Главная/Библиотека/Московские Епархиальные Ведомости/№7 за 2016 год/

Александр Трофимов. Церковь святых мучеников флора и лавра в селе Старый Ям

Храм св. мчч. Флора и Лавра в селе Ям до революции считался одним из самых больших храмов Подмосковья. Расположенный на пересечении торговых и ратных путей, он участвовал во многих событиях Русской истории.

Повсюду на Руси глубоко почитали и любили скорых помощников в сельских трудах и скорбях - мучеников Флора и Лавра, жители ямских слобод часто возводили храмы во имя этих святых. К южным землям из Москвы вел Каширский тракт (современное Каширское шоссе). Он начинался на Зацепе, где еще в XV в. был обширный луг, куда ногайские татары сгоняли на продажу табуны из десятков тысяч коней. На расстоянии одного «гона» от Зацепы с возникновением почтовой службы появилось ямщицкое поселение, которое называлось «Старофроловский Ям» или просто «Старый Ям» (современное название села — Ям). Такое название оно получило после слияния Старофроловского погоста с селом Ям.

Возникло село на пересечении Большой Каширской дороги с рекой Пахрой, здесь селились ямщики с семьями, были устроены постоялые дворы, конюшни, места для отдыха ямщиков. Первое упоминание села Ям в документах относится к 1543 г. По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1628 г. значится «Церковь Флора и Лавра в государевом дворцовом селе на Старом Яму, на Каширской дороге». Упоминается она и в записи 1633 г.: «Церковь на реке Пахре, на Старом Яму». В 1646 г. в ней служили «поп Алексей Архипов, во дворе дьячок Потапко Куприянов, его двора просвирница Антонидина, да церковных бобылей 6 дворов, людей в них 15 человек». Церковь была деревянная. В числе прихожан ее числились жители дворцовых деревень Павловской и Белеутова, сельца Горки Верхние и Горки Нижние, деревни Старое и Новое Сьяново Николо-Угрешского монастыря и сельца Пахрино, принадлежавшего князю А. М. Львову.

Церковь была очень бедной, так что по указу Святейшего Патриарха Иосифа от 7 ноября 1643 г. «дани на прошлый 1638 г. для ево бедности имать не велено». И все же именно при священнике Алексие Архипове (+1649) не позднее 1646 г. в церкви был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца. Тогда землю и перевоз через Пахру дали в вотчину князю Ю. А. Долго-рукому, который владел селом недолго: в 1662 г. оно было приписано к Государевой дворцовой Домодедовской волости. В 1706 г. Петр I пожаловал Старый Ям вместе с Домодедовской волостью князю А. Д. Меньшикову. После опалы князя село вновь передали в дворцовое ведомство. В соседнем селе Пахрино была построена сводная императорская конюшня, и часть служивших в ней поселилась в Старом Яму, кроме того, некоторых из жителей села взяли на службу в Пахрино. С 1781 г. село Старый Ям вошло в состав Никитского уезда. Тогда село Колычево переименовали в город Никитск, который и стал центром Никитского уезда.

Церковь свв. мчч. Флора и Лавра с Никольским приделом несколько раз перестраивалась, но до конца XVIII в. оставалась деревянной. 3 августа 1791 г. митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) выдал храмозданную грамоту на строительство каменной церкви во имя святых Флора и Лавра с приделами во имя святых апостолов Петра и Павла и святителя Николая. Однако, по клировым ведомостям 1798 г., церковь все еще значилась деревянной, и лишь в 1819 г. записана она как каменная и крытая железом. В письме настоятеля храма священника Михаила Васильева и церковного старосты Николая Исидорова митрополиту Московскому и Коломенскому святителю Филарету в июне 1823 г. сообщалось, что церковь в селе каменная, престол во имя святых апостолов Петра и Павла в правом приделе освящен, а на левой стороне оставлено место, где хотели бы устроить придел во имя святителя Николая. При этом прилагались план придела и прошение на его устройство. 18 октября 1825 г. новый придел освятил благочинный — подольский священник Василий Иванов.

Очень много сделал для ямского при-хода священник Феодор Тимофеевич Шеметов, служивший здесь с 1835 по 1859 гг. Его трудами с помощью благотворителей была открыта в 1837 г. богадельня при церкви, а также устроена школа. По его инициативе в начале 1850-х гг. архитектор А.Елагин разработал проект перестройки трапезной храма и колокольни. В 1855 г. завершили строительство колокольни, а к 1863 г. были устроены более обширные приделы, один из которых - во имя святителя Николая — освятил сам святитель Филарет.

В 1888 г. настоятель храма священник Иоанн Никитин (служил с 1875 по 1889 гг.) представил митрополиту Иоанникию план перестройки храма, составленный епархиальным архитектором В.Крыгиным. Работы по плану начались в 1889 г., и уже в 1893 г. состоялось освящение правого придела, посвященного свт. Николаю. «Московские церковные ведомости» так сообщали об этом событии: «В большом торговом селе Подольского уезда Старый Ям произошло торжество освящения одного из приделов перестроенного вновь сельского храма. Старый храм был невелик и не отличался особым благолепием. В новом своем виде церковь будет иметь величественный вид. Архитектура храма напоминает собою московскую церковь Василия Кесарийского. Работы производятся исключительно на доброхотные пожертвования». Стены церкви были оштукатурены и расписаны. Храм украсили три новых вызолоченных иконостаса. 12 июля 1898 г. освятили левый придел во имя святых апостолов Петра и Павла, 23 августа — главный придел во имя свв. мчч. Флора и Лавра.

В 1837 г. при церкви была устроена богадельня, преобразованная затем в общину. В создании общины принял участие известный подвижник, Христа ради юродивый Иван Степанов. Родился он 7 мая 1814 г. в деревне Ново-Съяново и в молодости проживал здесь с двумя братьями, занимаясь обычными крестьянскими трудами. В начале 1848 г. он заболел и отправился в Троице-Сергиеву лавру поклониться святым мощам прп. Сергия и попросить об исцелении. Здесь он познакомился с юродивым Христа ради Филиппом, который по благословению митрополита Филарета проживал в Гефсиманском скиту, а затем для большего уединения поселился в ветхой необитаемой сторожке.

Подвиг юродства Христа ради побудил Ивана на принятие решения удалиться от мирской жизни и полностью посвятить себя служению Богу. Вернувшись на родину, он встретился с местным крестьянином Иваном Антиповым. Осенью 1846 г. Антипов также ходил в Троице-Сергиеву лавру, где намеревался поселиться в одном из скитов, но из-за болезни не смог выполнять возложенные на него послушания и вскоре вернулся домой. Здесь-то родственные души и договорились по примеру Троице-Сергиевых затворников устроить в лесу близ родной деревни келию с пещерами для совместного проживания и молитвы.

Являясь прихожанином церкви мчч. Фло-ра и Лавра, Иван Степанов в начале 50-х гг. XIX в. собирал пожертвования на ее обновление. Когда в 1853 г. богадельню снесло паводком, он предложил священнику Федору Шеметову построить вместо нее молитвенный дом, где можно было бы, как говорилось в просьбе митрополиту, «денно-ночно читать Псалтырь лицами женского пола о здравии царствующего дома, об усмирении продолжающейся войны и особо об упокоении православных воинов, за Веру, Царя и Отечество на поле брани живот свой положивших». При этом священник пояснил, что средства на строительство и содержание дома выделяют благодетели. На этой просьбе митрополит Филарет написал: «Благословить богоугодное начинание и благодеющих и молящихся».

25 августа 1855 г. пришло разрешение на начало работ. К зиме постройка дома была закончена, и 18 декабря 1855 г. состоялось его освящение. Митрополит Филарет прислал общине в благословение Иерусалимскую икону Божией Матери старинного письма, ставшую главной святыней богадельни. Устроителю же богадельни Ивану Степанову митрополит Филарет подарил три Псалтири - по ним совершалось постоянное чтение о здравии благотворителей и о упокоении почивших. Утром и вечером читались каноны и акафисты. Послушать благоговейное чтение и помолиться приходили многие окрестные жители.

В 1856 г. дом официально стал называться молитвенным богадельным домом, а его настоятельницей стала давняя знакомая Ивана Степанова, не жалевшая средств для его благоустройства, купеческая вдова Параскева Родионовна Саватюгина. Деятельность дома получила широкую известность, он пополнялся новыми членами. Ими становились преимущественно девушки 16–25 лет из соседних деревень, а также из селений Орловской, Тверской, Калужской губерний, из мещанских и купеческих семей г. Москвы. Московский генерал-губернатор А. А. Закревский, ссылаясь на то, что в богадельном доме обитаются не убогие и старые, а молодые женщины, подчеркивал, что это не соответствует положению о богадельнях и ходатайствовал перед министром внутренних дел о его закрытии. Однако Святейший Правительствующий Синод, заслушав 15 января 1860 г. дело о Старофлоровском молитвенно-богадельном доме, «не нашел основательного повода к закрытию». В это время здесь проживали уже 36 девушек и вдов.

Прибывший в село по приглашению Ивана Степанова для освящения Никольского придела церкви святитель Филарет посетил и молитвенно-богадельный дом. «Здесь не богадельня, а монастырь», — заключил Владыка. Это пророческое слово великого святителя исполнилось через 27 лет. В 1865 г. император Александр II дал согласие на учреждение Флоровской женской общины. В тот же год, в праздник Рождества Христова скончался Иван Степанов. Отпевали его в церкви мчч. Флора и Лавра, а похоронили на кладбище при Троицкой церкви с. Пахрино. Само село Пахрино впоследствии прекратило свое существование. Место захоронения подвижника и благодетеля Флоро-Лаврской церкви теперь сокрыто.

К 1870 г. число сестер в общине достигло семидесяти, а проблема поиска более подходящего места для нее стала еще более острой. И такое место вскоре было найдено. Всего в нескольких километрах от Старого Яма вниз по течению реки Пахры, на левом берегу располагалось древнее сельцо Лукино, окруженное лесами. В 30-е гг. XVIII в. здесь была построена деревянная церковь во имя Всемилостивого Спаса, и сельцо стало именоваться селом Спасским.

Помещица Александра Петровна Головина построила в селе небольшую каменную церковь с колокольней, поставив в ней престол и иконостас. Освятили церковь 10 октября 1848 г. во имя Воздвижения Честного Креста Господня. Около нее были похоронены муж помещицы гвардии подпоручик Николай Иванович Головин и их дочь Софья. Дожив до преклонных лет, владелица имения беспокоилась о будущем столь дорогого для ее сердца места. Еще при своей жизни она передала усадьбу с господским домом и церковью Екатерининской пустыни, оставив за собой пожизненное право пользоваться господским домом, с условием, что братия пустыни будет отправлять ежедневное служение в церкви. Однако из-за удаленности пустыни с соизволения властей усадьба была передана Флоровской общине.

Переселение общины на новое место пришлось на 17 мая 1870 г. Прихожане и члены общины во главе с прп. архимандритом Пименом, иеромонахами и иеродиаконом Николо-Угрешского монастыря длинной вереницею покинули село и направились в Лукино. Начался новый этап в истории общины, которая была официально открыта 28 июня под названием Крестовоздвиженской Флоролаврской. Ее попечителем утвержден племянник настоятельницы Е. Ф. Саватюгин. Освоение нового места началось со строительства на средства Саватюгина второго храма во имя Иерусалимской иконы Божией Матери и примыкавшего к храму трехэтажного корпуса для сестер. Храм был освящен 30 сентября 1873 г., в нем поместили главную свою святыню — Иерусалимскую икону Божией Матери. В 1887 г. определением Святейшего Синода община переименована в Крестовоздвиженский Иерусалимский общежительный женский монастырь.

В конце XIX в. Старый Ям стал центром Старо-Ямского благочиния. Благочинным был священник Флоро-Лаврского храма отец Иоанн Никитин. Он возглавил церковно-приходское попечительство, которое многое сделало для сбора средств на благоукрашение храма. В 1895 г. его перевели в село Измайлово, и благочиние соединили с Захарьинским, после чего оно получило название Захарьинское благочиние. В него входили тридцать церквей и два монастыря: Екатерининская мужская пустынь и Крестовоздвиженский Иерусалимский женский монастырь.

К тому времени село Старый Ям было самым крупным на территории современного Домодедовского района. Имело оно 157 дворов и около тысячи жителей, а рядом с ним располагался дачный поселок. «Приход села Старого Яма, — писал благочинный прото-иерей Николай Сироткин, — самый богатый в благочинническом округе, многолюдный по числу душ, древний по времени сущест-вования. Само село Старый Ям торговое и большое, как город. Население прихода зажиточное. Храм очень большой и богатый».

С приходом советской власти начались ожесточенные гонения на Церковь. Настоятелем храма в послеоктябрьское время оставался отец Петр Колосов. В 1920 г. в Старом Яму и его окрестностях началась эпидемия тифа. Отец Петр ходил по домам больных, причащал заболевших, напутствовал в вечную жизнь умирающих, отпевал умерших. Эта же страшная болезнь унесла и его жизнь Великим постом 1920 г.; было ему тогда сорок восемь лет. Сменил его родной брат Констан-тин Павлович Колосов, окончивший Москов-скую духовную семинарию и бывший в 1907–1920 гг. священником Казанской церкви села Богородское Московской губернии.

Когда началась кампания по изъятию церковных ценностей, диакон храма отец Петр Минервин выступил против святотатцев, убеждал прихожан отстаивать церковные сокровища. За это он был арестован. Наиболее вероятно, что его расстреляли - суд тогда был скорый и неправый. Обычно власти требовали предоставить опись церковного имущества, но в большинстве церквей священники отказывались выдавать их, ссылаясь на утерю. Это квалифицировалось как контрреволюционные действия и сопротивление власти со всеми вытекающими отсюда последствиями по законам (вернее, беззакониям) военного времени. Согласно сохранившимся документам из храма святых мучеников Флора и Лавра изъяли 32,5 килограмма предметов с драгоценными металлами и камнями, в том числе богослужебную утварь.

Весной 1934 г. в селе Старый Ям запретили колокольный звон. Поводом для запрета стало то, что находящимся в школе, сельсовете, избе-читальне и дирекции МТС колокольный звон якобы мешал соответственно учиться или работать. После этого пришел указ сдавать колокола в утильсырье, причем на волость даже дали годовой план.

После смерти отца Петра Колосова в храм приезжали послужить священники из закрываемых московских церквей. В 1920-е гг. здесь служил отец Николай (фамилия его нам не известна), пришедший в храм из закрытых кремлевских соборов. В конце 1920-х гг. его арестовали и отправили в ссылку. В 1929 г. в Старый Ям приехал отец Ярослав Савицкий с матушкой Ольгой Федоровной и дочерью Ниной. После ареста отца Ярослава богослужения в храме не совершались.

Довольно долгое время церковь удава-лось сохранять от поругания и разрушения. Но местные власти заполучили ключи от храма и в 1940 г. решили разобрать колокольню, чтобы, как они объяснили людям, использовать кирпичи для строительства скотного двора. Колокольню взорвали, а кирпич, из которого была сделана колокольня, рассыпался на куски. Потом стали выносить иконы, разбивать их и жечь. Особенно старались местные коммунисты. Церковную утварь бросали в Пахру. Через много лет, когда чистили русло реки, вместе с песком вытаскивали со дна предметы из храма. В храме устроили зерновой склад колхоза «Ямской», а затем мастерскую по ремонту сельхозтехники.

В 1990 г. церковь святых мучеников Флора и Лавра возвратили верующим. Настоятелем храма был назначен священник Валерий Ларичев, бывший до хиротонии врачом-психиатром. После кончины супруги — матушки Маргариты (+1999) отец Валерий принял монашество. В настоящее время игумен Валерий (Ларичев) продолжает быть настоятелем храма во имя свв. мчч. Флора и Лавра в селе Ям Домодедовского благочиния Московской области, а также является духовником Московской епархии. Многое сделано для того, чтобы возвратить храму былую красоту. Восстановлена разрушенная колокольня, завершены росписи храма и иконостасы. Построен и освящен крестильный храм во имя Иоанна Крестителя. Есть у храма и приписная часовня при воинской части, освященная в честь святого праведного Феодора (Ушакова). При храме работает воскресная школа для детей. Построен детский образовательный центр.

Источники

  1. Гарин Г. Ф. История села Ям и храма Флора и Лавра. М., 2002.
  2. Горшков И. А. Очерки по истории Домодедовского района. М., 1995.
  3. Время собирать камни… Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. М., 2007.
  4. Добров И. Чудотворная икона Божией Матери Иерусалимской в городе Бронницах Московской губернии. М., 1916.
  5. Дудов В. Ф. История Каширского края. М., 1996.
  6. Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь. М., 1999.
  7. Митрополит Евлогий (Георгиевский). Путь моей жизни. Воспоминания митрополита Евлогия, изложенные по его рассказам Т.Манухиной. М.: Моск. рабочий. Издательский отдел ВПМД, 1994.
  8. Монастыри святой Екатерины. М., 1998.
  9. Московские церковные ведомости. 1893. № 8.
  10. Московские церковные ведомости. 1916. № 39–40.
  11. Сказание об иконе Богоматери Иерусалимская, что в городе Бронницах Московской губернии. М., 1908.
  12. Трофимов А., Воловикова М. Чудо о Флоре и Лавре. М., 1995.
  13. Храм во имя святых мучеников Флора и Лавра. М., 2008.
  14. Чулков Николай. Из истории земли Домодедовской. Записки краеведа. Домодедово, 1996.