Притча о минах наводит на сравнение с притчей о талантах. И там, и здесь некий господин, отходя, оставляет каждому рабу некую сумму денег. Но талантов давалось разное количество, «каждому по его силе» (Мф. 25, 15). Мина же только одна каждому. Приращение талантов шло половина на половину. А на одну мину один приобрел десять, другой пять. Нерадивый же раб возвратил либо единственный талант, либо единственную мину.
Еще обратим внимание, что в притче о талантах некий замкнутый мир, где только господин и его рабы. А в притче о минах, кроме рабов, есть еще и свободные граждане той страны, которые «ненавидели» господина, и не хотели, чтобы он был над ними царем. В обоих случаях и единственный талант, и единственная мина, не принесшие приращения, были отобраны и отданы тому, у кого было десять талантов или мин.
Все добрые и верные рабы получили похвалу за то, что были верны в малом. Но те, которые умножали таланты, просто были приглашены войти в радость господина. А приобретшие мины получили власть над городами, соответственно количеству приобретенных мин. Враги же господина, не желавшие, чтобы он получил царство, были избиты пред его очами.
И в той, и в другой притче говорится, что все мы получаем от Бога некие дары. Но в этих дарах есть некая «переменная» величина, которая дается каждому «по силам его». А есть и некая «постоянная», которая дается каждому в равной мере. «Переменная», это те дары, которые в разной степени Бог дает всякому человеку, верующему и неверующему.
Но есть дар, который получает только тот, кто называется христианином. Христиане говорят, что Господь Иисус Христос «по Своему изволению и благодати» спас нас, разрушив смерть и даровав каждому «жизнь и нетление через благовестие». Благовествуется всему миру, но христианин тот, кто принял эту благую весть, признал Иисуса Христа своим Царем и Богом.
Вот христиане и получили каждый по одной мине, не больше, и не меньше. Потому что как жизни, так и смерти не может быть ни больше, ни меньше: если живем, то живем вечно, а если умираем, то умираем навсегда. Христос распялся за каждого, ни больше, ни меньше. И если мы признаем этот факт, то он определяет всю нашу жизнь. А эта наша новая жизнь работает, свидетельствует о нашей вере. Она как бы отдается торгующим, чтобы работать не только в нас, но и вокруг нас. Благовестник и делом, и словом говорит каждому: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе». И мина благовествующего рождает мину в слушающем и в одном, и в другом, и в пятом, и в десятом. От свечи зажигается новая свеча и другая, и третья. И все это приносится Господину.
Но как же тот, который ничего не принес? Ведь он знал, что господин имеет привычку брать, «чего не клал», и жать, «чего не сеял». Знал, и не сделал. Почему? Может быть, стыдился «свидетельства Господа нашего Иисуса Христа»? может быть, боялся страдать «с благовестием Христовым»?
Но, может быть, и лучше, если мы этого никак не можем понять. Потому что понять богопротивника, это значит приспособить свой ум к его уму, точнее отравить свой ум его лукавым умом. И то, что это нам никак не удается, может быть, как раз и говорит о том, что мы не совсем безнадежны для Царствия Небесного, и что «благодать Божия» все-таки «не тщетно» была принята нами.