Преподобномученик Мина - в миру Иван Власович Шелаев - родился 15 сентября 1882 года в с. Пересветово Дмитровского уезда Московской губернии. К сожалению, семейная жизнь родителей Ивана не сложилась: его отец и мать разошлись, когда Ивану было всего три года, а его старшей сестре - шесть лет. Несмотря на тяжелую материальную ситуацию, мать старалась не только вырастить и воспитать детей, но и дать им по мере возможности хорошее образование.
23 марта 1896 года Иван успешно окончил полный четырехгодичный курс обучения в Московском городском Петровско-Пятницком училище. До 1906 года Ивану Власовичу приходилось служить и работать в разных местах и должностях, но в то же время он занимался самообразованием – изучал Священное Писание, святоотеческое наследие, православно-догматическое богословие, а также труды по истории Церкви. В 1906 году он успешно экстерном выдержал экзамены в духовном училище при Московском Заиконоспасском монастыре и получил свидетельство на звание учителя церковно-приходской школы, а в 1906 - 1910 годах работал в должности учителя в монастырской школе.
Будучи твёрдым сторонником возможности уврачевания старообрядческого раскола Русской Православной Церкви через единоверие, с 23 августа 1910 года по 1913 год Иван Шелаев работал в должности учителя церковно-приходской школы при Московском Никольском единоверческом монастыре. В каникулярное время он проводил публичные беседы со старообрядцами, которые имели неизменный успех, благодаря его твердому глубокому знанию Православного вероучения. Главным фактором становления Ивана Власовича Шелаева как православного миссионера в среде старообрядцев явилась его духовная близость с настоятелем Никольского единоверческого монастыря игуменом Миной (Шустовым). Блаженная кончина игумена Мины (Шустова), последовавшая 20 апреля 1911 года, явилась для Ивана Власовича большой утратой. Со временем он не только стал достойным продолжателем его трудов, но и в монашестве был наречен тем же святым именем - Мина.
В течение 1914 года Иван Власович получил три назначения от викария Рязанской епархии, епископа Михайловского Амвросия (Смирнова). 19 августа 1914 года он был определён исполняющим должность псаломщика к церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение» с. Знаменское Егорьевского уезда Рязанской губернии. В сентябре-ноябре того же года его назначили миссионером по I, а затем и по II Егорьевским благочинническим кругам. В то же время он являлся активным членом Егорьевского миссионерского Братства во имя вмч. Георгия Победоносца. 11 февраля 1915 года за миссионерскую деятельность среди старообрядцев Егорьевского уезда Ивану Власовичу Шелаеву выражено поощрение Его Преосвященства епископа Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского). 7 марта 1915 года он был перемещен на должность миссионера по г. Егорьевску, а 15 марта назначен ещё и на штатную псаломщическую должность к Егорьевскому Успенскому собору с посвящением в стихарь. Затем, согласно поданному прошению, Указом Рязанского Преосвященного от 5 апреля 1915 года, Иван Власович был определён в число послушников Рязанского Спасского монастыря с увольнением от должности псаломщика и облечением в рясофор. 12 апреля 1915 года, в день памяти прмч. Мины Палестинского, убиенного стрелами от сарацин в VII в., он был пострижен в монашество с именем Мина.
15 апреля 1915 года монах Мина (Шелаев) был рукоположен во иеродиакона, а 26 апреля того же года назначен Рязанским уездным миссионером с совмещением всех ранее ему определённых миссионерских должностей. 20 сентября 1915 года в Рязанском Спасском монастыре он был рукоположен во иеромонаха.10 июня 1916 года «за усердие и ревность в миссионерском деле» ему было преподано архипастырское благословение Преосвященного Димитрия (Сперовского), епископа Рязанского и Зарайского. Теперь проповедническая и миссионерская деятельность иеромонаха Мины распространялась не только на Егорьевский уезд и граничащий с ним Клепиковский, но и на Рязанский уезд, а также и г. Рязань.
1 января 1917 года иеромонах Мина (Шелаев) был назначен Епархиальным миссионером, а 23 января - награжден набедренником. Его усердие и миссионерский дар высоко ценили не только епархиальное руководство, но и многие знавшие его служители церковные, а также простые верующие христиане. 23 марта 1917 года за проповеднические труды ему была выражена благодарность Егорьевских граждан.
В 1919 году по просьбе настоятельницы Александро-Мариинского монастыря Егорьевского уезда игумении Анатолии и по его собственному прошению иеромонах Мина был назначен священником в эту обитель и прослужил там до 1921 года, когда Александро-Мариинский монастырь был закрыт. После этого отец Мина поселился в Рязани, в сторожке Николо-Ямской церкви, и уже в сане игумена, а затем и архимандрита, время от времени служил как священник на приходах сёл Дягилево, Березники и Никуличи. Последним местом непродолжительного приходского служения архимандрита Мины была Тихвинская церковь с. Никуличи, закрытая в 1935 году.
После того, как отец Мина был лишён возможности служить в храме, он под видом нищего странника продолжал миссионерско-проповедническую деятельность среди крестьян и колхозников сел Дягилево, Никуличи, Хамбушево и Голенчино, призывал православный народ не забывать Бога и Церковь, почитать церковные праздники, несмотря на гонения, а также, по благословению архиерея, исполнял требы. Кроме того, архимандрит Мина имел благодать исцелять болящих, поэтому к нему обращались страждущие. До самого момента ареста он, живя в стесненных условиях церковной сторожки, сохранял главное свое богатство – обширную духовную библиотеку, сокровищами которой щедро делился с верующими.
Не оставлял отец Мина и миссионерское послушание. В декабре 1935 года к нему приехали старообрядцы-беглопоповцы из с. Каверино Спасо-Клепиковского района для того, чтобы пригласить его на должность священника в их церковь. Архимандрит Мина дал им ответ, что это возможно лишь в том случае, если старообрядцы объединятся с официальной Патриаршей Православной Церковью на основе единоверия. Представители беглопоповцев после беседы отбыли для решения этого вопроса со всей общиной. А отец Мина в тот же день доложил о предложении старообрядцев Управляющему Рязанской епархией архиепископу Иувеналию (Масловскому), чему Владыка очень обрадовался и благословил начинание по воссоединению старообрядцев с Православием. Однако архимандриту Мине в этот раз свою миссионерскую обязанность по переговорам со старообрядцами довести до конца не удалось, потому что вскоре он был арестован.
5 января 1936 года, в числе 27 священно- и церковнослужителей, архимандрит Мина был арестован по делу «о контрреволюционной деятельности Управлявшего Рязанской епархией Иувеналия (Масловского), архиепископа Рязанского и Шацкого». Отцу Мине, в частности, вменялось в вину, что он «систематически посещал Масловского», «среди населения вёл антисоветскую агитацию о гонении на Церковь», «имея большую библиотеку религиозного характера различным верующим давал для прочтения книги», а также «занимался исцелением от различных болезней». С 5 января по 6 апреля 1936 года он содержался в Рязанской тюрьме, после чего был осуждён на пять лет ИТЛ и определён для отбывания срока наказания в Сусловское отделение ИТЛ Западно-Сибирского края. Спустя полтора года, в сентябре 1937 года, в лагере было возбуждено следственное дело о существовании контрреволюционной группы под руководством заключенного здесь архиепископа Угличского Серафима (Самойловича). По данному делу были привлечены к ответственности 15 человек, 12 из которых постановлением «тройки» УНКВД Новосибирской области приговорили к расстрелу. Среди них был и преподобномученик Мина (Шелаев). Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1937 года.