Мученик Димитрий родился 21 октября 1894 г. в селе Новорождествене в многодетной семье Ивана Александровича и Натальи Сергеевны Ильинских.
Его предки со стороны отца и матери были церковно- и священнослужителями. Дед по материнской линии – отец Сергий Пушкинский – был священником, дед по отцовской линии – Александр Ильинский – диаконом.
Отец Дмитрия – Иван Александрович Ильинский после окончания курса Перервинского духовного училища в декабре 1870 г. был определен псаломщиком к Троицкой церкви села Зотово Бронницкого уезда. С апреля 1873 г. он служил псаломщиком в Успенской церкви села Кишкино Бронницкого уезда. В 1880 г. был переведен в храм Рождества Иоанна Предтечи села Новорождествена.
У Ивана Александровича и Натальи Сергеевны Ильинских было семеро детей: Петр, Сергей, Дмитрий, Александр, Параскева, Римма и Татьяна. В Иоанно-Предтеченском храме пономарь Иван Александрович прослужил 34 года. О дате его смерти неизвестно, однако в 1916 г. его 55-летнюю супругу Наталью Сергеевну уже называли вдовой.
Сергей Иванович Ильинский, старший брат мученика Димитрия, родился 3 июля 1890 г. в селе Новорождествене. В 1905 г. он окончил Донское духовное училище, а 1912 г. – Московскую духовную семинарию по второму разряду. Резолюцией епископа Можайского Василия 20 декабря 1912 г. Сергей Иванович был определен во диакона к Иоанно-Предтеченскому храму. В 1914 г. он занимал должность законоучителя в Вертячинской земской школе, а с 1915 г. – в Заболотьевской школе.
В 1914 г. у диакона Сергия и его супруги Александры Николаевны Ильинских родилась дочь Валентина. Умер Сергей Иванович Ильинский в 1931 г.
Псаломщик Димитрий
Дмитрий Иванович Ильинский после окончания сельской школы поступил в Донское духовное училище, в котором проучился лишь два года. В 1914 г. он был определен на должность псаломщика к Иоанно-Предтеченской церкви родного села. Обладавший красивым голосом Дмитрий нередко пел в церковном хоре.
В годы Первой мировой войны Дмитрия Ивановича неоднократно призывали на военную службу, но вскоре освобождали из-за слабого здоровья – наличия порока сердца.
В 1921 г. Дмитрий Иванович женился на Пелагее Ивановне, дочери старосты села Новорождествена Ивана Ивановича Евсеева. Пелагея работала счетоводом на Московской железной дороге, но после рождения детей оставила работу и стала заниматься их воспитанием и домашним хозяйством. Детей у Ильинских было четверо. В 1922 г. родилась дочь Тамара, в 1926 и 1929 гг. – сыновья Вячеслав и Валерий и в 1933 г. – дочь Фаина.
До 1929 г. в хозяйстве Ильинских было две коровы, затем осталась одна. Пелагея Ивановна ранним утром возила в Москву на продажу молоко и выращенные овощи. Дмитрий Иванович, с детства привыкший к крестьянскому труду, в свободное от службы время обрабатывал землю на приусадебном участке, косил траву за рекой, а готовое сено перевозил на лодке домой. В полдень он ходил в поле доить корову. Несмотря на слабое здоровье, Дмитрий Иванович справлялся с любой работой. На собственном примере он воспитывал детей и приучал их к труду. Семья Ильинских жила своим хозяйством и в годы сплошной коллективизации отказалась вступать в колхоз.
«Папа уйдет и больше не вернется!»
Когда власти начали закрывать храмы и расправляться с их служителями, у Дмитрия Ивановича возникло смутное предчувствие, что и его ждет такая же участь. О своих тревогах он неоднократно говорил родственникам. Ему
предлагали уйти из храма и работать в сельсовете, но Дмитрий отказался, не желая предательством церкви сохранять свою жизнь.
Семейным преданием у потомков мученика Димитрия стала история, произошедшая летом 1937 г. Погожим днем Дмитрий Иванович собрался навестить свою сестру Татьяну, проживавшую по соседству – в Раменском. Неожиданно младшая дочка Фаина впала в истерику и, обливаясь слезами, стала кричать: «Папа уйдет и больше не вернется!» Понадобилось много времени, чтобы успокоить девочку. Однако вскоре тревожные предчувствия и отца, и его дочери начали сбываться. Раменскими органами милиции 29 августа 1937 г. было выписано постановление на арест дьячка Д.И. Ильинского, «достаточно изобличенного в контрреволюционной деятельности».
Семью Ильинских разбудили ночью с 4 на 5 сентября 1937 г. Во время обыска, происходившего в присутствии одного из членов сельского совета, компрометирующих материалов не нашли. Как обычно, изъяли паспорт на имя арестованного. В эту ночь Дмитрий Иванович навсегда покинул свой дом, возложив на плечи жены заботу о четверых детях, трое из которых были в возрасте от 8 до 15 лет и учились в школе. Самой младшей – Фаине – было в ту пору всего 4 года.
На арестованных 4 и 5 сентября священников Петра Озерецковского и Феодора Богословского, псаломщика Дмитрия Ильинского, председателя церковного совета Надежду Кислову, активную прихожанку Ольгу Евдокимову было заведено общее дело «группы церковников», якобы ведущих антисоветскую контрреволюционную деятельность в селе Новом. Поэтому следователи требовали от вызванных свидетелей давать показания на всю группу арестованных.
В отношении Дмитрия Ильинского из 17 свидетелей семеро отметили, что он присутствовал на нелегальном собрании церковников, проходившем на квартире Надежды Кисловой, по поводу закрытия храма. Надежда Васильевна на допросе 5 сентября также подтвердила этот факт. Показания одного из этих свидетелей выглядели противоречиво: «На собрании церковников на квартире церковного старосты Кисловой Надежды Васильевны присутствовал дьячок Ильинский, хотя для меня неизвестно, кто там присутствовал и какие обсуждались на собрании вопросы». Двое свидетелей заявили, что именно Ильинский был одним из инициаторов собрания.
Следователи пытались обвинить Дмитрия Ивановича и в покушении на заведующего школой Г., который был избит спустя месяц после закрытия храма. Сам потерпевший показал: «12-летний сын дьячка Ильинского Вячеслав среди учеников 3-го класса распространял контрреволюционные слухи, исходившие от его отца Ильинского. Однажды пришел в школу и призывал всех учеников не ходить в школу, потому что школу переводят в церковь, и сам же перестал ходить в школу. Он же угрожал мне, что найду наган и убью за то, что закрыл церковь».
Одна из свидетельниц, учительница школы, заявила: «Сразу после закрытия церкви ученик Вячеслав Ильинский плохо стал относиться к учебе, пропускал занятия и, на конец, совсем перестал посещать школу. Когда я просила прийти для переговоров его родителей, последние не явились. Со слов учеников нашей школы <…> Вячеслав говорил им: "Достану револьвер и застрелю в классе в присутствии всех учеников … (зав. школой) за то, что он говорит нет бога и закрыл церковь."»
Начиная с 5 сентября допросы Дмитрия Ивановича Ильинского продолжались в течение трех дней, последний – четвертый – состоялся 21 сентября. Все это время на арестованного псаломщика сыпались обвинения в организации нелегального собрания по поводу закрытия церкви и участии в нем, в руководстве дебошем церковников, пытавшихся защитить Новосельский храм. Следователь утверждал также, что Ильинскому известны участники нападения на заведующего школой, и он требовал назвать их имена. Обвинитель также заявил, что арестованный якобы уговаривал собственного сына убить учителя Г.
И хотя Дмитрий Иванович категорически все отверг, в обвинительном заключении от 21 сентября 1937 г. были приведены высказывания свидетелей, которые оперуполномоченный признал достаточными для обвинения его в контрреволюционной деятельности, организации нелегальных собраний, дебоша и избиения заведующего школой. Следственное дело направили на рассмотрение тройки.
17 октября 1937 г. тройка УНКВД СССР по Московской области вынесла решение о заключении Дмитрия Ивановича Ильинского в исправительно-трудовой лагерь сроком на 10 лет.
Продолжительные допросы, возможно «с пристрастием», необоснованные обвинения и суровый приговор подорвали и без того слабое здоровье 43-летннего мужчины. Через четыре месяца после решения тройки 17 февраля 1938 г. Дмитрий Иванович Ильинский умер в исправительно-трудовом лагере поселка Вильыб Коми АССР.
Арест Дмитрия Ивановича, безусловно, отразился и на его семье. Одни односельчане, некогда по-доброму относившиеся к Ильинским, вдруг стали агрессивными, другие сторонились и прятали глаза. В школе детей «врага народа», не отрекшихся от отца, подвергали постоянным насмешкам и унижениям. Одноклассники не хотели сидеть с ними рядом, а на улице дети часто ловили озлобленные взгляды людей.
Не имея достаточных средств к существованию, Пелагея Ивановна пыталась устроиться на работу, но безуспешно. В результате для того, чтобы хоть как-то прокормить семью, она разбирала бракованные нитки, добытые с фабрики «Красное Знамя», и плела из них авоськи для продажи. Дочь Тамара была вынуждена бросить школу и отправиться в Раменское на полугодичные курсы по подготовке учителей.
В начале Великой Отечественной войны Пелагею Ивановну наконец приняли на работу в артель «Колонецкий швейник». Работая на дому, она шила для красноармейцев гимнастерки, галифе, нательное белье и маскхалаты, внося свой посильный вклад в борьбу с врагами. Дети всегда и во всем помогали матери.
Дмитрий Иванович Ильинский был реабилитирован 30 июня 1962 г. Случилось это после обращения в прокуратуру дочери пострадавшего – Фаины Дмитриевны Ильинской.
Президиум Московского областного суда 30 июня 1962 г. постановил: решение Тройки при УНКВД СССР по Московской области от 17 октября 1937 г. в отношении П.А. Озерецковского, Ф.Т. Богословского, Д.И. Ильинского., Н.В. Кисловой и О.В. Евдокимовой отменить и дело о них за отсутствием состава преступления прекратить.
Определением Святейшего Патриарха и Священного Синода РПЦ от 20 апреля 2005 года мученик Димитрий включен в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской XX века, канонизирован в лике мучеников.
Память святого совершается в день его кончины 17 февраля (н. ст.), в общий день памяти новомучеников жуковских 21 октября (н. ст.), а также в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (7 февраля н. ст., если этот день воскресный, либо в ближайшее воскресенье, предшествующее этому дню или следующее за ним).
