Храм св. мчч. Флора и Лавра в селе Ям до революции считался одним из самых больших храмов Подмосковья. Расположенный на пересечении торговых и ратных путей, он участвовал во многих событиях Русской истории.
Повсюду на Руси глубоко почитали и любили скорых помощников в сельских трудах и скорбях - мучеников Флора и Лавра, жители ямских слобод часто возводили храмы во имя этих святых. К южным землям из Москвы вел Каширский тракт (современное Каширское шоссе). Он начинался на Зацепе, где еще в XV в. был обширный луг, куда ногайские татары сгоняли на продажу табуны из десятков тысяч коней. На расстоянии одного «гона» от Зацепы с возникновением почтовой службы появилось ямщицкое поселение, которое называлось «Старофроловский Ям» или просто «Старый Ям» (современное название села — Ям). Такое название оно получило после слияния Старофроловского погоста с селом Ям.
Возникло село на пересечении Большой Каширской дороги с рекой Пахрой, здесь селились ямщики с семьями, были устроены постоялые дворы, конюшни, места для отдыха ямщиков. Первое упоминание села Ям в документах относится к 1543 г. По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1628 г. значится «Церковь Флора и Лавра в государевом дворцовом селе на Старом Яму, на Каширской дороге». Упоминается она и в записи 1633 г.: «Церковь на реке Пахре, на Старом Яму». В 1646 г. в ней служили «поп Алексей Архипов, во дворе дьячок Потапко Куприянов, его двора просвирница Антонидина, да церковных бобылей 6 дворов, людей в них 15 человек». Церковь была деревянная. В числе прихожан ее числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и Горки Нижние, деревни Старое и Новое Сьяново
Церковь была очень бедной, так что по указу Святейшего Патриарха Иосифа от 7 ноября 1643 г. «дани на прошлый 1638 г. для ево бедности имать не велено». И все же именно при священнике Алексие Архипове (+1649) не позднее 1646 г. в церкви был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда землю и перевоз через Пахру дали в вотчину князю
Церковь свв. мчч. Флора и Лавра с Никольским приделом несколько раз перестраивалась, но до конца XVIII в. оставалась деревянной. 3 августа 1791 г. митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) выдал храмозданную грамоту на строительство каменной церкви во имя святых Флора и Лавра с приделами во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Однако, по клировым ведомостям 1798 г., церковь все еще значилась деревянной, и лишь в 1819 г. записана она как каменная и крытая железом. В письме настоятеля храма священника Михаила Васильева и церковного старосты Николая Исидорова митрополиту Московскому и Коломенскому святителю Филарету в июне 1823 г. сообщалось, что церковь в селе каменная, престол во имя святых апостолов Петра и Павла в правом приделе освящен, а на левой стороне оставлено место, где хотели бы устроить придел во имя святителя Николая. При этом прилагались план придела и прошение на его устройство. 18 октября 1825 г. новый придел освятил благочинный — подольский священник Василий Иванов.
Очень много сделал для ямского
В 1888 г. настоятель храма священник Иоанн Никитин (служил с 1875 по 1889 гг.) представил митрополиту Иоанникию план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В.Крыгиным. Работы по плану начались в 1889 г., и уже в 1893 г. состоялось освящение правого придела, посвященного свт. Николаю. «Московские церковные ведомости» так сообщали об этом событии: «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям произошло торжество освящения одного из приделов перестроенного вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь Василия Кесарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования». Стены церкви были оштукатурены и расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. 12 июля 1898 г. освятили левый придел во имя святых апостолов Петра и Павла, 23 августа — главный придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра.
В 1837 г. при церкви была устроена богадельня, преобразованная затем в общину. В создании общины принял участие известный подвижник, Христа ради юродивый Иван Степанов. Родился он 7 мая 1814 г. в деревне
Подвиг юродства Христа ради побудил Ивана на принятие решения удалиться от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Вернувшись на родину, он встретился с местным крестьянином Иваном Антиповым. Осенью 1846 г. Антипов также ходил в
Являясь прихожанином церкви мчч.
25 августа 1855 г. пришло разрешение на начало работ. К зиме постройка дома была закончена, и 18 декабря 1855 г. состоялось его освящение. Митрополит Филарет прислал общине в благословение Иерусалимскую икону Божией Матери старинного письма, ставшую главной святыней богадельни. Устроителю же богадельни Ивану Степанову митрополит Филарет подарил три Псалтири - по ним совершалось постоянное чтение о здравии благотворителей и о упокоении почивших. Утром и вечером читались каноны и акафисты. Послушать благоговейное чтение и помолиться приходили многие окрестные жители.
В 1856 г. дом официально стал называться молитвенным богадельным домом, а его настоятельницей стала давняя знакомая Ивана Степанова, не жалевшая средств для его благоустройства, купеческая вдова Параскева Родионовна Саватюгина. Деятельность дома получила широкую известность, он пополнялся новыми членами. Ими становились преимущественно девушки 16–25 лет из соседних деревень, а также из селений Орловской, Тверской, Калужской губерний, из мещанских и купеческих семей г. Москвы. Московский
Прибывший в село по приглашению Ивана Степанова для освящения Никольского придела церкви святитель Филарет посетил и
К 1870 г. число сестер в общине достигло семидесяти, а проблема поиска более подходящего места для нее стала еще более острой. И такое место вскоре было найдено. Всего в нескольких километрах от Старого Яма вниз по течению реки Пахры, на левом берегу располагалось древнее сельцо Лукино, окруженное лесами. В
Помещица Александра Петровна Головина построила в селе небольшую каменную церковь с колокольней, поставив в ней престол и иконостас. Освятили церковь 10 октября 1848 г. во имя Воздвижения Честного Креста Господня. Около нее были похоронены муж помещицы гвардии подпоручик Николай Иванович Головин и их дочь Софья. Дожив до преклонных лет, владелица имения беспокоилась о будущем столь дорогого для ее сердца места. Еще при своей жизни она передала усадьбу с господским домом и церковью Екатерининской пустыни, оставив за собой пожизненное право пользоваться господским домом, с условием, что братия пустыни будет отправлять ежедневное служение в церкви. Однако
Переселение общины на новое место пришлось на 17 мая 1870 г. Прихожане и члены общины во главе с прп. архимандритом Пименом, иеромонахами и иеродиаконом
В конце XIX в. Старый Ям стал центром
К тому времени село Старый Ям было самым крупным на территории современного Домодедовского района. Имело оно 157 дворов и около тысячи жителей, а рядом с ним располагался дачный поселок. «Приход села Старого Яма, — писал благочинный
С приходом советской власти начались ожесточенные гонения на Церковь. Настоятелем храма в послеоктябрьское время оставался отец Петр Колосов. В 1920 г. в Старом Яму и его окрестностях началась эпидемия тифа. Отец Петр ходил по домам больных, причащал заболевших, напутствовал в вечную жизнь умирающих, отпевал умерших. Эта же страшная болезнь унесла и его жизнь Великим постом 1920 г.; было ему тогда сорок восемь лет. Сменил его родной брат
Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, диакон храма отец Петр Минервин выступил против святотатцев, убеждал прихожан отстаивать церковные сокровища. За это он был арестован. Наиболее вероятно, что его расстреляли - суд тогда был скорый и неправый. Обычно власти требовали предоставить опись церковного имущества, но в большинстве церквей священники отказывались выдавать их, ссылаясь на утерю. Это квалифицировалось как контрреволюционные действия и сопротивление власти со всеми вытекающими отсюда последствиями по законам (вернее, беззакониям) военного времени. Согласно сохранившимся документам из храма святых мучеников Флора и Лавра изъяли 32,5 килограмма предметов с драгоценными металлами и камнями, в том числе богослужебную утварь.
Весной 1934 г. в селе Старый Ям запретили колокольный звон. Поводом для запрета стало то, что находящимся в школе, сельсовете,
После смерти отца Петра Колосова в храм приезжали послужить священники из закрываемых московских церквей. В
Довольно долгое время церковь
В 1990 г. церковь святых мучеников Флора и Лавра возвратили верующим. Настоятелем храма был назначен священник Валерий Ларичев, бывший до хиротонии
Источники