У микрофона Армен Оганесян. Добрый день. Программа «Визави с миром» поздравляет слушателей радиокомпании «Голос России» и телезрителей телеканала «Звезда», всех, кто слышит нас и видит, с Новым годом и Рождеством Христовым. Счастья вам, успехов и духовной радости. И вполне естественно, что сегодня мы пригласили в студию человека, который к этим праздникам, особенно к одному, имеет самое близкое, самое тесное отношение. У нас в гостях митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Ваше Высокопреосвященство, здравствуйте, добрый день.
Владыка Ювеналий: Здравствуйте, добрый день.
Оганесян: Тоже Вас и с Рождеством, и с Новым годом. Нам особенно приятно, что Вы уже не первый раз в нашей передаче. На удивление много вопросов самых разных. Но у меня вопрос такой немножко традиционный. Как вы отмечаете обычно Рождество? Ну, конечно, служба. Но есть
Владыка Ювеналий: Вы сказали, что я имею большее отношение к Рождеству Христову. Видимо, думали, что к Новому году меньшее отношение имею. Я должен вам сказать, что ко всей жизни людей в течение всего года Церковь имеет самое непосредственное отношение, освящая молитвой жизнь людей, а праздники как помощь людям для того, чтобы они обретали духовную силу для несения своего жизненного креста. Поэтому мне хочется и с Рождеством Христовым вас приветствовать, и с новолетием и в вашем лице всех радиослушателей «Голоса России». Большое счастье для нас, что мы из этой студии можем обращаться к людям разных национальностей, живущих в разных уголках Земли, нести им радость веры и Божие благословение. Спасибо, что я имею сегодня опять традиционную возможность встречи с вашими радиослушателями.
Что касается того, как мы отмечаем Рождество Христово, можно долго говорить, потому что долгий предшествует, сорокадневный, пост перед Рождеством Христовым, и мы во время этого поста вспоминаем, как избранный народ хранил веру в единого истинного Бога и ожидал пришествия в мир Христа Спасителя. И мы в то же время очищаем душу свою покаянием. Это необходимо, потому что постоянно грешим. Если грехи будут накапливаться, нам не войти в Царство Небесное. А мы облегчаем этот путь и освящаем свою душу молитвой и покаянием. А конец всего это ночная служба, когда мы внутренне, духовно переносимся к тем событиям, когда пришел в мир Христос Спаситель.
Оганесян: Спасибо. Этот праздник очень часто в душах людей вызывает такую радость. Они видят младенца Христа,
Владыка Ювеналий: Если мы эти пожелания выполним, то уже будет Царствие Божие на Земле построено.
Оганесян: Меньше грешить будем, если продолжать вашу мысль. Ну что же, Владыка, давайте обратимся к вопросам слушателей. Их много, и записанных на автоответчик в ваш адрес, и которые пришли по сети Интернет. Пожалуйста, давайте послушаем первый вопрос.
Голос: Уважаемый Владыка, здравствуйте. Вам звонит филолог из Москвы Елена. Прежде всего, поздравляю Вас с наступающим Рождеством Христовым и Новым годом. В 2007 году состоялось важное событие в истории православия: воссоединение двух церковных ветвей Русской Православной Церкви и Русской Православной Зарубежной Церкви. Какова, по Вашему мнению, судьба Единой Русской Православной Церкви и возможно ли единение паствы всего православного мира? Спасибо.
Владыка Ювеналий: В вашем вопросе две мысли. Я сначала на последнюю отвечу, а потом вернусь к первой. Возможно ли единение православной паствы всего мира? Единение есть. Вера это объединяет, и поразительно, людей разных национальностей, разных культур. И когда мы встречаемся с православными людьми во всем мире, мы встречаемся как родные братья. Такое единение построено, оно есть.
А что касается того события, о котором вы спрашиваете, перед Новым годом я знакомился с различными оценками, что было самого значительного в христианском мире в уходящем 2007 году, и все в первую очередь называли вот это событие. Мы, русские люди, знаем, что более 300 лет не разрешен конфликт, который возник при Патриархе Никоне, и всегда мы стремимся к его разрешению, примирению. Но если нет сейчас между нами напряжения, вражды, то нет, к сожалению, еще молитвенного общения между нами. И трудно было даже ожидать,
Я много лет возглавлял внешние связи Русской Церкви, объехал, можно сказать, весь мир, и мне больно было видеть, как нас принимали люди разных национальностей, а русские люди, которые принадлежали к Русской Зарубежной Церкви закрывали перед нами двери храмов. Казалось, что это никогда не прекратится. Мы молились о нашем единстве. Все, что
Оганесян: Спасибо, Владыка. Это, наверно, первый год, когда песнопение «На Земле мир, в человецех благоволение» особенно трогает русских людей после воссоединения. У нас очень много вопросов еще. Вот следующий вопрос из Канады. Давайте послушаем и ответим.
Голос: Здравствуйте. Это Боб Хоршоу, Торонто, журналист.
Ваше Высокопреосвященство, как удалось Русской Православной Церкви сохранить свою веру в советские времена? И еще вопрос, если возможно: должна ли Церковь как гуманитарная сила принимать более активное участие в международных отношениях? Спасибо.
Владыка Ювеналий: Опять мне хотелось бы начать со второй части вопроса. Я принципиально хотел бы заявить, что политика это удел политиков и Русская Православная Церковь не должна подменять Министерство иностранных дел. Но Церковь никогда не стояла в стороне от жизни людей, от жизни общества, ну, и всего мирового сообщества. И с 1946 года в Русской Церкви есть постоянный Отдел, который занимается внешними связями, в первую очередь с религиозными организациями и, конечно, православными церквами, взаимодействуя в нашей жизни для служения разделенному человечеству и обществу. Большое место в этой деятельности уделялось и уделяется сохранению мира, сохранению нравственных ценностей, религиозных ценностей. И поэтому мы взаимодействуем и с государственными учреждениями, и с общественными, и с религиозными. Поэтому нельзя сказать, что мы как бы со стороны смотрим на все, что происходит в этом мире. Мы внутри этих событий, и особенно там, где требуется решительное слово, когда мы знаем, что терроризм наступает на нас, падение нравственности. К грехам люди привыкают, как к
Оганесян: Вот первая часть вопроса: как удалось Русской Православной Церкви сохранить веру в советскую эпоху? Но
Владыка Ювеналий: Вы на меня можете уже смотреть как на ископаемое, потому что я из ХХ века к вам пришел, уже пожилой человек.
Оганесян: Нет, Владыка.
Владыка Ювеналий: Для меня очень радостно, что мы в XXI веке получили полную свободу в России для выражения нашей веры. Был огромный период, когда ставилась задача покончить навсегда с верой в сердцах людей. Но если говорить с духовной точки зрения, на основе нашей веры, непреложны слова Христа, Который сказал: «Я создам Церковь Мою, и врата ада ее не одолеют».
Оганесян: Очень емко и понятно.
Владыка Ювеналий: Это, если кратко говорить, исполнение Божия обетования. А если
Оганесян: Белые платочки, да?
Владыка Ювеналий: А бабушки имели связь с Церковью, и они ничего не страшились, ходили в церковь. Храмов было мало, но это были те,
Оганесян: Вот смотрите, Владыка, перед нашей передачей Вы процитировали интервью президента Владимира Владимировича Путина журналу «Тайм», и там говорилось о том, вы приводили его слова, что до 80 процентов населения России так или иначе культурно или непосредственно связано с православной традицией, с Православной Церковью. Вот после таких гонений, казалось бы, после такого катка, который прошелся по верующим людям, до 80 процентов! Это звучит, я бы сказал так, вдохновляющее и внушительно.
Владыка Ювеналий: Нас очень радует, что при последних 15 годах мы смогли возродить все формы нашего миссионерского, просветительского и социального служения, в первую очередь получить места для молитвы храмы, восстановить их. Но самое важное для нас это обращение к сердцам людей. И сегодня мы можем сказать, как
Мне в этом интервью нашего президента Владимира Владимировича очень понравились слова, где он говорит о том, что нравственности без веры быть не может.
Оганесян: Спасибо, Владыка. Кстати, вот следующий вопрос как раз на тему о духовном состоянии нашего общества.
Голос: Здравствуйте, Владыка! Меня зовут Надежда. Я живу и работаю в Москве. Прежде всего, я сердечно поздравляю Вас с наступающим Рождеством Христовым и с Новым годом. Я желаю Вам здоровья и долгой успешной жизни. А вопрос у меня не очень праздничный, но искренний. И очевидно, и не секрет, что общество наше все еще болеет многими духовными болезнями, не всегда понимает жизнь Церкви, больше верит околоцерковным суевериям. Детей своих мы воспитываем чаще по атеистической методике. То есть, чего лукавить, предпочитаем мы телевизор духовному образованию. А свои бытовые проблемы, эмоциональные проблемы, семейные все решаем вне Церкви. Скажите, пожалуйста, Владыка, как Церковь способствует возвращению нашего общества «из страны далече» на путь истины, как помогает нам понять важность и нужность духовного возрождения? Спасибо.
Владыка Ювеналий: Спасибо вам, Надежда, и за поздравление, и всем радиослушателям, которые начинают свои вопросы, обращенные ко мне, с приветствия. Я тоже всем шлю свои добрые, сердечные пожелания и благословение. Ваше имя Надежда. Вот не унывайте, имейте надежду. Мы знаем все болезни нашего общества и часто критически высказываемся в отношении наших телепередач, хотим, чтобы больше было и религиозных передач, которые могли бы
Оганесян: Владыка, вот вопрос похожий. Вы много уже ответили на те самые вопросы, которые задают слушатели и наши пользователи сетью Интернет. Но вот один, связанный с тем, о чем Вы говорите. «Занимается ли Православная Церковь миссионерской деятельностью, и если да, то где?» вопрос от Гарри Уокера из США. Очевидно, мы здесь можем говорить больше и о внутренней миссии, но, может быть, и на внешнем поприще Церковь занимается. Что вот сейчас с миссионерской деятельностью Церкви?
Владыка Ювеналий: Говоря «внешняя», вы имеете в виду за рубежом?
Оганесян: За рубежом,
Владыка Ювеналий: В основном мы стараемся, чтобы наши русские люди, православные, рассеянные по всему миру, имели духовное попечение. И вот сейчас во всем мире до 300 православных храмов, которые опекаются духовенством Русской Православной Церкви.
Оганесян: И при них ведется
Владыка Ювеналий: Безусловно. Но я бы хотел сказать о внутренней миссии. У нас, например, есть в Белгороде семинария, которая имеет направление воспитать священников для миссионерской деятельности. Но миссия наша заключается сейчас в просветительской деятельности. Я в начале беседы говорил: многих крестили, но не просветили. Нужно их научить. Поэтому я бы больше назвал это просветительской, а не миссионерской деятельностью.
Оганесян: Но, Владыка, это, наверно, возрождает и древние традиции Церкви. В нашем обиходе «Что ты несешься как оглашенный?» имеет негативное отношение. Но на самом деле «оглашенные» это те, которых Церковь огласила перед тем, как посвятить в таинстве крещения их жизнь Господу. И ведь иногда этот период длился и год, и два, иногда и три. Люди иногда проживали полжизни и становились крещеными христианами. Здесь есть
Владыка Ювеналий: Безусловно. В очень многих храмах, прежде чем крестить детей, их крестных просвещают, а потом стараются объять своим вниманием и детей. Но это очень комплексный процесс, который сейчас всюду осуществляется нашей Церковью.
Оганесян: Вот я знаю по приходам Вашей епархии эта деятельность очень широко Вами приветствуется и поддерживается. Но я должен сказать, что духовенство, вот по моим наблюдениям и не только по моим, очень большое внимание уделяет и воскресным школам, и работе с детьми. Много приютов, кстати, для сирот и детей необеспеченных. То есть Церковь как бы осуществляет миссию и словом, но и делами милосердия, конечно.
Владыка Ювеналий: Вы подняли вопрос о жизни нашей епархии в Московской области. Я думаю, у вас не хватило бы эфирного времени, если бы я вам делал этот доклад.
Оганесян: Нет.
Владыка Ювеналий: Я два дня назад проводил епархиальное собрание, где было около тысячи священников моих, на этом собрании. И я очень строго с них взыскивал и очень горячо благодарил, потому что нерадивых меньше, а больше усердных пастырей, которые широко ведут миссионерскую, просветительскую и социальную работу в нашей Московской епархии.
Оганесян: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос.
Голос: Уважаемый Владыка Ювеналий, меня зовут Родриго Гонсалес. Я из Перу, Лима. У меня к Вам три вопроса. Насколько многочисленно христианское население России? Сколько лет нужно прослужить в Церкви, чтобы стать священником? Какова численность священников Русской Православной Церкви?
Оганесян: Владыка, сразу предваряя, чтобы сократить Ваш ответ, мы уже о численности устами президента Владимира Путина сказали до 80 процентов.
Владыка Ювеналий: Я думаю, это самый авторитетный ответ. Что касается количества духовенства, оно растет с каждым годом, и на сегодняшний день нашего православного духовенства до 30 тысяч.
Оганесян: Вы берете именно, строго говоря, Россию или и Русской Православной Церкви приходы за рубежом в Украине, в Белоруссии, все вместе? Это 30 тысяч священников.
Владыка Ювеналий: Да.
Оганесян: Спасибо за этот ответ. И еще вопрос: сколько лет нужно прослужить в церкви? Ну, очевидно, так скажем, в чине чтеца имеется в виду или певчего. Ну,
Владыка Ювеналий: У нас имеются духовные школы семинарии, академии, которые готовят священнослужителей. Чтобы получить богословское образование в семинарии, нужно проучиться пять лет и еще два года в академии для профессорско-преподавательской деятельности. Мы в семинарии принимаем людей православных, известных уже своим благочестием и призванием к пастырскому служению. Поэтому священник готовится к своему служению долго. Сначала жизнью своей, благочестием.
Оганесян: Внутренней и духовной работой.
Владыка Ювеналий: А потом уже получая духовное образование.
Оганесян: Спасибо, Владыка. Следующий вопрос.
Голос: Ваше Высокопреосвященство, благословите. Позвольте Вас поздравить с наступающим Рождеством Христовым и гражданским Новым годом. Меня зовут Анастасия, я прихожанка храма Успения. У меня к вам следующие вопросы. Не так давно были найдены предполагаемые останки детей семьи прославленного в лике страстотерпца царя Николая. Как Церковь отнеслась к этой находке? Мой второй вопрос: поддержит ли Русская Православная Церковь перенесение мощей преподобной мученицы Елизаветы из Иерусалима в Россию, ведь ее мощи пока принадлежат Православной Церкви за рубежом? Спаси Господи!
Владыка Ювеналий: Спаси Господи вас! И вас поздравляю. Что касается найденных останков, о которых говорят, что это дети императора Николая II страстотерпца, мы не имеем определенной ясной позиции на сегодняшний день, потому что считаем, что мы изучим те результаты, к которым придут ученые. До сих пор, на сегодняшний день, мы не слышали, что закончены эти исследования. И тогда мы сможем уже сказать о своей позиции.
Оганесян: А о мощах Елизаветы Федоровны?
Владыка Ювеналий: А что касается мощей, то сама великая княгиня, как мы знаем, желала, чтобы она была погребена вместе с мужем в том монастыре, который она создала.
Оганесян: Да, это ее воля была.
Владыка Ювеналий: Этот монастырь готовится к своему столетнему юбилею. Он полностью передан Церкви. Там возрождается социальное служение, и, самое главное, приводится в должное состояние внешний и внутренний вид монастыря. Я думаю, что эти вопросы должны будут решаться совместно с Русской Зарубежной Церковью.
Оганесян: Тем более после объединения.
Владыка Ювеналий: Да.
Оганесян: Зачем обижать, как говорится.
Владыка Ювеналий: Не может быть речи, чтобы мы
Оганесян: Вы правы, это была очень трогательная история. Во время свадебного путешествия с Сергеем Александровичем, поднимаясь в Гефсимании выше на Елеонскую гору, великая княгиня произнесла: «Как бы я хотела быть здесь погребена». И это удивительно: через Китай, через Харбин, через Сибирь ее тело, нетленные, кстати, останки, это удивительно, ведь была жара, из многих гробов сочилась уже разложенная плоть людей, и когда ее гроб открыли и консул российский, который был в храме, стал освидетельствовать тело, то оно было совершенно не повреждено. Удивительно, какой путь она по своему, так сказать, сердечному желанию и Божиим, конечно, промыслом проделала, чтобы упокоиться в итоге на Елеоне в этой замечательной обители.
Владыка Ювеналий: Я думаю, такие вопросы нужно в мире и любви решать.
Оганесян:
Еще вопрос, из Германии теперь. Пожалуйста.
Голос: Уважаемый Владыка, здравствуйте. С Вами говорит Эрих Розенгер, педагог из Германии. И у меня к Вам следующий вопрос. Я слышал, что в городе Серпухове до революции 1917 года был монастырь, где проживали 400 монахинь. Что с ним случилось? И есть ли теперь действующие монастыри в городе Серпухове? И еще: каков смысл Рождественского поста у православных в сравнении с Адвентом западных христиан? Заранее благодарю Вас за ответ.
Владыка Ювеналий: Спасибо вам за ваши вопросы. В России почти все монастыри были закрыты, разорены, а насельники или рассеяны были по лицу нашей Земли, или приняли мученическую кончину. На сегодняшний день, когда у нас нет гонений, Россия живет в свободе, старается следовать вере своих отцов, возрождается церковная жизнь, открываются монастыри, возрождается в них монашеская жизнь. Так и в нашей Московской епархии, где сейчас 24 монастыря, и два из них в городе Серпухове. Тот монастырь, о котором вы упоминаете, испытал трагическую судьбу всех остальных монастырей России. И когда я несколько лет назад посетил это место, оно представляло собой город, который только что пережил страшную бомбежку. Здания стояли разрушенные, не было крыш. Страшное было зрелище. И вот там возобновлена монашеская жизнь. Сейчас это монастырь не столь многочисленный, как это было в то время, которое вы вспоминаете, но уже почти закончилась реставрация. Удивительно красивый монастырь. Это женский монастырь.
Оганесян: Он на берегу реки, очевидно, стоит?
Владыка Ювеналий: Да. И там же, в Серпухове, возрожден Высоцкий монастырь. В этих монастырях возродилось почитание иконы «Неупиваемая Чаша». И в них со всей России приезжают паломники. В Высоцком монастыре уже и следов разрушения нет. Когда посещают паломники этот монастырь, им трудно даже представить, что несколько лет назад он стоял в руинах. Так возрождается и Россия.
Оганесян: Спасибо. И вторая часть вопроса: разница между Рождественским постом в православной церкви и в католической.
Владыка Ювеналий: Ну,
Оганесян: Спасибо, Владыка. И наверно, последний вопрос в сегодняшней передаче. Пожалуйста.
Голос: Ваше Высокопреосвященство, здравствуйте. Я, Анна Евгеньевна, пенсионерка, москвичка, поздравляю Вас с наступающим Рождеством и Новым годом. Вопрос у меня к Вам такой: каковы, на Ваш взгляд, сегодня взаимоотношения Русской Православной Церкви и Российского государства? И если можно, еще вопрос: какова жизнь нашей Церкви в регионах? Чем отличается от положения Церкви в Центре? Есть ли,
Владыка Ювеналий: Эти оба ваши вопроса взаимосвязаны. Жизнь религиозных организаций регулируется законодательством, и оно исполняется на территории всего нашего государства. Мы, можно сказать, стоим как бы на руинах, восстанавливая наши порушенные святыни. И в разных местах
Оганесян:
Владыка Ювеналий: Абсолютно невозможно.
Оганесян: А если спускаться ниже, ну, там мэрии или районные поселки?
Владыка Ювеналий: Но я хотел бы сказать, что отношения между Церковью и государством взаимоуважительные, созидательные, находятся в творческом развитии, и мы чувствуем себя духовными партнерами с государством в возрождении духовной и нравственной жизни.
Оганесян: Вы знаете, Владыка, наверно, хорошо, что сегодня Церковь подобно щиту ограждена и Господом, но и, с другой стороны, государством. Вы говорили об эксцессах конфронтации государства и Церкви, которые были вот все эти годы. Ну, скажем так, основные десятилетия прошлого века были окрашены, конечно, этой конфронтацией, часто приводившей к тому, о чем Вы говорили, к жертвам человеческим и репрессиям.
Владыка Ювеналий: Думаю, что это Господь попустил
Оганесян: Вы правы, я согласен, это было
Владыка Ювеналий: У меня, Слава Богу, за 30 лет моего управления Московской епархией не было случаев противостояния. А Бог
Оганесян: Я Вам верю, Владыка.
Владыка Ювеналий: У меня есть видеокассета с фильмом о Дне славянской письменности и культуры, который прошел в этом году в Коломне. Там недавно построен ледовый конькобежный дворец, и в этом ледовом дворце, где были пять тысяч детей, мы давали наш православный урок. Вот недавно в других местах мы встречались по случаю проведения рождественских чтений. Мы опять встречались на стадионах. На днях в Подольске отметили юбилей храма. Вам, может быть, интересно будет, потому что вы знаете о Храме Христа Спасителя в Москве, а
Оганесян:
Владыка Ювеналий: Вам огромное спасибо. Для меня большое счастье было с вами еще раз встретиться. Я хоть говорил, что я уже очень старый и мне уже
Оганесян: Какая же это старость!
Владыка Ювеналий: Но не забывайте этого старца. Я буду рад всегда приходить к вам, если Бог даст мне жизни, здоровья.
Оганесян: Спасибо, Владыка.
Владыка Ювеналий: Но сейчас, вступая в новый год благости Божией, праздник Рождества Христова, я еще раз горячо всех и сердечно приветствую, призываю Божие благословение и желаю всем счастья, мира и всяческого благополучия. Спаси вас Господи.
Оганесян: Спаси Господи, Владыка. И я тоже от лица наших телезрителей и радиослушателей, от себя лично хочу Вас поздравить с Новым годом и Рождеством и пожелать Вам крепости духовной, сил и побольше вот таких ярких встреч здесь у нас на радио и на телевидении. Всего Вам доброго.
Владыка Ювеналий: До свидания.
Оганесян: До свидания. Я напоминаю, что сегодня на мои и ваши вопросы отвечал Его Высокопреосвященство митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Всего доброго. С Новым годом и Рождеством!
Темы: митрополит Ювеналий