После убиения Стефана «произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме, и все, кроме Апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии» (Деян.8,1). Но Господь и здесь обратил зло во благо: гонение привело к распространению веры. «Так Филипп пришел в город Самарийский и проповедовал им Христа. Народ единодушно внимал тому, что говорил Филипп, слыша и видя, какие он творил чудеса» (Деян.8,5?6).
В то же время в Самарии был некий «муж именем Симон, который перед тем волхвовал и изумлял народ Самарийский, выдавая себя за
Но обратим внимание: Симон «изумлял» народ своими волхвованиями. А после проповеди Филиппа «была радость великая в том городе». В одном случае «изумление», бесплодное напряжение ума, а в другом «радость», чувство духовного насыщения.
Но вот и Симон уверовал, и даже «не отходил от Филиппа». Однако будем внимательны: в то время, как в народе радость, Симон теперь сам «изумлялся на Филиппа». Значит, не сумел войти в простую радость детей Божиих. Симон по натуре так и остался волхвом, хотя внешне и принял крещение.
Ведь существует не только черная магия, когда хотят достичь своих целей с помощью темных сил. Есть и белая магия, когда стремятся, хотя и с помощью церковной святыни, но опять же во что бы то ни стало достичь своих целей.
И это всегда можно распознать. Например, чтобы прошла зубная боль, некоторые советуют
Или советуют три дня подряд причащаться, чтобы выздороветь. Что тут плохого? Дело в том, что всякая Евхаристия, всякое причащение Тела и Крови Христовых есть полнота, есть совершенная Пасха. Можно причащаться хоть каждый день, если к этому есть живое стремление. Но заведомо разделить полноту на три, значит разрушить ее!
Волхвованию учатся. Учатся, какие совершать магические действия, чтобы получать желаемое. Так и Симон внимательно наблюдал за Филиппом, пытаясь уловить
Но когда пришли Апостолы Петр и Иоанн, Симон оживился. Он увидел, как «чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой» (Деян.8,18), и захотел за деньги научиться этому, так сказать, «приему»:
Враг очень тонко проникает в Церковь, даже во Святая Святых, чтобы незаметно подменить и уничтожить спасающую силу. Господь же попускает этому, чтобы мы учились все делать со вниманием, разумно и сознательно, точно постигая смысл всякого церковного действия.