Продолжая наставлять Тита, Апостол Павел предостерегает, чтобы христиане не внимали «иудейским басням и постановлениям» (Тит.1, 14). Очевидно, имеются в виду постановления о «чистом и нечистом». Потому что тут же он говорит: «для чистых все чисто».
Иудейская боязнь понести духовный урон от
Апостолы и учили каждого блюсти чистоту своего сердца. Например, чтобы «старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении». А похоти и прихоти, когда они по причине возраста уже неисполнимы или вредоносны, имеют у старцев особенный оттенок нечистоты.
Апостол напоминает, чтобы и «старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству». Что, как не внутренняя нечистота выявляется, когда пожилая женщина молодится, красится, легкомысленно одевается? А самое страшное, это пристрастие женщины к вину. Как может устоять дом, где хозяйка пьяница?
А чему должны старицы учить «молодых»? Оказывается, «любить мужей, любить детей, быть
добрыми, покорными своим мужьям». А как часто наоборот: мать ревнует дочь, учит настаивать на своем, и не давать мужу верха в семье. И отсюда вечный конфликт: теща зять. И сколько отсюда бывает в семьях всякой нечистоты! А
А для юношей главное «быть целомудренными». Тут для них самые сильные искушения, имеющие основание в самой человеческой природе. И тут всем бы миром помогать юношам, беречь их сердца от «пищи роковой», пока не придут в духовный и телесный возраст, когда смогут вступить в законный христианский брак.
Так что причина всякой нечистоты в нас самих. А о собаках, как видим, ничего не сказано. И если мы не заботимся о чистоте наших помыслов, то, как «для чистых все чисто», так и «для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть». А ни один из помыслов так не способствует росту нечистоты, как искать причину зла не в себе, а в других: в людях ли, в животных ли. И если уж