25 сентября митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества по случаю памяти преподобного Афанасия Высоцкого, в день 635 обители и
Впервые Серпухов упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты под 1339 годом. Город возник на берегу небольшой речки Серпейки, впадающей в Нару, приток Оки. По имени реки он и получил название.
Серпухов возник во время длительной борьбы с
Самостоятельным княжеством Серпухов оставался до 1462 года. Великий князь Василий II, подчиняя своей власти удельных князей, пленил и сослал в Углич последнего серпуховского князя Василия Ярославича, а земли его присоединил к Москве.
Со времени организации Иваном III «береговой службы» на Оке Серпухов вошёл в число городов, составивших передовую охранную черту против ханских набегов. К тому времени город значительно вырос. Центром его был
В середине XVI века в городе была построена каменная крепость, стены которой достигали 6,5–8,5 метра в высоту. Стены кремля с башнями возводили из белого камня, привозимого по Оке. Строительство вели в основном серпуховские каменщики.
С удалением границ от Москвы Серпухов постепенно теряет своё стратегическое значение. Удобное положение на южной дороге и у судоходной реки способствовали его превращению к концу XVII века в торговый город. Обширные торговые связи серпуховские купцы поддерживали с Москвой. Скупая в уезде яблоки, мёд, пшеничную муку, орехи и кожи, они перепродавали их в столице, а оттуда возвращались с тканями, посудой, галантереей и другими товарами. Также торговля велась с Архангельском, Астраханью и другими городами.
В начале XVIII века Серпухов вошёл в состав Московской губернии. Преобразования Петра I не миновали Серпухов. Среди жителей города постоянно проводили наборы мастеровых людей для строительства новых городов, крепостей и русского флота. Нужда флота в парусине потребовала открытия полотняных фабрик, сделавших Серпухов в дальнейшем крупным текстильным центром России. Фабрики производили продукцию не только для внутреннего рынка, но и на экспорт. К концу столетия эта отрасль стала ведущей в экономике города. Кроме текстильного производства, в Серпухове было развито кожевенное: работало восемь заводов. Семь кирпичных заводов выпускали около миллиона штук кирпичей в год.
Торговлей занималось около половины жителей Серпухова. Городской базар работал три дня в неделю. Трижды в год в Серпухове устраивали многолюдные ярмарки.
В 1781 году Серпухов получает статус уездного города. В нём строят дом присутственных мест, где размещают городское правление, казначейство, дворянскую опеку, уездный и земский суды и другие административные учреждения. Город получает новый план застройки на основе квартальной схемы, где каждый квартал имеет форму прямоугольника.
За два столетия Серпухов становится центром текстильной промышленности Московской губернии. Падение спроса на парусину на мировом рынке в связи с появлением парового флота привело к сокращению производства полотна. Вместо него быстро осваивается выпуск дешёвого ситца. Уже к середине XIX века в Серпухове работает 9 бумаготкацких и набивных фабрик. К началу XX века их число возросло до 23.
Время возникновения Высоцкой обители относится к 1373 году, когда в городе Серпухове княжил Владимир Андреевич Храбрый — двоюродный брат и сподвижник святого благоверного князя Димитрия Донского. Владимир Андреевич владел несколькими городами, в том числе и небольшим городком Радонеж, где в то время начинала расцветать обитель преподобного Сергия. Серпуховский князь был хорошо знаком с преподобным — был его духовным чадом.
Занимаясь строительством своего стольного града, князь пожелал украсить Серпухов устроением в нем монастыря, для того чтобы братия обители молилась о нём, о его воинстве и о Руси, страдающей от варваров. Для совета и благословения Владимир Андреевич пригласил преподобного Сергия Радонежского. Несмотря на свой преклонный возраст и зимнее время года, старец откликнулся на просьбу боголюбивого князя и в сопровождении своего любимого ученика Афанасия, пришел из радонежских земель в Серпухов. После обозрения местности, вместе с князем Владимиром, они выбрали место для будущей обители на берегу реки Нары, недалеко от места впадения её в реку Оку, на холме, который носил название «Высокий».
Князь выразил свое желание, чтобы обитель была посвящена Божией Матери, честному Её Зачатию праведной Анной, «…дабы славилось имя Божие и Пресвятыя Богородицы, а хотящие в крове Ея жити монахи Её чествовали, а о мне и о врученных мне людях молили Бога, такожде и усопших о Господе души родителей и сродников и всякого чина христиан православие поминая в священнодействе». Преподобный Сергий одобрил желание князя, и 2 декабря 1373 года, когда было расчищено от леса выбранное место, святой старец стал на колени, воздел руки к небу и произнес молитву на основание обители. Эта молитва и по ныне ежедневно поется в Высоцком монастыре за вечерним богослужением. Руководство обителью преподобный Сергий поручил своему любимому ученику Афанасию, хотя тот по смирению и отказывался от этого. Под руководством смиренного Афанасия обитель быстро возрастала, а количество братии умножалось. Князь Владимир, со своей стороны, усердно помогал обители строиться и благоукрашаться.
В 1387 году в связи с отъездом с Митрополитом Киприаном в Царьград, управление обителью преподобный Афанасий старший передал своему приемнику — преподобному Афанасию младшему. При преподобном Афанасии младшем монастырь продолжал процветать. Второй игумен «имел воздержание совершенное, в посте был крепок, в молитвах не леностен, в нищете терпелив». Преподобный Афанасий преставился ко Господу 12 сентября (ст. стиль) в1395 году в возрасте 33 лет от «старческого изнеможения», наступившего вследствие тяжёлых иноческих подвигов.
По смерти преподобного в 1395 году настоятелем Высоцкой обители стал преподобный Никита — сродник и ученик преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Никита успешно управлял монастырём в течение девятнадцати лет в сане архимандрита, в который в те времена возводили настоятелей наиболее значительных монастырей. Как и его предшественники, он проводил жизнь в строгом подвиге и непрестанных заботах о благоустроении обители. От непомерных трудов он начал терять зрение и в 1414 году, уйдя на покой, перешёл в Боровский
Время управления монастырём первыми тремя святыми настоятелями преподобными Афанасием старшим, Афанасием младшим и Никитою составило его святое сорокалетие и вошло в историю древней Высоцкой обители как самая драгоценная страница.
К началу XX века Высоцкий монастырь, представлял собой одну из самых благоустроенных обителей нашего отечества.
С наступлением в России эпохи новой богоборческой власти в истории монастыря открылась одна из самых трагических страниц. В ноябре 1918 года обитель заняла 4 рота
В эти годы Высоцкая обитель становится как бы зримой линией фронта беспощадной войны темных сил против русского православного мироустройства. Но управляемая Божественною благодатью братия монастыря во главе с настоятелем архимандритом Пантелеимоном (Орловым) неотступно продолжала свои молитвенные труды, твердо сохраняя традиционный монашеский уклад жизни и ежедневный
В 1928 году власти закрыли Высоцкий монастырь. Только Покровский храм продолжал действовать в качестве приходской церкви. В 1931 году монастырь полностью прекратил свою деятельность. На его месте в стенах архитектурного ансамбля хозяева новой безбожной жизни организовали типичное для бывших монастырей использование. В течении полувека в разные периоды здесь размещались организации и учреждения, казармы, склады, гаражи, коммунальные квартиры и загоны для домашнего скота. В это же время было разрушено три башни и большая часть стен. Монастырский комплекс стремительно ветшал, и в нем были начаты реставрационные работы, в ходе которых в 1967 году был снесен «как не имеющий исторической и культурной ценности» прекрасный храм в честь преподобных Афанасия Афонского и Сергия Радонежского (в настоящее время на его месте выстроено крытое крыльцо в древнерусском стиле с маковой и крестом).
25 марта 1991 года Священный Синод Русской Православной церкви принял решение об открытии и возрождении Серпуховского Высоцкого мужского монастыря. А 11 августа 1991 года уже состоялось великое освящение Никольского храма (совершенно обезображенного за годы советской власти). В 1992 году началась работа по восстановлению Покровского храма находившегося в аварийном состоянии, и к 9 июля 1993 г. в храме был освящен предел Похвалы Пресвятой Богородицы, а 8 сентября 1994 г. главного престола в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В этом же году 24 сентября состоялось обретение мощей прп. Афанасия Высоцкого младшего, а 25 сентября 1995 г., в день
В начале 1996 г. открылись восстановительные работы в Сергиевском храме, а уже 6 сентября этого года состоялось освящение этого храма. В 1998 г. в отреставрированном игуменском корпусе была освящена домовая церковь в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница».
Сегодня в обители множество святынь — среди них особое место занимает Чудотворный первообраз Божией Матери «Неупиваемая Чаша», прославленный многими чудесами и исцелениями, в основном от страстей винопития наркомании и табакокурения. В покровском храме почивают мощи преподобного Афанасия Высоцкого младшего, от которых страждущие получают благодатную помощь. В обители собрано около 300 частиц мощей угодников Божьих.
Сейчас в монастыре действуют общедоступная богатая православная библиотека, столярная мастерская, мастерская резьбы по дереву, кузница с художественной ковкой, устрояется иконописная мастерская.
В святых вратах обители митрополита Ювеналия встречали архиепископ Можайский Григорий, епископ Серпуховской Роман, настоятель монастыря игумен Кирилл Костиков), игуменья Алексия Петрова), настоятельница Владычного женского монастыря, благочинный Серпуховского округа протоиерей Владимир Андреев, благочинные и духовенство Московской епархии, глава города Павел Владимирович Жданов и многочисленные гости.
Во время совершения Божественной литургии, на Малом входе, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, за усердное служение Церкви Христовой, настоятель Серпуховского Высоцкого монастыря игумен Кирилл, был удостоен возведения в сан архимандрита. В завершении богослужения состоялся крестный ход вокруг обители, после которого архимандрит Кирилл обратился со словом приветствия к митрополиту Ювеналию:
«Ваше Высокопреосвященство, дорогой Владыка Ювеналий! Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Григорий! Ваше Преосвященство, дорогой владыка Роман! Возлюбленные братья и сестры! Сегодня наша Высоцкая обитель празднует
На память о архипастырском визите в Высоцкий монастырь отец Кирилл преподнес Владыке посох, а архиепископу Григорию и епископу Роману — иконы преподобного Афанасия Высоцкого. В ответном слове митрополит Ювеналий сказал:
«Возлюбленные
Далее Владыка направился на центральную площадь города, где вместе с заместителем председателя Правительства Московской области
«Сегодня было много сказано о князе Владимире Андреевиче Храбром. Но мне особенно хочется как Вашему архипастырю обратить внимание на то, что это был политический деятель, который вдохновлялся в своей деятельности верой во Христа. С юных лет он был под духовным водительством преподобного Сергия Радонежского. Именно по приглашению юного князя Владимира преподобный Сергий посетил эту землю и основал Высоцкий монастырь.
Невольно вспоминаются минувшие годы: они были и героические, и трагические. Мне не нужно подробно вам об этом говорить, потому что вы прекрасно знаете историю нашей старны. Но я счастлив, что дожил до того времени, когда пала идеологическая стена между верующими и неверующими, когда государственные деятели вместе с религиозными трудятся над созиданием великой России.
Мы никогда не должны забывать, что князь Владимир Андреевия Храбрый был героем, потому что на это вдохновляла его вера во Христа Спасителя. И в наше время, обращаясь к Богу, мы преодолеем любые испытания и трудности. Памятник будет нам об этом напоминать. Не все, может быть, прочитают черты святости князя в этом монументе, но мы должны знать свою историю, знать жизнь князя, и пусть это будет назиданием потомству.»
После речей, посвященных личности князя Владимира Андреевича и его роли в истории России, состоялось награждение медалями, людей, привнесших большой вклад в развитие города Серпухова.
Завершением праздника стал концерт во Дворце культуры «Россия».
Темы: митрополит Ювеналий