28 мая, в день отдания праздника Пасхи, в Щелковском муниципальном районе прошло областное родительское собрание из цикла «Подмосковная весна. Дорога к храму». Это ежегодная традиционная встреча руководства Министерства образования Московской области и управляющего Московской епархией Русской Православной Церкви митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия с классными руководителями.
Утром Его Высокопреосвященство возглавил праздничную Божественную литургию в Троицком соборе Щелкова. Ему сослужили: благочинный церквей Щелковского округа, настоятель Троицкого собора протоиерей Андрей Ковальчук, благочинный церквей Ивантеевского округа протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный церквей Пушкинского округа протоиерей Иоанн Монаршек, благочинный церквей
«Христос Воскресе! Дорогие и возлюбленные отцы, братья и сестры!
И с радостью и с грустью мы сегодня совершали богослужение. С радостью — потому что пасхальная служба переполняет наши сердца несказанной духовной радостью, а с грустью — потому что так незаметно, так быстро прошли сорок дней праздника Святой Пасхи, а сегодня отдание этого праздника, его завершение, и мы совершили последнюю в этом году пасхальную службу.
Мы вспоминаем, как трепетно ожидали дни Великого поста, как мы готовились к покаянию и прошли сорок дней поста. Потом Страстная седмица, когда мы были полны воспоминаниями о страдании и крестной смерти нашего Спасителя. Неизреченная радость была в наших сердцах, когда мы в пасхальную ночь впервые воспевали пасхальные песнопения. В минувшие сорок дней мы жили этим праздником. Это единственный в году праздник, который имеет столько подготовительных недель и сорок дней попразднства. Этим Святая Церковь показывает важность, центральное значение в году этого праздника, потому что, как говорит апостол Павел: „Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша“ (1 Кор. 15:14). В течение сорока дней по воскресении Господь постоянно являлся апостолам и множеству верующих, включая и жен мироносиц, возвещал им о Своем воскресении и утверждал их в том евангельском учении, которое Он проповедовал в течение Своей земной жизни. Невозможно сказать, что мы как бы перелистываем страницу и забываем об этом празднике. Воскресший Христос должен в нашей повседневной жизни, во все ее дни быть в нашей памяти и в наших сердцах. Вспоминая земную жизнь Спасителя, Его проповедь, Его страдания и Воскресение, мы вдохновляемся для нашей повседневной жизни, потому что порой не только путем радости, но и путем скорбей мы проходим эту жизнь, и если бы не было у нас надежды, то могли бы придти в отчаяние. Но наша надежда — это Воскресший Христос, победивший на земле все силы зла и открывший нам путь в Царство Небесное. Поэтому будем последующие дни проводить, как учили нас святые апостолы, наши отечественные подвижники, как, например, преподобный Серафим Саровский, который в любое время года встречал приходящих к нему пасхальным приветствием. Храните же в своем сердце веру в Воскресшего Господа, и пусть она ведет вас по пути в Царство Небесное и облегчает несение вашего жизненного креста. Призываю на всех вас благословение воскресшего Господа. Христос Воскресе!».
На праздничной трапезе после богослужения благочинный церквей Щелковского округа, настоятель Троицкого собора протоиерей Андрей Ковальчук поблагодарил Владыку митрополита за совместную молитву в этот день и преподнес ему Пасхальное яйцо.
К полудню всех участников областного родительского собрания гостеприимно встречала одна из лучших школ района — средняя общеобразовательная школа № 12, которая находится в знаменитом своей историей и воинскими доблестями Чкаловском военном гарнизоне (г.
Во встрече приняли участие: Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, первый заместитель Председателя Правительства Московской области
Встреча началась с
«Дорогие братья и сестры!
Сегодня день отдания Пасхи, завершение празднования Воскресения Христова. В здешнем Троицком соборе было совершено по этому случаю торжественное богослужение, и я на нашей традиционной встрече обращаюсь к вам с жизнеутверждающим приветствием: Христос Воскресе! Праздник, конечно, остается в наших сердцах, мы продолжаем жить верой в воскресшего Спасителя, даровавшего нам возможность обрести вечную жизнь в Царствии Небесном.
Мне очень дорога возможность встретиться и побеседовать с вами. На протяжении тысячелетий люди обращали особое внимание на гармоничные отношения в семье. Взаимная вражда между детьми и родителями (см.: Мк. 13:12) рассматривается в Священном Писании как признак конца человеческой истории и торжества греха. С особым уважением издревле было принято относиться к тем, кто воспитывает подрастающее поколение и преподает ему знания и мудрость. «Наставник» и «Учитель» - так обращались апостолы к Самому Иисусу Христу.
В наши дни значимость задач, стоящих перед родителями и учителями, нисколько не уменьшилась, а пути их достижения усложнились. Если в прошлом семья и школа существовали в условиях господства определенной традиции и ограниченного корпуса предлагаемых для усвоения знаний, то в наши дни наблюдается разрушение историко-культурной преемственности,
а также для всех ощутимо присутствие агрессивной по форме и безнравственной и антикультурной по содержанию информационной среды, вторгающейся и в семейные отношения, и в образовательный процесс. Поэтому с особой остротой стоит вопрос о воспитании подрастающего поколения на основе христианских духовно-нравственных ценностей. Святой апостол Павел писал: «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:21). В этих словах заключена та педагогическая программа, осуществлению которой в идеале и посвящены усилия родителей и учителей.
Жизнь семьи, родителей и детей, а также отношения учеников и классного руководителя – это уникальные для личной истории каждого из участников обстоятельства встречи. Господь дает каждому ограниченное время земной жизни для того, чтобы позволить нам во всей доступной человеку полноте самореализоваться в исполнении Божественных заповедей, в исполнении дел любви и милосердия, жертвенности и созидания.
В этой связи одним из важнейших направлений человеческой жизнедеятельности, конечно же, является приведение к познанию основ православной веры новых поколений наших соотечественников.
Родители и учителя призваны к самоотверженности ради того, чтобы вырастить нового человека – верующего, доброго и стремящегося к праведной жизни. В этом заключается исполнение на деле той заповеди, которая была дана еще в Ветхом Завете и повторена Иисусом Христом: люби ближнего, как самого себя (см.: Лев. 19:18; Мф. 19:19 и др.). Непростая задача. Усердие родителей, подчас чувствующих себя оказавшимися в педагогическом тупике, тем не менее, поддерживается, как говорят, «зовом крови». Сказано у пророка: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» (Ис. 49:15).
Зато гораздо сложнее задача классного руководителя, усилия которого направлены сразу на целый коллектив со всеми его внутренними сложностями, противоречивой динамикой отношений и индивидуальными особенностями каждого из участников.
Думаю, что и родители, и учителя могут сегодня получить действенную поддержку со стороны Церкви, которая в нашем регионе уже более десяти лет успешно развивает сотрудничество со сферой образования. Наше областное родительское собрание имеет традиционное название «Подмосковная весна. Дорога к храму». Это наименование в полной мере отражает суть тех духовных процессов, которые происходят в Московской области. Я имею в виду то, что общество получило возможность и свободу возвращаться к своим традиционным корням. Уже сформировалось целое поколение, для которого идеалы и ценности православия являются личным достоянием, воспринятым с детства как нечто органичное, родное.
Многие молодые семьи не мыслят себе жизни без веры, без храма. В то же время пройден значительный путь и получены хорошие результаты в деле профессиональной подготовки педагогов – преподавателей духовно-нравственных дисциплин. Имеются учебные пособия и программы, охватывающие все возрасты – от детского сада и до высшего учебного заведения. Таким образом, дети и юношество сегодня уже не оказываются в мировоззренческом и этическом вакууме. Пропаганде нравственного релятивизма и культурно-языковой деградации противостоят, и, как мне представляется, все более эффективно, возрождающиеся идеалы православного традиционализма.
В наши дни можно услышать критические высказывания о молодежи, которую обвиняют в разных грехах. При этом часто забывают, что, во-первых, за многое ответственна та семейная и школьная среда, в которой растут дети, а, во-вторых, забывают, что юным свойственны состояния поиска, сугубой горячности, искреннего заблуждения.
Мне хотелось бы пожелать родителям и учителям не только усердия в воспитании, но и мужественного преодоления испытаний в надежде на успех своих трудов. Об этом прекрасно сказано в Новом Завете: «От скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает» (Рим. 5:3-5). Верю, что Церковь, семья и школа – это добрые союзники и соработники на ниве просвещения и воспитания, и нам еще много предстоит сделать вместе на благо детей России.
Благодарю вас за то, что собрались здесь сегодня с тем, чтобы сделать еще один шаг в деле укрепления нашего успешного сотрудничества, которому предстоит и дальше крепнуть, принося добрые плоды.
От всей души желаю вам, дорогие учителя и родители, здоровья и счастья, а также радости видеть, как ваши дети и воспитанники вырастают хорошими и верующими людьми, достойными гражданами нашего Отечества.
Призываю нас вас благословение воскресшего Господа!
Христос Воскресе!»
О соработничестве Щелковского благочиния и образовательных учреждений в деле
• взаимодействие с образовательными учреждениями;
• подготовка кадров для преподавания
духовно-нравственных дисциплин;• образование в православной гимназии „Ковчег“;
• окормление школьных
спортивно-оздоровительных лагерей;• соработничество на базе
духовно-просветительских и патриотических центров.
Окормление священнослужителями учебных учреждений района — это, прежде всего,
К числу совместных достижений Комитета по вопросам образования и Щелковского благочиния можно отнести участие школьников в олимпиадах по
В детских садах Щелковского района уже не первый год малыши путешествуют маршрутами духовного краеведения в „Добрый мир“ православной культуры. Формы работы с детьми дошкольного возраста в детских садах в рамках
Предметы культурологической направленности также изучают в учреждениях профессионального образования и высших учебных заведениях Щелковского района.
Помимо преподавания предметов
Стало традиционным участие педагогов Щелковского муниципального района во Всероссийском конкурсе в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью на соискание премии „За нравственный подвиг Учителя“, проводимого по инициативе Московской епархии и Министерства образования.
В Щелковском благочинии вот уже
Главным отличием Гимназии является то, что весь образовательный процесс ведется на основе православного мировоззрения. Помимо основных предметов, обязательных для любой государственной школы, дети изучают основы Православия, Закон Божий,
В Щелковском благочинии имеется структурное подразделение Епархиальной комиссии по организации семейного отдыха и досуга, деятельность которой направлена на взаимодействие с Комитетом по вопросам образования в деле окормления школьных
С октября 2013 года на базе Щелковской городской библиотеки № 3 начал свою деятельность
В коротком докладе трудно рассказать о всей многогранности служения педагогов и духовенства нашего Щелковского района на ниве
Министр образования Московской области
«Сегодня в Московской области проходит очень важное мероприятие — областное родительское собрание. Кем бы вы в жизни ни были, какие бы посты и должности мы ни занимали, прежде всего, мы с вами являемся родителями, а все остальное — потом. Именно от нас с вами зависит, что будет с нашими детьми в будущем, какими они вырастут, что возьмут у наших предков. Может ли один родитель или учитель справиться с задачей воспитания? Нет, не может. Но у нас с вами есть опора и поддержка — Церковь. Как важно между благочиниями и органами управления образованием, между приходами и образовательными учреждениями, между священниками и учителями иметь отношения конструктивного сотрудничества. В Московской области такие отношения уже существуют и, самое важное, что это конструктивное сотрудничество означает, что и учитель, и священник работают воедино, они понимают, к какой цели должны двигаться.
На собрании прозвучали также доклады: классного руководителя, лауреата «Педагогического
Помимо докладов на встрече состоялось и награждение победителей областного педагогического конкурса «Учительство Подмосковья — воспитанию будущего поколения».
Заключительные слова первого заместителя председателя правительства Московской области
В концертной части мероприятия приняли участие творческие коллективы учащихся общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования Щелковского района: ансамбль преподавателей Фряновской музыкальной школы, воспитанники детского сада № 63 «Лучик», хореографический коллектив «Солнышко» Щелковской гимназии,
Темы: митрополит Ювеналий, Щелковский округ, администрация Московской области, образование, муниципальные власти, выставки