21 августа на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение о преобразовании прихода Сергиевской церкви поселка Луговой Дмитровского района Московской области в
Святой Мефодий, один из первых учеников великого аввы, выбрал место для пустынножительства в 25 верстах от Дмитрова на реке Яхроме, где и поставил себе келью. Преподобный сам трудился над построением монастыря, «пеш нося» бревна через реку — отсюда обитель получила название Пешношской.
Преподобный Сергий часто посещал своего ученика в его уединении. Известно, что святые вместе копали рвы для келий, ископали два пруда и посадили аллею из вязов, сохранившуюся до настоящего времени. С благословения святого Сергия преподобный Мефодий стал первым игуменом возникшей обители.
Скончался преподобный Мефодий 14 июня 1392 г. Замечательно, что, следуя во время жизни примеру и наставлениям преподобного Сергия, он не умедлил последовать за ним и в вечные обители: авва Сергий предварил его только восемью месяцами. Нетленное тело святого Мефодия погребено в сооруженной им обители и доселе почивает в ней под спудом.
Слава о святой жизни преподобного Мефодия даже после его кончины привлекала в основанный им монастырь богомольцев и богатых жертвователей — бояр и великих князей.
Несмотря на многие невзгоды, благосостояние Пешношской обители неуклонно росло до начала XVIII в. 1700 г. для истории монастыря стал переломным: в этом году царь Петр I совершал плавание по рекам Яхроме и Дубне к Волге и посетил Пешношу. Во время своего пребывания в обители, царь услышал жалобу от игумена Феофана с братиею на непокорность крестьян и несправедливость со стороны гражданской власти в судебных делах. Дабы «сильной властью укротить непокорных и защитить обитель от несправедливостей», он своим именным указом повелел Пешношскому монастырю быть в ведении
В новом своем положении Пешношская обитель вместо игуменов стала управляться соборными старцами, присылаемыми из Лавры, — на три года каждый. Решение царя стало роковым: лишенная самостоятельности обитель стала быстро угасать и даже упразднилась в 1764 г.
В 1766 г., по ходатайству ближнего помещика — действительного статского советника М. И. Веревкина, обитель была снова восстановлена, но попала тогда, согласно последнему делению, в состав Переславской епархии. Отсюда начался период подлинного расцвета
Первым строителем, назначенным от епархии в возрожденный монастырь, был иеромонах Игнатий, ставший впоследствии возобновителем московского Симонова монастыря. Его усердием в Пешношской обители учрежден устав общежития, заведен во всем должный порядок, благоустройство и примерная строгость в жизни иноков, а в церковной службе, отличавшейся продолжительностью и благолепным пением, введен чин Афонской Горы. Все это в совокупности прославило Пешношскую обитель наравне с Валаамским монастырем и Саровской пустынью.
В 1788 г. Пешношский монастырь поступил в ведение Московской епархии в связи с упразднением Переславской. В это время строителем Пешношского монастыря являлся уже иеромонах Макарий, честные останки которого доныне почивают под спудом в настоятельском
Устроив все лучшим образом, ревностный строитель убедил митрополита Московского и Коломенского Платона (Левшина) посетить обитель, и архипастырь, пробыв в монастыре несколько дней, был изумлен отменным порядком, чиноположением, хозяйством, чистотою, братской трапезой и всем прочим. «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра», — любил позднее повторять митрополит Платон.
И в самом деле, Пешношский монастырь во дни иеромонаха Макария так славился, что и в других пустынных обителях говорили о нем с духовным восторгом. Высокопреосвященнейший Платон часто представлял в пример настоятелям отца Макария и его обитель. Он имел духовную связь и переписку с архимандритом
Устав монашеского общежития от Пешношского монастыря заимствовали московские монастыри — Сретенский и Покровский, серпуховский — Владычний, коломенские — Голутвин и Бобренев, дмитровский — Борисоглебский, а также пустыни: Оптина, Екатерининская и Давидова. Многие из этих монастырей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношской братии.
Так, в постоянном развитии и обустройстве, прошел XIX в. К началу XX столетия число братии монастыря приближалось к 200 насельникам, не считая послушников и трудников.
Пешношский монастырь был закрыт в 1927 г., дав Русской Православной Церкви четырех новомучеников.
На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. в сонме новомучеников и исповедников Российских прославлены: прмч. Герасим (Мочалов; + 1936), прмч. Иосаф (Шахов; + 1938), прмч. Николай (Салтыков; +1937) и прмч. Аристарх (
Попытка директора музея Дмитровского края К. А. Соловьева превратить монастырь в музей, предпринятая в
В течение нескольких последних десятилетий территорию монастыря занимает Психоневрологический интернат № 3, ныне находящийся в ведении правительства города Москвы.
Главный храм обители — древнейший белокаменный Никольский собор первой трети XV в. — сохранился до наших дней. Под слоем побелки на стенах собора до сих пор сохраняются фрески кисти преподобного Андрея Рублева.
Уникальный архитектурный ансамбль монастыря дополняет прекрасно сохранившаяся колокольня, два нижних яруса которой с аркадами и Богоявленским храмом «под колоколы» отстроены в начале XVI столетия, а два верхних яруса звона добавлены в 1793 г. Церковь под колокольней, являющаяся настоятельской усыпальницей, была освящена в честь преподобного Мефодия.
Рядом с колокольней располагается церковь в честь преподобного Сергия Радонежского, поставленная над мощами святого Мефодия. Этот храм и монастырская колокольня в настоящее время принадлежат верующим и активно реставрируются.
Помимо этих памятников в монастыре сохраняется трапезная церковь Сретения Господня, сооруженная в первой половине XVI в. В подклети церкви — уникальная одностолпная палата, созданная по типу подобных палат Андроникова монастыря и Грановитой палаты Московского Кремля.
В
Внутри Никольского собора и на монастырском кладбище покоится прах представителей известных российских дворянских родов, среди которых: Оболенские, Волконские, Долгоруковы, Вяземские, Апраксины, Орловы, Ушаковы, Тургеневы, Майковы, Тухачевские, Вельяминовы, Юшковы, Квашнины, Топорковы и многие другие.
Официальное открытие
2 сентября 2007 г., в воскресенье, когда Святая Церковь празднует память всех Московских святых. Торжественное богослужение, посвященное открытию древней обители, в этот исторический день совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении епископа Серпуховского Романа, благочинного монастырей Московской епархии.
В Сергиевском храме
Во время богослужения Владыкой Ювеналием были совершены две хиротонии клириков Солнечногорского благочиния: диакон Сергий Ванюков рукоположен во иерея, Илия Теняев — во диакона.
После праздничного богослужения настоятель
Со словом поздравления выступил глава Дмитровского муниципального района Валерий Васильевич Гаврилов. Он преподнес обители Феодоровскую икону Пресвятой Богородицы.
Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий передал в дар обители образ преподобного Мефодия, первого игумена Пешношского. Обращаясь к верующим со словом архипастырского назидания, он сказал:
«Трудно без волнения говорить о том, чему мы являемся свидетелями и участниками на нашей земле. За эти годы много у нас открыто храмов. Сегодня мы открываем двадцать четвертый монастырь в Московской епархии. Когда мы приступаем к реставрации древних святынь, невольно хотим понять психологию людей, которой они руководствовались в годы богоборчества. Они думали, что Церковь никогда уже сюда не вернется. Я только вчера посещал город Коломну и видел, как реставрируется
За тридцать лет своего управления Московской епархией я видел город Дмитров в разном состоянии. Иногда я приезжал туда, а иногда, огорчаясь, говорил: „Пока в кафедральном соборе располагается музей, я не поеду в город Дмитров“. Кажется, братья и сестры, это было совсем недавно. Но сегодня не только музей переведен в более благоприятное и подходящее место, но буквально произошло чудо: за короткое время, благодаря тому, что глава города Дмитрова Валерий Васильевич возглавил восстановление и реставрацию собора, он приведен в такое благолепное состояние, в каком, я думаю, не был никогда за века своего существования. Да и другие храмы Дмитрова и Дмитровского района также с любовью восстанавливаются и реставрируются. В настоящее время Дмитров — один из самых красивых городов нашего Подмосковья. И теперь хочется чаще бывать здесь, чтобы вместе молиться у этих святынь, чтобы призывать Божие благословение на жителей этого древнего, славного города.
Эта святыня была забыта людьми, но не Господом! Несмотря на то, что в недалекие годы стали передавать, возвращать храмы и монастыри Русской Церкви, я с терпением ожидал того времени, когда очередь дойдет до
Восстановить этот монастырь взялся Валерий Васильевич: он даже назвал короткие сроки, за которые предполагает с Божьей помощью это сделать. Нам остается благодарить вас, дорогой Валерий Васильевич, и молиться, чтобы Господь послал вам больше единомышленников, жертвователей, с помощью которых удастся исполнить эти планы. Я согласен с вами: нельзя заниматься только материальными вопросами. Спаситель говорит, что не хлебом единым будет жив человек, и мы помним, что эти слова можно отнести к минувшему веку, когда люди хотели жизни свои построить без Бога. Все, что в наших возможностях, мы делаем для того, чтобы восстановить традиционные формы служения нашей Церкви своему народу, своей родной земле. Среди прочего мы большое внимание уделяем просветительской деятельности, стараемся, чтобы подрастающее поколение с детских лет знало веру своих отцов, знало историю Отечества, которая неразрывно связана со Святым Православием.
Мы видим сегодня поруганные и голые стены, но мы знаем, что
Сегодня я объявил о том, что Священный Синод 21 августа на своем заседании принял решение открыть монастырь и назначить сюда настоятелем иеромонаха Никона с возведением его в сан игумена. Я думаю, что молодость, образованность, открытость обществу, молитвенность отца Никона помогут ему на этом самом трудном этапе его личной жизни и служения. Из жития преподобного Мефодия мы знаем, что он своими руками и землю копал, и бревна носил, осуществляя строительство. Поэтому для вас, дорогой отец Никон, не нужно искать другого примера: вам нужно последовать преподобному основателю этой обители, подражать ему, насколько хватит сил, и испрашивать его благословения и предстательства пред Господом. Я прошу со своей стороны принять для обители этот образ основателя монастыря преподобного Мефодия Пешношского. Через эту икону он как бы видимым образом возвращается на эту святую землю, освященную его трудами, его подвигами и молитвой. Пусть преподобный Мефодий будет вашим помощником, заступником и покровителем! Пусть он предстательствует за всех, кто трудится для этой обители, кто будет приходить сюда за молитвенной поддержкой, получая просимое от Господа.
Я умышленно говорил о том, с какими чувствами разоряли богоборцы этот монастырь, но мы, слава Богу, достигли такого времени, когда те, кто сейчас обладают этим местом, молятся вместе с нами и вместе с нами будут заботиться о том, чтобы во благовремении восстановить обитель, а медицинское учреждение перевести в более достойное и подходящее для этого место. Желаю, чтобы никто не был огорчен, чтобы все это делалось в согласии и с помощью Божией!
Я хотел бы обратиться сейчас к вам, дорогие братья и сестры, с благодарностью за то, что вы избрали эту обитель для сегодняшней молитвы, оставив в этот воскресный день свои земные попечения, и прибыли сюда из разных мест, чтобы засвидетельствовать свою любовь к Церкви и к этому монастырю. Пусть же преподобный и богоносный отец наш Мефодий Пешношский предстательствует пред Господом о всех нас, исполняя наши молитвы, все, о чем мы просим для нашей временной земной жизни и для жизни вечной в Царствии Небесном! Аминь. Многая и благая лета всем вам, возлюбленные о Господе!»