Давидовского с воодушевлением исполнил ряд вокальных номеров, вызвав бурный восторг у слушателей. Григорий Давидовский на этом концерте выступил и как композитор со своими хоровыми произведениями — фантазиями «Кобза» и «Бандура». Его «Кобза», писал газетный корреспондент, «…весьма интересная вещица, полно отражающая духовную жизнь былой Украины. Она очень понравилась публике, настойчиво потребовавшей ее повторения. Словом, впечатление от вечера самое приятное, и будем надеяться, что господин Давидовский в недалеком будущем вновь доставит со своим хором эстетическое удовольствие, столь редко выпадающее на долю нас, бедных азовцев».
Давидовский прожил в Ростове до весны 1914 г.: концертировал, преподавал, писал в газете. После его отъезда приходили известия о выступлениях Давидовского в Петербурге. В 1917 г. он поставил в Ростове свою новую оперу.
За всю свою жизнь Давидовский создал 35 хоровых коллективов. Первый хор был сформирован в 1888 г. в селе Мельня из 25 крестьян. В
Давидовский занимался также педагогической деятельностью. В
Работал в качестве дирижера хоров в
Последние годы жизни Григория Митрофановича были связаны с Полтавой, где он руководил хоровой капеллой областной филармонии, однако он всегда поддерживал тесные связи с родным краем, находил время бывать в Сумах, Конотопе, Мельне.
Григорий Митрофанович Давидовский умер на
* * *
Творчество
Первое произведение — хоровую сюиту «Бандура» — он написал в 1896 г. под влиянием воспоминаний об Украине, «ее хороших народных песен, которые с детства пел в моем родном селе Мельне». Это произведение получило международное признание и печаталось не только в Российской Империи, но также в США и странах Западной Европы.
Громкий успех сюиты «Бандура» вдохновил Давидовского на создание аналогичной фантазии по темам украинских песен «Кобза» (1910), а также поэмы для хора «Украина» (1911).
Духовных произведений Григорий Митрофанович написал сравнительно немного. Однако они составляют довольно весомую и, возможно, художественно совершенную часть его творчества. Из церковных песнопений Давидовский написал: Всенощную (
Вниманию читателя мы предлагаем сочинение Григория Митрофановича Давидовского «О, Всепетая Мати». Мы же в свою очередь сделали переложение этого сочинения для мужского хора.
Список использованной литературы