Святитель Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27.09.1854 г. в селе Мочилы Венёвского уезда Тульской губернии (ныне Серебряно-Прудский городской округ Московской области) в семье приходского священника Христорождественской церкви Лаврентия Преображенского. Получив первоначальное воспитание и образование под руководством своих благочестива родителей, в 1867 г. он поступил в Веневское духовное училище, затем - в Тульскую духовную семинарию, а в 1881 т. успешно окончил Московскую духовную академию с присвоением степени кандидата богословия. В августе того же года Александр Преображенский был назначен на должность преподавателя латинского языка в Ранненбургское духовное училище Рязанской Епархии.
Предполагая идти по стопам отца и стать со временем приходским священником, пастырем и семьянином, Александр Лаврентьевич в 1882 г. вступил в брак. Но вскоре ему суждено было перенести большое горе: он разом потерял жену, и сына.
И в 1885 г., преклоняясь пред неисповедимою Волею Божией, он принял монашество с именем Агафангел (“добрый вестник”) в честь мученика IV века. Вскоре он был посвящен в сан иеродиакона, затем - иеромонаха, а в 1886 г. Святейший Синод назначил его инспектором Томской Духовной Семинарии с возведением в сан игумена.
В октябре 1897 г. последовал перевод епископа Агафангела с восточных окраин России на западные - в Рижскую и Митавскую епархию, где он прослужил до 1910 г., а затем был переведен в Виленскую и Литовскую епархию.
В общей сложности в Прибалтийских епархиях Владыка Агафангел прослужил 15 лет. За это время по его благословению здесь было открыто 9 новых приходов, сооружено 30 новых храмов, возведены соборные храмы в Рижском Свято-Троицком и Пюхтицком Успенском монастырях.
За выдающиеся заслуги в созидании русской церковной жизни Владыка Агафангел в 1904 г. был возведен в сан архиепископа, а в 1912 г. награжден почетным правом ношения бриллиантового креста на клобуке.
22 декабря 1913 г. последовал указ Святейшего Синода о назначении архиепископа Агафангела на Ярославскую и Ростовскую кафедру.
Антиправительственные выступления в Петрограде в феврале 1917 г., приведшие к отречению Императора Николая II, поставили РПЦ перед необходимостью решать свои насущные внутренние проблемы в условиях революционной смуты. Все явственнее проступали антицерковные настроения, и Церкви необходимо было объединить все свои лучшие духовные силы. Для этого Святейшим Синодом было принято решение о скорейшем созыве Поместного Собора.
Святитель Агафангел, включенный Временным Правительством в состав Святейшего Синода, внес выдающийся вклад в подготовку и проведение Собора, за что был возведен в сан митрополита 28 ноября 1917 г.
После захвата власти большевиками наступило время жестоких и коварных гонений богоборческой власти на Православную Церковь. Новый режим стремился привести к высшей церковной власти группу “обновленцев’' - церковно-служителей, готовых стать послушным инструментом в руках большевиков.
Находившийся под Патриарх Московский и Всея Руси Тихон неоднократно отвергал требование о передаче им высшего церковного управления, и 12 мая официально заявил о передаче своих полномочий либо Ярославскому Митрополиту Агафангелу (Преображенскому), Либо Петроградскому Митрополиту Вениамину (Казанскому). Оказавшись после этого перед необходимостью вести переговоры с Патриаршими местоблюстителями, обновленческие вожди отправились в Петроград и Ярославль, где однако получили категорический отказ от сотрудничества.
Вскоре священномученик Вениамин был арестован и через три месяца расстрелян, а Ярославским ГПУ была получена шифрованная Телеграмма, предлагавшая произвести обыск в канцелярий Митрополита Агафангела й арестовать его ближайших помощников.
Так началось мужественное и мудрое противоборство 68-летнего святителя Агафангела с Карательными органами богоборческого государства и обновленческим духовенством, которые создали в церковной жизни систему настоящего религиозно-политического террора.
Лишённый возможности выехать из Ярославля, 18 июня 1922 г. Владыка принял решение обратиться ко всем чадам РПЦ с посланием. В этом послании, которое стало актом величайшего исповеднического подвига святителя Агафангела, он дал оценку происходившим событиям и указал пути решения проблем, возникших в церковном управлении после ареста св. Патриарха Тихона.
Послание вызвало возмущение руководителей ГПУ, и 28 июня святитель Агафангел под конвоем был препровожден в Спасский монастырь, преобразованный в концлагерь, с наложением строгого домашнего ареста, исключавшего даже посещение богослужений. В конце 1922г. из Спасского монастыря Владыка был переведен в одиночную камеру Ярославской тюрьмы, где состояние его здоровья намного ухудшилось. Однако, несмотря на это, он был вновь переведен во внутреннюю тюрьму ГПУ в Москве, где ему был объявлен приговор о трехлетней ссылке в Нарымский край.
В конце декабря тяжело больной святитель Агафангел, вопреки рекомендациям тюремных врачей, был отправлен в ссылку общим этапом с уголовными преступниками.
Пережив голод и холод, поношения и угрозы со стороны уголовников и конвоиров, пройдя все страшные пересыльные тюрьмы, святитель в конце зимы 1923 г. прибылен Томск и вместе с 16-летней племянницей Алей, последовавшей за ним в ссылку, был отправлен по этапу за многие сотни километров в поселок Колпашево Нарымского района. Тяжелейшие климатические условия Нарымского края окончательно подорвали слабое здоровье Владыки, поставив его на грань между жизнью и смертью.
По истечении срока ссылки в марте 1926 г. святитель Агафангел был переведен в Томскую тюрьму, где произошла его встреча с высокопоставленным сотрудником ГПУ Тучковым.
После кончины св. Патриарха Тихона большевики хотели довести до конца свой хитроумный план раскола РПЦ, и для этого Тучков, сознательно вводя в заблуждение плохо осведомленного святителя Агафангела, предложил ему как можно быстрее вступить в полномочия главы Русской Православной Церкви. Владыка выразил согласие ради достижения церковного мира, поскольку не знал, что к тому времени все полномочия от третьего Патриаршего местоблюстителя Петра (Полянского), тоже арестованного, перешли к нижегородскому митрополиту Сергию. Большевики стремились внести раскол среди православных епископов, сохранивших верность почившему св. Патриарху Тихону.
Однако Агафангел вскоре разобрался в сложившейся ситуации и, стремясь к укреплению канонического единства в Церкви, отказался от Патриаршего местоблюстительства.
По возвращению в родную Ярославскую Епархию в июне 1926 г. Владыка столкнулся с новыми испытаниями. Власти лишили его прописки в Ярославле, и он вынужден был поселиться в одной из деревень на р. Толге, в простой крестьянской избе.
В это время вновь резко ухудшилось состояние его здоровья. Одновременно последовала волна арестов ведущих архиереев РПЦ, что побудило Владыку превозмочь свои телесные немощи и взять на себя непосредственное управление Ярославской епархией.
В конце марта 1927 г. произошло неожиданное освобождение из заключения митрополита Сергия, заместителя Патриаршего местоблюстителя. Вскоре он образовал в Москве Временный Священный синод, а затем выпустил декларацию о лояльном отношении Церкви к государству. В результате некоторые представители церковной иерархии подвергли резкой критике политику митрополита Сергия и заявили о своем каноническом отделении от него. Среди них оказались близкие святителю Агафангелу архиепископ Иосиф и архиепископ Серафим, викарии Ярославской епархии.
Осознание приближающегося очевидного раскола в рядах церковных иерархов усугубило и без того тяжелый сердечный недуг, от которого страдал Владыка. 30 января 1928 г, совершив последнее, как оказалось потом, богослужение в храме, он слег от сильнейшего сердечного приступа и уже до конца своих дней оставался прикованным к постели.
В сентябре 1928 г состояние здоровья святителя Агафангела стало необратимо ухудшаться. 2 октября он принял таинство елеосвящения, а с 9 октября причащался уже только святой кровью, т.к. никакой пищи принимать больше не мог.
После причастия наступило значительнее улучшение, но Владыка чувствовал приближение конца земной жизни и с удивительным спокойствием давал распоряжения относительно его погребения. 16 октября 1928 г. он скончался и на 7-й день был погребен в Ярославском кладбищенском храме во имя святителя Леонтия Ростовского. Провожать Владыку вышел весь город, так что по улицам трудно было проехать. По свидетельству очевидцев от гроба святителя веяло необыкновенным благоуханием. Возможно это было откровение о грядущей славе святителя Агафангела, который через 72 года после кончины был причислен Русской Православной Церковью к сонму русских святых в лике святителей и исповедников.
12 ноября 1998 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II при участии Архиепископа Ярославского и Ростовского Михея совершилось обретение мощей митрополита Агафангела.
Митрополит Ярославский и Ростовский Агафангел возглавляет собор Ярославских новомученников и исповедников. Его роль в преодолении раскола в Русской церкви, борьбе с обновленческой ересью и соблазном подчинения Церкви атеистической власти ставят его имя в один ряд с великим печальником и страдальцем земли русской - Патриархом Тихоном.
Был прославлен как священноисповедник в лике святых новомучеников и исповедников Церкви Русской на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.
%20митрополит%20Ярославский%20и%20Ростовский%20(3).jpg)