В Своей беседе о последних временах первое, от чего предостерегает Господь, это: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4). Прельстители будут всегда, и в каждое время у них будут свои особенности. Но есть для всех и нечто общее, в чем Господь только что обличал современных Ему прельстителей, которые самозвано уселись «на Моисеевом седалище».
Но всегда должно настораживать, когда на нас пытаются взвалить «бремена тяжелые и неудобоносимые», когда не хотят видеть наших сил и возможностей. Прочитаешь иную книгу, и в отчаянии скажешь: «если все так, то спастись невозможно»! Но разве, прочитав Евангелие, так скажешь? В Евангелии дух живой любви. Господь хочет милости, «а не жертвы» (Мф. 9, 13); милостыни, а не десятины; а для начала хотя бы чаши холодной воды (Мф. 10, 42). Так что все прочитанное и услышанное надо сличать с евангельским духом.
Должно настораживать и благочестие, когда оно слишком уж режет глаза. Господь неоднократно говорил, что истинное благочестие всегда в тайне, всегда только для Небесного Отца. Если же все подчеркнуто на виду, то за этим обязательно скрывается какая-либо корысть. За всем внешне очень уж привлекательным могут, как за раскрашенными гробами, скрываться «мертвые кости и всякая нечистота».
Не должна обольщать и повышенная миссионерская активность, когда обходят «море и сушу, дабы обратить хотя одного». На самом деле это может вести лишь к тому, чтобы сделать новообращенного «сыном геенны, вдвое худшим», чем сам миссионер. Сектанты не сидят на месте, они ходят по домам, пристают на улице. Для всякого ложного учения, которое не может дать истинного блага своим последователям, свойственно устремляться во все стороны, чтобы привлекать новых и новых членов в свою западню.
Господь предостерегает и от тех, которые любят величаться высокими словами: «Учитель»! «Наставник»! «Отец»! Например, кто спешит объявить себя твоим «духовным отцом». А ты не спеши никого так называть. Порой проходит очень много времени, прежде, чем откроется, кто поистине твой духовный отец в Иисусе Христе, в нашем единственном Отце Небесном.
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас», говорит Господь. А прельстители не только себя могут выдавать за
Внезапное «пришествие Сына Человеческого» все обнажит, все поставит на свои места. Так магнит выхватывает из земли крупицы железа: «будут двое в поле: один берется, а другой оставляется. Две мелющие в жерновах: одна берется, а другая оставляется». И, конечно же, будут двое молящихся; двое проповедующих; двое учащих; двое называемых «отцами». Листва пышная, а плодов нет. «Иду, государь», а сам не пошел.
И снова Господни слова, позволяющие распознавать истинное величие, и избежать как прельщения, так и самопрельщения: «Больший из вас да будет вам слуга. Ибо, кто возвышает сам себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится».