26 июня губернатор Московской области Борис Всеволодович Громов совершил паломническую поездку на Валаам. Его сопровождали
История Северного Афона, этого оплота Православия на севере Руси, насчитывающая не одно столетие, как и большинства святынь России, уникальна и трагична.
Главную святыню острова —
В
Выходцы с Валаама стали основателями многих северных обителей. Это преподобные Савватий Соловецкий, Арсений Коневский, Александр Свирский и другие. Московские цари жаловали Валаамский монастырь драгоценными окладами для икон, церковной утварью, облачениями и книгами.
Процветанию обители мешали постоянные набеги шведов, разорявших и грабивших монастырь и убивавших иноков, которые никогда не оказывали им сопротивления. Оставшиеся в живых прятались в лесах или перебирались в другие обители на берегу Ладожского озера.
Периоды упадка и разорения сменялись периодами расцвета. Так было при игумене Назарии, который заново отстроил монастырь. При нем были точно определены монастырские владения, составлена географическая карта принадлежащих Валаамскому монастырю островов Ладожского озера. Отец Назарий составил план каменного строительства, пригласил мастеров из Ярославля. Кирпич для строительства изготавливался на Валааме, из мраморного щебня пережигалась известь. Вокруг собора в 1785–1801 годах был сооружен четырехугольник келейных корпусов, появились две каменные часовни. Но главное — по собственному проекту отец Назарий возвел первый каменный
С 1786 года Валаамский монастырь стал штатным монастырем третьего класса с государственным содержанием, а в 1796 монастырь был возведен во II класс.
Преемником отца Назария (1735–1809) на Валааме стал отец Иннокентий, продолживший строительство. Было достроено внешнее каре с церковью святых апостолов Петра и Павла над Святыми вратами на южной стороне. На северной стороне построена больница с церковью иконы Божией Матери «Живоносный источник», освященной в 1814 году. На Крестовом острове (ныне Никольском) у входа в Монастырскую бухту в 1809 году возведена каменная часовня. Число братии достигло до ста человек. Игумен Иннокентий взялся также за благоустройство Ондрусовской и Сяндемской пустынь, укрепив авторитет Валаамского монастыря в Приладожье.
В 1822 году император Александр I возвел Валаамский монастырь в I класс «по уважению древнего существования и благоустройства».
Деятельность игумена Иннокентия продолжили следующие настоятели Ионафан и Варлаам. Но при игумене Вениамине, назначенном не из числа Валаамских иноков, добрые традиции и порядки были нарушены, хозяйство запущено и монастырю опять грозил упадок.
Следующий этап возрождения Валаамского монастыря (1839–1881) связан с именем игумена Дамаскина, который взялся за укрепление дисциплины в монастыре. Новый настоятель потребовал соблюдения Устава от всей братии и сам тому был примером. Он стал общим духовником. На все главные должности назначил лично им выбранных монахов. Была введена строгая специализация послушаний. Работать стали «от зари до зари». Провинившихся игумен Дамаскин посылал на самые трудные работы. А от нерадивых и нарушающих монастырские порядки решительно избавлялся, изгоняя их из монастыря.
В 1840 году началась перестройка любимого настоятелем скита Всех святых. Были сооружены новые удобные келейные корпуса вокруг прекрасного двухэтажного храма. В 1852 году была построена гостиница для паломников, поток которых возрос с открытием в 1843 году регулярного пароходного сообщения с
В 1858 году Валаамский монастырь посетил император Александр II с семейством. Валаам всегда привлекал многих деятелей культуры. Во времена игумена Дамаскина здесь творили художники П. И. Балашов, Ф. М. Иордан, М. К. Клодт, И. И. Шишкин, А. В. Гине, П. П. Джогин, Ф. А. Васильев, А. И. Куинджи. Отразился Валаам и в творчестве П. И. Чайковского, А. Н. Апухтина, Н. С. Лескова, гостивших в монастыре. К 1864 году братия Валаамского монастыря насчитывала уже 140 человек. Отец Дамаскин заботился об иноках своей обители: трапеза была сытной «для поддержания сил телесных». На Валааме с 1840 года действовала больница с аптекой. Радел настоятель и о просвещении братии, приобретая для монастырской библиотеки наряду с духовной литературой учебники, научные издания, брошюры по сельскому хозяйству и различным ремеслам. Валаамская библиотека насчитывала более 12 000 томов и была одной из самых крупных в дореволюционной России. Игумен Дамаскин, самоучка, вел обширную переписку с церковными иерархами, благотворителями, архитекторами, художниками. Была введена строгая система учета во всех областях монастырской жизни, велись метеорологические наблюдения, фиксировались колебания уровня воды в Ладоге. На Валааме действовали две пекарни, различные мастерские: сапожная, портняжная, ткацкая, часовая, столярная, слесарная, бочарная, кожевенная, литейная, иконописная, позже появилась и фотомастерская. Работали заводы: свечной, кирпичный, пильный, камнерубный, гончарный, кузница. В 1863 году на Валааме был построен водопровод, один из первых в России. По всему архипелагу для удобства сообщения были проложены дороги, прорыты каналы. Леса и поля пересекла дренажная система канав. В 1866 году были приобретены три острова с лесом, сенными покосами, каменоломнями, рыбными ловлями, где впоследствии возникли отдаленные скиты Валаамского монастыря. Монастырь вел торговлю лесом, лошадьми, саженцами из своего питомника. Валаамский камень (сердобольский гранит), добываемый на принадлежащих монастырю островах, покупали в
В конце своей жизни отец Дамаскин тяжело болел, но стойко переносил страдания и был спокоен за настоящее и будущее Валаамской обители. Последним творением игумена Дамаскина стала каменная церковь во имя Преподобных отцов, в посте и подвиге просиявших, на новом кладбище, где он и был похоронен в 1881 году.
При следующем настоятеле — игумене Ионафане II вокруг монастыря были сооружены новые хозяйственные постройки с различными механическими приспособлениями, каменный хлебный амбар, ферма, второй кирпичный, кожевенный и смоляной заводы, подъемные краны на пристанях. Был построен большой парусный галиот для перевозки грузов.
В 1887 году началось строительство задуманного ещё игуменом Дамаскиным нового
В 1914 году большая часть братии была отозвана на Первую мировую войну. В 1917 году в память обо всех погибших в этой войне воинах был построен последний скит Валаамского монастыря во имя Смоленской иконы Божией Матери.
К 1917 году в Валаамском монастыре было 13 скитов, но не все они были заселены в связи с уменьшением численности братии.
С 1811 года Валаам находился на территории Великого княжества Финляндского, входившего в состав Российской империи. В 1917 году Финляндия стала независимым государством, и Валаамский монастырь оказался за пределами России. На архипелаге рядом с православным монастырем разместился финский военный гарнизон. Трудно пришлось православной обители в лютеранском государстве. В 1921 году в монастыре произошел раскол, так как не все монахи были согласны перейти на григорианский календарь (новый стиль). Валаамская братия разделилась на «старостильников» и «новостильников». Некоторых монахов лишили священного сана и мантии, других сослали в отдаленные скиты. В 1926 году большинство
В 1940 году на Валааме разместилась школа юнг и боцманов ВМФ СССР, а после Великой Отечественной войны —
С декабря 1989 года на Валааме возобновилась монашеская жизнь. С 1990 года Валаамский
Чин великого освящения верхнего храма в 2005 году после реставрации древнего
Гостей из Московской области на Германовом поле Валаамского острова встречал наместник обители епископ Троицкий Панкратий, который проводил делегацию в монастырь и рассказал о его истории. Борис Громов, митрополит Ювеналий и сопровождающие их лица после молебного пения молитвенно приложились к честным мощам основателей обители преподобных Сергия и Германа Валаамских и к чтимому списку Валаамской иконы Царицы Небесной. На молебне были помянуты паломники, члены правительства Московской области и их близкие.
По давней традиции и в знак особого почитания преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Б. В. Громов передал в дар и возжег драгоценную лампаду у их надгробия. Также в дар обители были переданы им напрестольное Евангелие и комплект богослужебных покровцов.
В Смоленском скиту, который специально был устроен для поминовения в нем русских воинов, положивших свои жизни за Отечество, была отслужена заупокойная лития. Сюда для постоянного поминовения были отданы имена погибших
Затем паломники посетили Никольский и Ильинский скиты, в каждом из которых оставили на молитвенную память дары.
Во время паломничества особо потрудившиеся в подготовке этого мероприятия были удостоены губернаторских и митрополичьих наград.
В тот же день гости вернулись в Москву, но об этом историческом паломничестве ещё долго будут вспоминать с чувством особой духовной радости и сердечного умиротворения.