В этом 2007 г. в небольшом приходе Дмитровского благочиния в храме Вознесения Господня, что в бывшем селе Перемилове (г.Яхрома) празднуется знаменательное духовное торжество: 365 лет со дня переименования храма в связи с перестройкой (1642г.), 215 лет со времени закладки каменной церкви (1792 г.) и
Перемиловская церковь прекрасно видна со стороны московской дороги. Ее стройный облик, с незаметной для постороннего взгляда изящной небольшой звонницей, напоминает нам о красоте православного храма, об умении наших предков так ставить церковь, чтобы Дом Божий был виден отовсюду.
Храм Вознесения Господня в Перемилове не закрывался и служение в нем продолжалось во все годы нелегких испытаний для нашей страны. Недаром рядом с оградой церкви и на противоположной стороне села возведен известный монумент-памятник солдатам — защитникам Москвы во время Великой Отечественной войны
История не дает нам точных сведений о начальном периоде возникновения перемиловского храма. Первые сведения о Перемилове (согласно с преданием) относятся к 1280г. в связи с подписанием семью князьями мирного договора в 4 верстах от града Дмитрова. И это место примирения (
Достоверно известно, что в начале XVII века, после польско-литовского лихолетья, село Перемиловское на Яхроме по государевой грамоте царя Михаила Феодоровича числилось за Иваном Давыдовым Сафоновым. В писцовой книге 1627/28 гг. отмечалось, что «в селе церковь Архистратига Михаила древяна ветха развалилась». Восстановил храм с переименованием его во имя Вознесения Господня новый вотчинник Семен Васильевич Чаплин, выкупивший Перемилово у родственников умершего Ивана Сафонова в 1642 году. На следующий 1643 год по Дмитровской десятине выписано о том, что в селе Перемилове «прибыло вновь церковь Вознесения Господня да в приделе собор Михаила Архангела». Именно с этого времени и до конца XVIII столетия в документах появляются разночтения по именованию главного престола в Перемилове: то его называли Вознесенским, то, по прежнему, Михайло-Архангельским. В
В конце XVII столетия часть села Перемилова на реке Яхроме находилось во владении Акилины Семеновны Нарышкиной, урожденной Чаплиной. В 1692 году перемиловская деревянная церковь с приделом упоминается, как шатровая. Настоятелем храма продолжал оставаться отец Исидор, прослуживший там около 30 лет.
На начало XVIII столетия Перемилово принадлежало Нарышкиным и Салтыковым. В документах 1703 года в селе Перемилове на Яхроме упоминалась «церковь деревянная во имя Архистратига Михаила да в приделе Вознесения Господня, а церковное строение и всякая церковная утварь вотчинниково». В отказной книге 1704 года храм в Перемилове значился, как Вознесенский с Архангельским приделом «шатровый о двух главах». К этому времени относится подробное описание имущества Вознесенской церкви. Упоминались местные образа Вознесения Господня и Пресвятой Троицы с богатыми серебряными окладами и венцами, образ Архангела Михаила в резном киоте, «двери царские резные, деисуса два пояса, у Михаила Архангела деисусы в один пояс». Храм освещался двумя медными паникадилами. Многие иконы украшались серебряными окладами со сканью и такими же ризами и венцами. Однако богослужебные сосуды были не серебряными, а оловянными. На колокольне висели 5 колоколов.
В 1705 году настоятелем Вознесенской церкви был сын священника Исидора отец Стефан, а дьячковскую должность исправлял его родной брат Михаил Сидоров. Усадьба принадлежала Салтыковым и Нарышкиным, из которой большая часть была за боярином Алексеем Петровичем Салтыковым — владельцем соседнего с Перемиловым старинного села Андреевского. Некоторое время помещик села Перемилова ближний боярин А.П. Салтыков исполнял должность московского губернатора.
Деревянный храм в Перемилове, построенный еще в XVII столетии простоял более 100 лет. К
У Салтыковых село Перемилово (три части) с помещичьей усадьбой приобрел флигель адъютант и армии бригадир Степан Степанович Апраксин.
Покупая старинную боярскую подмосковную землю в Перемилове, генерал-майор С.С. Апраксин задумал перестроить старые усадебные здания и построить новую каменную церковь. До этого времени в
Квадратная в плане, кирпичная оштукатуренная церковь, с белокаменным декором, одноглавая, с приземистым барабаном, со стрельчатым завершением окон принадлежит к памятникам русской «псевдоготики».
Проектные чертежи до наших дней не сохранились, но архитектурное решение церкви позволяет отнести ее к памятникам круга выдающихся русских зодчих XVIII столетия В.И. Баженова и М.Ф. Казакова. Некоторые публикации относят храм в Перемилове к работам известного итальянского зодчего Франческо Кампорези, который во второй половине
Документы церковных учреждений и вотчинного архива Апраксиных не дают определенного ответа на вопрос об авторстве храма в Перемилове.
После возведения Вознесенской церкви, в планах С.С. Апраксина была перестройка старой господской усадьбы в Перемилове, но последующие масштабные работы в другой подмосковной усадьбе — Ольгово изменили отношение к первоначальным планам, и в Перемилове до
Видимо,
Отечественная война 1812 года не затронула Перемиловский храм. Вражеский продовольственный отряд вошел в соседнее село Деденево к Головиным. На всякий случай, настоятель Вознесенского храма отец Иосиф сокрыл наиболее ценные предметы ризницы и храмовые святыни. О приходской жизни в Перемилове в первой половине XIX столетия известно совсем немного.
Храм долгое время оставался холодным (летним). Печное отопление для зимнего богослужения устроили лишь во второй половине XIX века в Екатерининском приделе. На средства Е.В. Долгоруковой в
Значительное влияние на церковную жизнь в Перемилове и окрестных приходах во второй половине XIX столетия оказало учреждение по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) при селе Новоспасском-Деденеве Спасо-Влахернского женского общежительного монастыря. Многочисленное паломничество православных в Деденево для поклонения великим святыням, собранным несколькими поколениями благочестивого семейства Головиных, оживляли духовную атмосферу Дмитровской провинции. Важную роль в экономическом развитии сел Андреевского, Деденева, Круглина и Перемилова сыграло возникновение в 1868 году при деревне Суровцеве Покровской мануфактуры известного московского купца и мецената Ивана Артемьевича Лямина. Многие крестьянские семьи получили постоянную работу на фабрике. В
До
События первых лет революции и гражданской войны отразились на положении Вознесенской церкви. Январским декретом 1918 года храм лишился церковных домов и здания церковно-приходской школы. Церковный капитал, положенный в банк Апраксиными, проценты с которого шли на содержание причта и церкви, конфисковали. Большую часть церковной земли национализировали и тем самым лишили причт основных средств к существованию. Однако верующие помогали, кто чем может, и не давали безбожным властям закрыть храм. Во время кампании конфискации церковных ценностей в пользу голодающих Поволжья весной 1922 года из Вознесенского храма изъяли серебряные вещи: чашу, кадило, дарохранительницу. В 1926 году договор церковной общины с милицией подписали 280 верующих граждан села Перемилова и сельца Шпилева. В эти трудные годы верующие старались найти средства для ремонта Вознесенской церкви, в частности был отремонтирован западный притвор храма. В июне 1925 года злоумышленники похитили из церкви некоторые оставшиеся после конфискации серебряные предметы.
С начала первой «безбожной» пятилетки в 1929 году прошли повсеместные кампании закрытия храмов, жестокие репрессии духовенства и активных верующих. Жители Перемилова не дали закрыть свой храм ценой своей свободы.
В 1940 г. поселение Яхрома стало городом, и в его состав вошли все близлежащие селения, в том числе и Перемилово, став улицей Перемиловской.
К началу Великой Отечественной войны все близлежащие к Перемилову храмы были закрыты. В период битвы за Москву в районе Яхромы шли ожесточенные сражения с немецко-фашистскими оккупантами. 26 ноября 1941 года гитлеровцы захватили город, переправились через канал, заняли половину села Перемилова. 28 ноября части
С 1944 года центр благочиния находился в селе Перемилове. Его возглавлял деятельный пастырь протоиерей Александр Оранский, много сил отдавший восстановлению полноты церковной жизни храмов благочиния. В 1958 г. центр благочиния переместился из Перемилова в Дмитров. Благочинным стал известный священник Павел Соколовский, настоятель Казанской церкви села Подлипичья. В 1958 году на место настоятеля Вознесенской церкви назначили выпускника Волынской Духовной семинарии священника Михаила Пуца.
Несколько десятилетий единственным действующим храмом в округе города Яхромы был Вознесенский в селе Перемилове. В 1970 г. в Яхроме проживали более 17 000 человек, а с окружающими селениями числилось более 30 000. Пастыри Вознесенской церкви самоотверженно исполняли свой христианский долг в окормлении многочисленных духовных чад. В храмовые и праздничные дни церковь была переполнена верующими, которые дорожили своими традициями и всячески помогали священникам в сохранении храма. Этому очень способствовали в трудные переломные годы неоднократные приезды Правящего архиерея митрополита Ювеналия.
При всегдашней финансовой скудости храм стал обретать молодое поколение активных прихожан, взявших на себя финансовое бремя по поддержанию храма. К юбилейному, 2007 году отстроена прекрасная крестильня с баптистерием, была полностью отреставрирована столетняя ограда церкви, заменены все окна и отреставрированы крыша и фасад храма, позолочены крест с луковицей и иконостас, выложена прекрасная дорожка вокруг храма с дренажной системой и цветниками. Приобретена прекрасная церковная утварь. Конечно, сказалась и помощь главы Дмитровского района В.В. Гаврилова.
С большим душевным подъемом ждали прихожане престольный праздник 7 декабря в честь великомученицы Екатерины. К этому дню были завершены все реставрационные и строительные работы и, по благословению митрополита Ювеналия, праздничную службу должен был возглавить архиепископ Можайский Григорий. На встречу прибыли главы района и Яхромы, все принимавшие активное участие в реставрации и жизни прихода. Цветами, улыбками, хлебом и солью встречали Владыку. Архиепископ Григорий в сослужении благочинного священника Афанасия Чорногуза и клириков Дмитровского церковного округа совершил Божественную литургию, за которой причащалось около 100 человек. Незабываемое благодатное торжество православного народа, когда особенно чувствуется «Христос посреди нас». Во время крестного хода на месте захоронения бойцов за Перемиловскую высоту была совершена лития. Вернувшись в храм и проникновенно прочитав молитву к вмц. Екатерине, Владыка Григорий обратился с архипастырским словом к присутствующим. Он передал благословение, поздравление и наилучшие пожелания митрополита Ювеналия. Владыка Григорий отметил значимость храма в жизни человека, отметил благолепие храма, пения хора семинаристов под управлением игумена Никифора и особо обратился со словами благодарности к главе Дмитровского района и всем помогавшим в реставрации храма, вручив ордена, медали и грамоты особо потрудившимся. В ответном слове глава района В.В. Гаврилов отметил, что Дмитровский район особенно отмечен вниманием митрополита Ювеналия, т. к. за 2 месяца трижды дмитровскую землю посетили архиереи освящая ее своими молитвами. Отец благочинный в приветственном слове поблагодарил Владыку Ювеналия за доверие, поблагодарил архиепископа Григория за архипастырские наставления и попросил молитв о себе на новом для него послушании. Настоятель церкви протоиерей Анатолий Пахмутов в своем слове приветствия попросил передать митрополиту Ювеналию свою сыновнюю признательность за внимание, оказанное его рапорту о награждении особо потрудившихся, о награждении его самого за понесенные скромные труды. В конце памятного богослужения от лица попечительского совета храма всем присутствующим были подарены праздничные сувениры и книга об истории Перемиловской церкви.