Мы, христиане, выбрали свой путь к вечной жизни. Но неужели путь только один через Церковь? А как же другие люди, которые иначе веруют, или вовсе не веруют, а добра делают гораздо больше?..
На этот счет есть разные мнения. Но все наши «мне кажется» и «мне думается» не способны ни отворить врата Царствия Небесного, ни затворить их.
Сегодня читаем о Корнилии сотнике. Он как раз из тех людей, глядя на которых, можно усомниться в единственности нашего пути. Корнилий не был христианином, но знал Единого Бога, и был муж «благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу».
И вот, однажды ему является Ангел и говорит
Что? Наверное: «Корнилий, ты угодил Богу, ты спасен, войди в Царствие Небесное!» Чего еще достоин этот замечательный человек?.. Но Ангел говорит: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом. Итак, пошли людей во Иоппию, и призови Симона, называемого Петром. Он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой».
Корнилий призвал Петра, услышал о Иисусе Христе, о Его воплощении, о земной жизни, о Его распятии «нас ради человек и нашего ради спасения», о Его воскресении. И когда Корнилий слушал, Дух Святой сошел на него, и он вместе со всем своим домом принял от Апостола святое крещение.
Пример этот ясно говорит, что ни молитвы, ни добрые дела сами по себе не спасают. Спасает только вера в воплотившегося и распятого за нас Господа Иисуса Христа. Дверь спасения отворяет только пролитая за нас Его Кровь, и мы входим в эту дверь только так, как заповедал Сам Искупивший нас: через святое крещение.
Господь хочет спасения всем. Он и Апостолу Петру повелел, чтобы тот «не почитал ни одного человека скверным или нечистым». И искание Бога не тщетно, и добрые дела не напрасны. Но все это только свидетельствует пред Богом, что душа жива и не безнадежна. И Он пошлет благовестника, чтобы показать дверь спасения тому, кто чистосердечно и усердно ее ищет.
Но обойти дверь спасения, которая есть Христос, нельзя, потому что только Он есть «Путь и Истина и Жизнь» (Ин.14,6).
Итак, когда мы рассуждаем: кто спасется, а кто не спасется? это лишь праздное любопытство. Вопрос должен стоять: как мне самому спастись? И тогда, как Корнилий, и себя спасешь, и дом свой, и многих вокруг себя.