«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные, пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12–13).
Дорогие братья и сестры!
Сегодня хотелось бы поговорить о самых простых, но в то же время и о самых важных для человека вещах. «Где просто, там ангелов со сто» - любил повторять прп. Амвросий Оптинский. Простой человек — это не простак или простачок, как принято понимать в современном мире. Простота или простость — это, прежде всего, целостность человеческого мироощущения, человеческой души, человеческой жизни в Боге. К чему нас призывает Господь? Разве к
Многовековой святоотеческий опыт говорит, что без Бога достичь этого невозможно, потому что такие понятия как любовь, доброта, прощение — суть высшие свойства человеческой души, а душа принадлежит Богу. Только Он один ведает ею, и без Него душа мучается и умирает.
Как дитя протягивает руки к матери и отцу, так и мы возносим свои молитвы к Богу, даже не всегда осознавая глубину нашей веры. «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). Даже самая краткая молитва, например, «Господи, помилуй», «Господи, прости», уже свидетельствует о нашем признании своей человеческой немощи, своих ошибок… Это и есть начало осознания своей греховности. В сердце входит тревога, зарождается чувство покаяния.
Многие люди после осознания своей греховности и первого покаяния признаются, что до этого считали покаяние унижением, а покаявшись, ощутили необыкновенную легкость и благодарность Богу.
Бывают и такие случаи, когда человек, уже лежа на смертном одре, вдруг призывает священника, и происходит покаяние и очищение души. Но должны ли мы откладывать покаяние до смертного часа?
Покаяние начинается с признания самому себе в том, что я в
Цель жизни христианина — спасение, обретение блаженной вечности в Боге. Каждый в своей жизни может идти либо путем спасения, либо путем гибельным. Апостол Павел призывает: «Поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые» (Еф. 5:15).
Цель жизни атеиста, как правило, только земная: выучусь, получу профессию, создам семью, выращу детей, построю дом, посажу дерево, заработаю много денег, буду возиться с внуками. А дальше что? Смерть. Она достанет всякого и везде. А душа, которую Господь вдохнул в первого человека Адама, куда денется душа, что будет с ней?
Смысл жизни — обрести путь спасения и неуклонно идти этим путем. Каждому необходимо знать отличительные признаки спасительного пути, которые находятся в сердце человека: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).
Из писаний святых отцов известно, что на пути спасения находится тот, у кого есть сочетание следующих качеств: молитва, покаяние, смирение, вера, надежда, любовь. Полное отсутствие хотя бы одного из этих качеств свидетельствует о том, что человек еще не встал на путь спасения. С другой стороны, человек сходит с этой дороги и впадает в гордыню, если он будет считать, что хотя бы одно из названных качеств присутствует у него в избытке, ибо в полном объеме эти качества стяжали только святые. «Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил» (Рим. 12:3).
Именно осознание недостаточности у себя этих качеств и стремление к постоянному возгреванию их у себя, прося об этом Бога, - и значит идти путем спасения. «Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Мф. 26:41).
Отсутствие смирения, превозношение над другими, гордость — гибельны. «Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:14). Ненависть хотя бы к одному человеку — свидетельство отсутствия духовной любви, и это есть путь погибели. «Если любите любящих вас, какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят» (Лк. 6:32).
Сомнение или неверие в спасение, отсутствие упования на Бога — гибельный путь. «Сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой» (Иак. 1:6).
Отсутствие молитвы — свидетельство неверия в Бога. Оно гибельно, потому что Бог спасает только тех, кто Его просит. Молитва - это дыхание жизни.
И, наконец, пожалуй, самое главное - это отсутствие покаяния и сознания своей греховности, что не позволяет человеку встать на путь спасения. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17).
В начале ХХ века в медицину был введен термин «анозогнозия». В переводе с греческого языка он означает отсутствие сознания своей болезни. Долгое время этот термин касался некоторых заболеваний головного мозга. Однако в последнее время термин стал получать более широкое распространение. Так был введен термин «анозогнозия зависимости», куда включались алкогольная, наркотическая и игровая. Хорошо известно, что более 90% тех, кто этому подвержен, не считают себя больными, поэтому и отказываются от предлагаемых им курсов лечения, погибая духовно и физически.
Значение термина «анозогнозия» еще больше возрастает, если учесть, что многие заболевания начинаются и долго развиваются без осознания болезненного процесса у человека. Это в первую очередь касается рака,
Однако, как представляется, самое большое значение для человека приобретёт термин «анозогнозия», если он будет введен в
Если у человека нет сознания своей греховности, то нет и стремления избавиться от нее, а это путь к духовной и физической смерти, и на него становятся миллионы и миллионы людей.
Господь не спасает, если Его не просят, а просить будет лишь тот, кто знает, что он погибает. К счастью, многие обращаются к Господу, будучи на краю гибели, и тогда получают помощь. Но сколько людей
Призыв Господа «будьте как дети» (Мф. 18:3) требует детского незлобия, а никак не детского ума. «По уму будьте совершеннолетни»: (1 Кор. 1420) — призывает апостол Павел. Для спасения прежде всего необходимо, чтобы каждый человек осознал свою духовную немощь, греховность, чтобы понял, что жил только для себя любимого, слушался только себя и взращивал свое «эго». Мы все должны осознать, что грешны и нуждаемся в Божественной помощи, покаянии и отпущении грехов.
В противном случае это свидетельствует, что человек страдает духовной анозогнозией, сопряженной с духовным инфантилизмом, которые ставят его на путь духовного и физического вырождения и гибели. Выход здесь только один: осознание своей греховности, покаяние и молитва ко Господу о спасении.
Молитва о вразумлении и спасении всех людей, начиная с себя самого, помогает многим самим встать на путь спасения и исполнить призыв апостола Павла: «Друг друга бремена носите и так исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
При этом будем всегда помнить, что мы спасаемся не своими делами и поступками, а лишь милостью Господа нашего Иисуса Христа, Его кровью, пролитой за нас на Кресте и преподаваемой нам в Церкви во Святой Евхаристии.