В Евангелии есть разные заповеди. Одни общие с другими религиями и с теми обычаями, которые стали общечеловеческими. А перед другими даже считающий себя верующим стоит в недоумении. Так, когда слышим: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся», у мирского «здравого смысла» сразу вопросы: любому ли просящему давать? А не на водку ли он просит? А отдаст ли вовремя? А не развратит ли его моя доброта?
А история Церкви приводит удивительные примеры. Филарет Милостивый, неуклонно выполняя эту заповедь, поначалу совсем разорил свою семью. Его не остановили ни укоры жены, ни ропот детей, потому что он твердо усвоил, что выполнить данную Богом заповедь, это лучшее проявление заботы о семье. Так и вышло: Господь и его прославил, и семью обогатил. А главное, во всех умножилась вера в неусыпный Божий Промысел.
Был еще Александрийский патриарх Иоанн Милостивый. Когда он шел по городу, его служитель нес мешок с деньгами, и по слову Иоанна давал просящим. Подошел нищий. Иоанн велел дать. Проситель обежал вокруг квартала и снова подошел. Иоанн снова велел дать. Тот забежал и в третий раз. Служитель не выдержал: «Владыка! этот наглец уже третий раз подходит». Тогда святой человек говорит: «Дай ему вдвойне: уж не Христос ли мой меня искушает?» Вот как можно выполнять эту заповедь.
А дальше Господь заповедует такое, что уж совсем не укладывается в мирской «здравый смысл»: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас».
Кто может любить желающих сжить его со света? Только тот, кто, еще будучи здесь, уже утвердил свое жительство на небе, кто сердцем уже там, где Христос одесную Бога.
В истории Церкви много и таких примеров. Вот умирает старый монах. Вокруг собрались духовные братья, а он просит позвать соседа, который постоянно делал ему зло. Тот приходит, и монах начинает целовать ему руки, говоря: «Братия! вот этими руками вхожу я ныне в Царствие Небесное!»
Известный афонский подвижник Силуан говорил, что главное отличие православного от любого другого, называющего себя христианином, это отношение к врагам: любишь ли ты их?
Православный тот, кто право славит Бога, чьей жизнью Бог настолько прославляется, что люди вокруг тоже начинают веровать и славить Его.
Если за слабой нищенской рукой видим могучую руку Небесного Хозяина, то люди тоже будут видеть ее.
Если в своих мучителях и врагах видим несчастных, которые губят только себя, а нас приближают к вечному блаженству, то каждый, глядя на нас, от всего сердца воскликнет: «Благодарю Бога моего через Иисуса Христа за всех вас, что вера ваша возвещается во всем мире»!