Поиск
Главная/Епархия сегодня/Новомученики и исповедники/

Священномученик Петр Озерецковский

В тринадцати километрах от Раменского, недалеко от места впадения реки Пахры в Москву-реку, раскинулось село Еганово, письменные упоминания о котором восходят к началу XVII в. В этом селе в конце XIX столетия проживала семья псаломщика Александра Николаевича Озерецковского (1864–1913) и его супруги Марии Васильевны, дочери диакона Василия Ивановича Красновского.

Глубоко верующие супруги Озерецковские вырастили и воспитали девять детей. Всем им они помогли выучиться и найти свое призвание. Обладавший красивым баритоном сын Николай стал певцом Краснознаменного ансамбля песни и пляски имени Александрова. Впоследствии он был удостоен звания Заслуженного артиста России.

Лишь один из детей Озерецковских – Петр с раннего возраста избрал для себя путь служения Богу. Он пошел по стопам предков обоих родителей, у которых в нескольких поколениях были священно- и церковнослужители.

Будущий священномученик Петр родился 10 июня 1889 г. в селе Еганове. В 1903 г. юноша окончил Московское Донское духовное училище по второму разряду, а затем в 1909 г. – Московскую духовную семинарию. С 21 сентября 1910 г. в течение трех лет Петр Озерецковский состоял учителем в Бронницкой соборной церковно-приходской школе.

В Бронницах Петр Александрович познакомился со своей будущей супругой Марией Андреевной, которая после окончания Московского Филаретовского епархиального училища работала учителем русского языка. Она была младшей из четверых детей протоиерея Андрея Ивановича Величкина и его супруги Глафиры Ивановны (в девичестве Уваровой).

Старший брат Марии, Николай Андреевич Величкин (1874 г. р.), после окончания Московской духовной академии «по представлении новых семестровых сочинений по метафизике и Священному Писанию Нового Завета» 27 сентября 1903 г. был утвержден в степени кандидата.

Священник Николай Величкин служил в Московских храмах: Рождества Христова в Палашевском переулке, Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе; в 1930-х гг. был настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы в Вешняках. После смерти протоиерей Николай Андреевич Величкин был погребен на церковном кладбище за алтарем храма.

Переезд в Новорождествено

В начале 1911 г. состоялось венчание Петра Александровича Озерецковского и Марии Андреевны Величкиной, а в декабре того же года у них родился первенец – Николай.

После рукоположения 6 ноября 1912 г. отец Петр был определен священником к церкви Рождества Иоанна Предтечи села Новорождествена.

Супруги Озерецковские переехали на новое место жительства и поселились на Базарной улице в доме, который молодой семье подарил Андрей Иванович Величкин. Дом был большой, с мезонином, стоял напротив двухэтажного Иоанно-Предтеченского храма на высоком берегу Москвы-реки.

Родные отца Петра и матушки Марии Андреевны часто гостили в их доме, а протоиерей Андрей Величкин настолько полюбил это место, что выйдя за штат, поселился у Озерецковских. Здесь прошли его последние годы, и он был похоронен на церковном кладбище.

Одним из любимых праздников на селе издревле считался день Рождества Иоанна Крестителя. С раннего утра по окрестностям разносился малиновый звон с колокольни храма Рождества Иоанна Предтечи, созывая прихожан на службу. Нарядно одетые сельчане целыми семьями приходили на богослужение.

Во время службы звучали песнопения большого церковного хора. Ежегодно в этот день совершался Крестный ход с иконами и хоругвями. Продолжала праздник традиционная ярмарка. На нее съезжались торговцы из разных поселений, не только близлежащих, но и издалека. Веселыми шутками-прибаутками зазывали они покупателей.

Один из лучших учителей

Отец Петр проводил большую часть времени на службе в храме, затем ходил с требами по домам. Приход Иоанно-Предтечеснкого храма был большой. Кроме Новорождествена, к нему относились села Вертячево, что за Москвой-рекой, и Заболотье, находившееся за лесом.

В 1913 г. священник Петр Озерецковский был награжден нагрудным знаком и бронзовой медалью в память 300-летия царствования дома Романовых.

С 1913 до 1918 г. отец Петр служил заведующим и законоучителем в сельской церковно-приходской школе. «Учитель Новорождественской школы священник П. Озерецковский является одним из лучших заведующих и законоучителей церковно-приходских школ Московской епархии за 1914-1915 гг.», было отмечено в одном из номеров газеты «Московские церковные ведомости».

6 мая 1916 г. Его Высокопреосвященство митрополит Московский и Коломенский Макарий за усердие и труды на поприще духовно-просветительской деятельности наградил священника Петра Озерецковского набедренником.

Вместе с отцом Петром в церковно-приходской школе около двух лет работала учительницей и его супруга Мария Андреевна. После рождения дочери Веры (1915) она полностью посвятила себя воспитанию детей и домашним хлопотам. Позже в семье Озерецковских появилось еще трое детей: в 1917 г. родился Сергей, в 1921 г. – Ольга, в 1923 г. – Валентин.

Отец Петр очень любил своих детей и все свободное время посвящал семье. Он с удовольствием работал на приусадебном участке и ухаживал за скотиной. В пойме реки Озерецковские сажали картофель и капусту. Дети во всем помогали отцу, они работали на огороде, заготавливали на зиму дрова, косили сено, пасли корову. Мария Андреевна вместе с другими женщинами из села возила молоко на продажу в Москву. Несмотря на жестокие испытания, которые принесла революция, начавшуюся сплошную коллективизацию с ее перегибами, семья священника продолжала жить дружно, сохраняя любовь и взаимопонимание.

Трудовые будни Озерецковских протекали на глазах у односельчан. Люди с большим уважением относились к семье батюшки и особенно к самому отцу Петру, который был для них примером во всем, ценили его доброту и бескорыстие, трудолюбие и отзывчивость. Отец Петр никогда не отказывал прихожанам в духовной помощи, в исполнении треб, не считаясь с дальностью расстояния и личным временем. Вместе с односельчанами переживая все трудности, батюшка не мог и представить, какие жестокие испытания ожидают его впереди.

Закрытие храма

В первый раз Петра Александровича арестовали зимой 1934 или 1935 г. (точная дата не установлена). Уполномоченные, ворвавшись среди ночи в дом Озерецковских, разбудили всю семью. После тщательного обыска в доме ничего компрометирующего священника не нашли. Несмотря на это без каких-либо объяснений отца Петра увезли в Раменское отделение милиции, оставив домочадцев в подавленном состоянии. Вернулся батюшка только под вечер следующего дня, бледный и утомленный. О том, что с ним случилось, он на кухне шепотом поведал лишь супруге, чтобы не огорчать детей. Между тем на следующее утро он как ни в чем не бывало служил в храме, исповедовал и причащал прихожан.

Осенью 1936 г. жители села узнали о решении власти закрыть храм Рождества Иоанна Предтечи. Причиной служила якобы необходимость высвобождения территории под строительство ЦАГИ. С этой целью предполагался снос не только церкви, но и всего села Нового. По просьбе церковного совета, получив благословение настоятеля отца Феодора, священник Петр Озерецковский и председатель совета Надежда Кислова поехали в Москву, где обратились в Синод за консультацией по вопросу о сохранении храма. Управляющий делами посоветовал им не начинать борьбу с органами советской власти.

– А есть ли возможность отсрочить закрытие храма? – спросила Надежда Кислова.

– Конечно. Попробуйте написать ходатайство во ВЦИК.

Вернувшись из Москвы, отец Петр рассказал настоятелю о результатах поездки, и они безотлагательно составили прошение. В течение десяти дней собрали подписи верующих и в таком виде ходатайство отправили во ВЦИК. Неутешительный ответ пришел лишь через полгода – 11 мая 1937 г. Церковь все же постановили закрыть. Несмотря на активное сопротивление прихожан, вскоре храм был закрыт, а церковные ценности вывезены. В этот день окна дома Озерецковских были наглухо закрыты шторами. Отец Петр не хотел, чтобы его близкие видели, как оскверняют церковь, в которой он служил без малого двадцать пять лет.

После закрытия Новосельского храма батюшка стал служить в единоверческой церкви в честь Архангела Михаила, что в Михайловой Слободе. Как и прежде, по просьбе сельчан отец Петр часто ходил по домам, совершая требы.

Летом 1937 г. сотрудники милиции Раменского района начали сбор материалов на защитников Новосельской церкви (после революции село переименовали в Новое). К «зачинщикам бунта» относился и священник Петр Озерецковский. 31 июля на допрос были вызваны первые свидетели. Показания их в отношении отца Петра были разные. Некоторые свидетели утверждали, что он был одним из инициаторов нелегальных сборищ, на которых разрабатывались мероприятия по защите церкви.

Один из этих свидетелей сообщил: «…дней за 5 до закрытия церкви, священник Озерецковский и дьячок Ильинский собрали собрание верующих с обсуждением вопроса о недопустимости закрытия церкви, для чего избрали Комиссию из наиболее верующих и послали в Москву к М. И. Калинину с жалобой на незаконные действия местных властей в части закрытия церкви».

Второй свидетель, допрошенный в этот же день, заявил: «Примерно на 2-й день после закрытия церкви на квартире церковного старосты <…> было созвано собрание церковников. <…> Инициаторами созыва этого собрания были поп Озерецковский и дьячок Ильинский».

Третий свидетель, не имея доказательств, высказал собственные предположения о том, что Озерецковский активно, но скрытно действовал через церковный совет и верующих.

Житель села Нового, рабочий фабрики «Красное Знамя», на допросе 19 сентября 1937 г. заявил: «Мне кажется, что главным руководителем церковников в Новом селе является поп Озерецковский, а практическим исполнителем была Кислова Надежда Васильевна. <…> Кто являлся организатором сборища мне не известно, так как я в это время был дома, но считаю, что это дело рук попа Озерецковского и церковного старосты Кисловой Н. В.».

Допрошенная жительница села Нового утверждала, что в доме отца Петра «…жена Озерецковского говорила: "Вот посмотрите, церковь закрыли, а там ангелы все время поют". Отсюда вскоре такие разговоры распространились по всему селу.

29 августа 1937 г. в Раменской милиции вынесли постановление о привлечении «попа Озерецковского Петра Александровича» в качестве обвиняемого.

Начало крестного пути

В полночь 4 сентября 1937 г. в дом Озерецковских с ордером на обыск и арест явились сотрудники НКВД с понятыми. При обыске вещественных доказательств вины отца Петра обнаружить не удалось. Однако были конфискованы: паспорт на имя священника, серебряный крест с украшениями на цепочке, серебряный крест простой на цепочке, а также личная переписка и фотокарточки.

Прощание с женой и детьми было недолгим. Со слезами на глазах смотрели они, как самый близкий, родной человек под конвоем сотрудников НКВД шагнул за порог, не подозревая, что навсегда покидает свой дом.

После бессонной ночи, собрав передачу для мужа, Мария Андреевна поспешила в Раменское. Свидания ей не разрешили, но узелок с вещами передать удалось. В ответ из следственного изолятора она получила небольшую записку от отца Петра, которую до сего времени бережно хранят его потомки. Он писал:

«Всех целую. Жив-здоров. Спасибо за присланное – белье оставлю у себя, а то это на мне не очень чистое. Конфеты и хлеб послал обратно. На следующий раз принесите сахару, а конфет не надо. Много вообще не носите, а то испортится. Ваш Озерецковский».

Утром по дороге в школу младшие дети Ольга и Валентин Озерецковские от соседских ребят узнали, что этой же ночью были арестованы псаломщик Дмитрий Иванович Ильинский, староста церкви Надежда Васильевна Кислова и прихожанка Ольга Васильевна Евдокимова.

Допрашивать отца Петра начали 5 сентября 1937 г. В протокол допроса, как положено, следователь внес паспортные данные арестованного, его социальное положение, род занятий, состав семьи, полученное образование. В графе «Служба в Красной Армии» он отметил: «Не служил» – и тут же в скобках добавил: «Служил в тыловом ополчении г. Бронницы в 1919–1920 гг.».

Первый вопрос был о связях задержанного со священнослужителями и активными церковниками Новосельского храма. Отец Петр ответил, что связи носили исключительно служебный характер, а встречи с перечисленными лицами происходили только по церковным делам.

– Следствие располагает материалами о Вашей активной контрреволюционной деятельности. Следствие требует от Вас датьпоказания, в чем конкретно выражалась Ваша контрреволюционная деятельность? Кто был инициатором сборища группы верующих около церкви?

Судя по протоколу, священник ответил, что никакой контрреволюционной деятельностью он не занимался. Узнав о решении властей закрыть храм, он не проявлял инициативу противодействовать этому решению, лишь сообщил своему епархиальному начальству о закрытии церкви ввиду государственной необходимости.

– Инициатора сборища группы верующих я не знаю, так как в эти дни я был в отъезде, – добавил арестованный священник.

Допросы продолжались в течение трех дней. И каждый раз на вопрос, признает ли себя Озерецеовский виновным в контрреволюционной деятельности, отец Петр отвечал:

– Виновным в контрреволюционной деятельности себя не признаю.

21 сентября 1937 г. отца Петра снова вызвали на допрос.

– Следствие располагает данными, что дебошем, устроенным церковниками 15 мая по случаю закрытия церкви в Новом селе, руководили лично Вы. Требую от Вас правдивых показаний.

Отец Петр категорически отверг это обвинение, заявив, что он не принимал участия ни в подготовке дебоша, ни в его проведении.

– Следствию известно, что Вы давали директивы и указания по сбору нелегального собрания на дому у Кисловой. Подтверждаете Вы это?

– Не подтверждаю.

В тот же день было составлено обвинительное заключение на всех арестованных «новосельских церковников», в котором говорилось, что они, «будучи тесно связаны между собой, вели активную контрреволюционную деятельность среди граждан Нового села, связанную с террористическими запугиваниями и действиями, направленными против руководителей партийных, советских и других организаций Нового села, в результате чего имели место дебош и террористические выкрики церковников по адресу сельского актива и местных органов советской власти». Здесь же было отмечено, что Петр Александрович Озерецковский виновным себя не признал. Обвинительное заключение заканчивалось постановлением о направлении следственного дела на рассмотрение тройки. Петр Александрович был переправлен в Таганскую тюрьму, где находился почти месяц в ожидании решения своей участи.

Узнав о переводе отца Петра в Москву, Мария Андреевна неоднократно ездила в столицу, пытаясь хоть что-то узнать о своем супруге, но безуспешно.

17 октября 1937 г. тройка НКВД по Московской области приговорила Петра Александровича Озерецковского к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение 21 октября 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой, где Петр Александрович Озерецковский был погребен в общей могиле.

Скорби семьи «врага народа»

Значительно позже на Лубянке семье Озерецковских сообщили, что отец Петр осужден на десять лет без права переписки. Знакомые говорили Марии Андреевне, что такая формулировка может означать расстрел, но и она, и дети не хотели даже думать об этом. Они поддерживали друг друга и надеялись на лучший исход.

После расправы над Петром Александровичем начались гонения и на его домочадцев, как это было принято в отношении семей «врагов народа». Марию Андреевну решили разлучить с детьми, отправив ее на трудовой фронт, чтобы окончательно разбить семью. Однако после медицинской комиссии, нашедшей у нее серьезное заболевание сердца, матушка была признана нетрудоспособной.

Старший сын Николай, работавший художником-оформителем в Москве, после ареста отца был тут же уволен с работы, тяжело заболел и долгое время восстанавливал здоровье в родном доме под присмотром матери. После выздоровления он вдохновил сельскую молодежь на организацию театральной студии, став ее руководителем. Основными же средствами, на которые существовала семья Озерецковских, были небольшие деньги, выделяемые сельским советом за сдачу нескольких комнат их большого дома учителям местной школы. Из-за недостатка средств к существованию младшей дочери Ольге пришлось бросить школу. Окончив полугодичные курсы учителей, в 1938 г. она получила место учительницы начальных классов в Новохаритоновской средней школе. Сергей поступил в медицинский институт. У Веры, старшей дочери Озерецковских, родилась девочка.

Время шло, неотвратимо приближая новые тяжелые испытания для семьи Озерецковских. Грянула Великая Отечественная война. Летом 1942 г. почти в одно время погибли два сына Марии Андреевны – сначала самый младший, Валентин, вслед за ним – старший, Николай. Живым с фронта вернулся только Сергей.

Очередная беда постучалась к Озерецковским в 1953 г., когда дома жителей села Нового стали перевозить на другое место, освобождая территорию для ЛИИ(переезд осуществлялся с 1952 по 1954 г). Благополучно перевезли и добротный дом Озерецковских, однако у Марии Андреевны не оказалось доказательств, что дом принадлежит ей.

К сожалению, купчая на дом, в котором более 40 лет жила ее семья, была утеряна. Испытывая душевную боль от потери родного гнезда, Мария Андреевна четко понимала, что бороться с чиновниками жене репрессированного бесполезно. Ее поселили в 16-метровую комнату в коммунальной квартире с двумя соседями. А в доме Озерецковских разместился сельский совет, который пребывает в нем и до сего времени.

Десять лет прожила Мария Андреевна Озерецковская в селе Новом, издали с болью глядя на дом, в котором когда-то была счастлива в кругу своей семьи. В августе 1963 г., сдав свою комнату, она переехала в подмосковную Кубинку к сыну Сергею, а через месяц 5 сентября Мария Андреевна отошла ко Господу, так и не узнав о расстреле супруга, его последующей реабилитации и канонизации.

Петр Александрович Озерецковский был реабилитирован Постановлением Президиума Московского областного суда № 1015 от 30 июня 1962 г.

Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 г. священник Петр Озерецковский был канонизирован в лике священномучеников.

Память святого совершается 21 октября (н. ст.) в день его мученической кончины, который по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия стал общим днем памяти Жуковских новомучеников, в праздник Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской (7 февраля н. ст., если этот день воскресный, либо в ближайшее воскресенье, предшествующее этому дню или последующее за ним) и в день Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (4-я суббота по Пасхе).

сщмч.Петр Озерецковский.jpg икона сщмч. Петра Озерецковского.jpg икона новомучеников Жуковских.jpg

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.