В пятнадцатой главе первого послания к Коринфянам Апостол Павел обличает тех, которые хотя и считали себя христианами, но не верили в грядущее воскресение всех умерших. И сначала он пишет о воскресении Самого Господа Иисуса. Ведь факт, что «Христос умер за грехи наши», «что Он погребен был, и что воскрес в третий день», подтверждается многими свидетелями. Воскресший Христос Сам «явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых» (1 Кор. 15,
Апостол говорит и о логичности, и о нравственной необходимости воскресения. А потом обращается и к самым пытливым, которые дерзновенно интересуются подробностями, мол, а как именно все это произойдет? Таковым Апостол говорит: «Безрассудный»!.. И как же не безрассудный, когда думаешь, что все способен понять, вместить, представить себе?! Ты допытываешься о том, какою будет воскресшая плоть, но разве ты уже разобрался с той обычной плотью, в которой существуешь и ты, и то, что вокруг тебя? «Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет; и когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое; но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело».
Мы сеем именно «голое» зерно. Мы сеем из года в год и знаем, что вырастет из посеянного. Но если бы любое зерно попало в наши руки впервые, то никто из людей не мог бы не то что предсказать, что именно из него вырастет, но и вообще не мог бы сказать, что это такое. Потому что тело этому зерну, способность расти и плодоносить дает именно Сам Бог, дает, «как хочет, и каждому семени свое тело» (1 Кор. 15, 38). Так и в растительном мире, и в животном, и в человеческом. Ибо «не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц». Бог может дать тело и совсем без зерна. Так, есть «тела небесные». И «иная слава небесных, иная земных; иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе».
Тайна нынешней плоти ничуть не меньше, чем тайна будущей. Но одно их объединяет: и в том, и в другом случае «сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе». Мы знаем, что тления, немощи и уничижения не избежать никому. Но мы верим, что силою Воскресшего Христа это единственный путь к нетлению, славе и силе. «И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного».
А пока перед нами лишь могилы. Но когда мы посещаем их, особенно, как в последнее время вошло в обычай, на Пасху, то даже неверующие испытывают