Однажды Господь пришел «в дом одного из начальников фарисейских», где оказался «человек, страждущий водяною болезнью. По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали». По их законам, врачевание, в числе прочих дел, в субботу было запрещено, и они не могли сказать: «позволительно». А сказать: «не позволительно» не давала человеческая совесть. Потому что одно дело когда сидим и рассуждаем в кабинете, и совсем другое когда живой, страждущий человек молит о помощи. Тут теории проверяются на прочность.
Это касается и вопроса к каким средствам можно, а к каким нельзя прибегать в болезнях. Например, пришла маловерная, отчаявшаяся женщина. Ее неверующий муж или сын погибает, и всех губит своим пьянством. Можно ли прибегнуть к методу, в котором последняя надежда? Чтобы объяснить, почему, по нашему мнению, нельзя, надо начинать буквально от Адама и Евы. А ей не до того: для нее вопрос о жизни и смерти. И совсем другое дело, когда спрашивает церковный человек, для которого страшнее всего повредить душе. Вот здесь можно порассуждать о допустимости того или иного метода лечения.
Также не все однозначно, когда человек вдруг обрел в себе дар целителя, и уже испытал радость помогать тем, кого оставили врачи. Ему доказывают, что делать этого
Когда не действуют слова, надо, очевидно, предать на волю Божью. Жизнь сама покажет, что вырастет из этого семени. Но надо посоветовать быть особенно внимательным. Вот, ты вылечил рак. А больной после этого лишился разума. Другому больному, недавно уверовавшему, ты посоветовал сначала пособороваться и причаститься. Он со слезами, с покаянием исполнил это. И
Конечно, ты пытаешься обратить больного к вере, рассказать о Христе, приобщить к Церкви. Тот слушает, старается выполнять. Но лишь до излечения. Потому что пришел он не за этим. Получается, что религию ты обратил на службу здоровью.
Надо и за собой особенно внимательно смотреть. Чисто ли ты живешь? И не является ли, например, «любостяжание» главной пружиной твоей деятельности? Не жалуешься ли, когда тебе мало заплатят? Ведь «блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым». И «никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в царстве Христа и Бога». И потом помнишь ли ты, что «возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится»? И получается ли у тебя всегда и везде постараться сесть «на последнее место»? И не обижаешься ли, когда тебе приходится это сделать поневоле?
Наблюдай и размышляй. И «никто да не обольщает вас пустыми словами», что вот, мол, ты благодетель страждущего человечества. Бог дает Свои особые дары только за многие подвиги, дает их тому, кто достиг бесстрастия. А если не так, то, скорее всего, они не от Бога, но чтобы прельстить, погубить через гордость, и не допустить войти в царство «Христа и Бога» и тебя, и тех, кто прибегнул к твоей помощи.