Однажды фарисеи спросили Господа Иисуса Христа: «Когда придет Царствие Божие»? Вопрос «когда?» может означать и «когда по времени»? и «при каких условиях»? Но Господь не ответил ни в первом, ни во втором смысле. Он неожиданно сказал, что Царствие Божие вообще нельзя понимать, как нечто внешнее. Оно не приходит, как приходит день, как приходят одно за другим времена года. И даже нельзя сказать, что оно вообще придет: «Не придет Царствие Небесное приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть». Заметим, что именно уже есть «внутрь вас». И поэтому даже и не дожидаться надо, когда оно, наконец, внутри нас образуется и появится, но ужаснуться той мысли, что его в нас может не быть!
Человек вообще только тогда поистине живет, когда живет настоящим моментом. Как в притче: какое дело самое важное? которое делаешь в данный момент. Какой человек самый главный? который сейчас рядом.
Однажды послушник спросил старца: «Как спастись? А для этого надо угомониться. А как это? Вот, ты сейчас послушник, а, наверное, ждешь, когда тебя постригут? Да. А потом будешь ждать, когда тебя в иеродиаконы произведут, а потом в иеромонахи? Да. Вот, сейчас пост, а ты, наверное, хочешь, скорей бы Пасха? Да. И ждешь, когда лед сойдет, и паломники станут приезжать? Да. А вот когда тебе будет все равно, что пост, что Пасха, что лето, что зима, послушник ты или игумен, вот тогда ты и угомонишься, и встанешь на путь спасения
Иначе говоря, все и всегда должно быть пронизано светом Царствия Небесного. В любом событии должно быть ощущение радости и достаточности, ощущение Божьего присутствия и Божьей победы. И даже не «должно быть», а есть на самом деле. Ведь кому ответил Господь, что «Царствие Божие внутрь вас есть»? Даже не ученикам, а врагам, фарисеям. Потому что поистине оно есть в каждом, и для каждого. Надо только протянуть руку и взять. Только щелкни выключателем, и зажжется свет. И напрасно будем ожидать, что река времени сама по себе принесет нечто доброе. Даже если